Курсы валют ( )
USD: 77.03 р. 100 JPY: 73.43 р.
EUR: 91.34 р. 10 CNY: 11.57 р.
Индексы ( )

|

Finam

Новости finance.comon.ru

LentaInformNews

Один остров – две страны

19 Апреля 2011, 02:39 | Хабаровск

На Амуре - ледоход. Жители Большого Уссурийского острова на две недели отрезаны от родной земли и Хабаровска. К Первомаю традиционно будет возведена понтонная переправа. Появится ли с российской стороны бетонный мост?

31 декабря 2010 года губернатор Хабаровского края Вячеслав ШПОРТ подписал постановление, утверждающее концепцию проекта комплексного развития острова Большой Уссурийский на 2010-2016 годы. Заявленная цель - создание на острове туристско–рекреационного комплекса международного значения.

Другие китайцы

По предварительному плану на российской стороне Большого Уссурийского могут возникнуть такие объекты, как аквапарк, конно–спортивный центр, подобие русской деревни и поселение в стиле коренных народов Амура, аттракционы, гостиничные площади, целый набор других объектов, организующих познавательный туризм и отдых российских и иностранных граждан.

Такой подход вполне согласуется с заявленными планами китайской стороны, предполагающими создание на принадлежащей КНР части острова государственного заповедника, ботанического сада, гостиниц, торговых центров. Китай называет свой план проектом «охраны и освоения» острова, подразумевая сохранение его природной и географической уникальности. По межгосударственному замыслу, здесь русские смогут увидеть других китайцев – не тех условно дружелюбных, хитрых и алчных, малообразованных торговцев, дерущихся и обманывающих на рынках в России и КНР. И китайцы надеются увидеть не тех русских, которые безмерно пьют, много ругаются, начисто забывают о нормах морали, «отдыхая» в Поднебесной.

Министр экономического развития и внешних связей Хабаровского края Виктор КАЛАШНИКОВ рассказал корреспонденту «ДК», что новые туристские мощности на острове смогут покрыть существующий дефицит туристического сервиса для хабаровчан, которым предлагается мало мест для цивилизованного отдыха на природе в выходные дни, для организованной рыбалки, шашлыков, купаний и т.д. Кроме того, идея цивилизованного отдыха вместе с китайцами может прийтись по душе части туристов из других городов и регионов Дальнего Востока, а в перспективе – и из западных областей РФ. Но российского турпотока, оцениваемого в 300 тыс. человек в год, для достижения необходимого уровня рентабельности работы туристских и обслуживающих предприятий на острове не хватит. Спасти ситуацию должны китайцы – они рассчитывают на 1-2 млн человек в год. Сохранив природу, власти соседнего государства надеются привлечь сюда желающих дышать чистым воздухом, ловить рыбу, знакомиться с обретенными страной самыми восточными землями, с россиянами и российской культурой.

На китайской части Большого Уссурийского уже полным ходом идет строительство. Соседи быстрыми темпами развивают собственные проекты, также по большей части туристическо-развлекательные. На острове возводятся видовая площадка, колесо обозрения, строится кольцевая автодорога. Заложены фундаменты административных зданий и гостиничных комплексов. Часть мостового перехода через протоку Фуюань на китайскую часть острова уже имеется. Идет строительство железной дороги до Фуюаня, порта для судов, аэропорта, который будет связан с Харбином.

По оценке минэкономразвития Хабаровского края, общий объем российских инвестиций в проекты Большого Уссурийского может составить около 17 млрд рублей в течение ближайших 6 лет. Реализация концепции должна проходить в режиме государственно–частного партнерства. Около 10 млрд рублей – на инфраструктуру - в том или ином виде возьмет на себя государство, остальное – частные инвестиции. Виктор Калашников говорит, что с потенциальными инвесторами разговоры уже были, они считают остров интересным объектом при условии создания на нем необходимой инфраструктуры.

Если не будет российского моста, пункта пропуска, дорог и электросетей, формула «один остров – две страны» будет отражать безрадостную картину современного развития двух государств: освоенная и ухоженная территория КНР и кое–как и кое–чем занятая земля РФ. Нельзя не отметить разницу в темпах решения задач развития: в КНР планы уже одеваются в бетон и стены, а в России еще и утвержденных планов нет. Поэтому 2011 год должен стать временем принятия важнейших решений на уровне федеральной власти.

Время российских решений

Первым таким решением станет подготовка федеральной целевой программы по обустройству границы РФ, которая должна завершиться в апреле этого года. Попадет ли в перечень объектов государственного строительства пункт пропуска на острове Большой Уссурийский? Каким он будет: пассажирским или грузопассажирским? В случае невключения пункта в программу рассчитывать на реализацию планов развития в ближайшие годы вряд ли придется. Специализация пункта пропуска определит, останется ли остров исключительно туристским, или появится возможность обмена локальными грузопотоками между приграничными территориями России и КНР.

Надо сказать, что китайцы рассматривают свои земли на острове как составную часть комплексного экономического развития территорий возле города Фуюань и протоки Казакевичева, где также действует специальный план развития. На Большом Уссурийском, как говорилось, не предполагается активной экономической деятельности. Но создаваемый транспортно–логистический узел, в состав которого входят аэропорт, речной порт, железная и автомобильная магистраль, вряд ли экономически оправдан для доставки даже 2 млн туристов в год. Следовательно, будет формироваться грузопоток.

По данным исследований минэкономразвития Хабаровского края, интерес дальневосточных предприятий РФ к взаимодействию с КНР в этом месте обозначается объемом до 1,7 млн тонн широкой номенклатуры грузов в год. Об объемах в пределах 1,5 млн тонн в год говорят сейчас и китайцы. При этом эксперты правительства края отмечают, что обоюдный грузооборот товаров высокой степени переработки, не превышающий 3 млн тонн в год, не навредит туристской концепции проекта, а только дополнит ее, позволив создать зону бизнес–контактов, предусматривающую и строительство Восточно–Азиатского центра делового сотрудничества, занимающегося, кроме прочего, организацией выставок, презентующих возможности российских предприятий.

Стоит отдельно остановиться на слабом пока месте российского проекта – конкуренции. Дело в том, что при реализации формулы «один остров – две страны», предполагающей свободное перемещение граждан двух страны по территории всего Большого Уссурийского, размещенные здесь российские предприятия вынуждены будут вступить в прямую борьбу за потребителя с компаниями из КНР. Учитывая значительную разницу уровня себестоимости и цен любых услуг в РФ и Китае - гостиниц, общепита, индустрии развлечений - можно предположить, что выиграть в конкуренции россиянам будет, мягко говоря, не просто. Но разработчики российской концепции предполагают, что расположенные на острове предприятия должны тематически дополнять друг друга, что даст загрузку всем. Не исключено, что часть российских объектов с выраженным национальным колоритом будет размещена на китайской стороне, а несколько китайских компаний организуют свой бизнес на российской территории. Но аргументы эта выглядят достаточно слабо.

Еще одним перспективным проектом развития российской части острова могла бы стать организация игорной зоны. Эта идея рассматривалась на начальных стадиях разработки концепции, но не попала в российский проект. Между тем, учитывая запрет на азартные игры в КНР, этот вид бизнеса мог бы стать высокорентабельным и очень привлекательным для инвестиций и без особых налоговых режимов.

Гораздо более радикально предлагают решить проблему китайцы, пока в кулуарах, поднимая вопрос создания на острове единой свободной экономической зоны. Такой формат не только поставит всех в одинаково благоприятные условия, но и усилит уникальность самого проекта. Остров, поделенный между двумя государствами, в мире найти можно, а вот такой остров, на котором действуют одинаковые условия хозяйственной деятельности, – несомненный прорыв в региональном международном сотрудничестве. И от решения российских властей зависит и скорость развития, и его масштабы, и интерес к проекту со стороны мирового сообщества.

Теги:




Новости партнеров





Новости тематики





Новости раздела








Комментарии

  • Правила пользования функцией «Комментарии» на сайте Zrpress.Ru
  • Запрещается:
    1. Нецензурная брань.
    2. Личные оскорбления в любом виде.
    3. Высказывания расистского толка, призывы к свержению власти насильственным путем, разжигание межнациональной розни.
    4. Проявления религиозной, расовой, половой и прочей нетерпимости или дискриминации.
    5. Публикация сообщений, наносящих моральный или любой другой урон любому лицу (юридическому или физическому).
    6. Использовать в имени (нике) адреса веб-сайтов, грубые и нецензурные выражения.
    7. Совершать любые попытки нарушения нормальной работы функции «Комментарии» и сайта.
    8. Осуществление прямой рекламы в сообщениях.
    9. Помещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, а также нечестные приемы ведения дискуссий.
    10. Мнения авторов комментариев может не совпадать с мнение авторов материалов и администраторов сайта. Администраторы имеют право удалить, отредактировать, перенести или закрыть любое ваше сообщение в любое время по своему усмотрению. Оставляя сообщение в «Комментариях», будьте взаимно вежливы и культурны, старайтесь не нарушать установленный порядок.

 

Авторизация:


Анонимно
Авторизовано
E-mail:
Пароль:
Loading...

MarketGidNews