Курсы валют ( )
USD: 71.68 р. 100 JPY: 65.42 р.
EUR: 87.33 р. 10 CNY: 11.22 р.
Индексы ( )

|

Finam

Новости finance.comon.ru

LentaInformNews

Бакалавриат + магистратура

01 Января 1996, 00:00 | Дальний Восток

Россия готовится перенять европейскую модель образования, что серьезно изменит всю систему обучения и преподавания в вузах. Чиновники считают, что это позволит студентам стать более мобильными и конкурентоспособными, а ректоры опасаются наводнить мир недоучками и говорят, что на образовании опять хотят сэкономить.

Двухуровневая структура высшего образования

Как рассказал замдиректора одного из департаментов Минобрнауки Федор ДУДЫРЕВ, вскоре Россия перейдет к принятой на Западе двухуровневой структуре высшего образования по схеме: 4 года бакалавриат + 2 года магистратура. По данным министерства, сегодня так готовят специалистов уже по 110 направлениям и еще по 500 специальностям продолжают выпускать традиционных дипломированных специалистов непрерывного 5-6-летнего цикла обучения.

По словам Федора Дудырева, сосуществование обеих моделей сохранится. Однако перечень направлений для подготовки специалистов сократится и будет утверждаться специальным министерским распоряжением, включая в основном медицинские, инженерные и творческие специальности. Новая структура высшего образования будет выглядеть таким образом: первый уровень - бакалавр, а второй - магистр, или специалист. При этом поступление в магистратуру для бакалавров станет конкурсным, а в аспирантуру их брать и вовсе не будут.

Во исполнение этих задач Министерством образования и науки были внесены в правительство соответствующие законопроекты, которые, как рассказали в Госдуме, будут приняты до конца 2005 года. Одновременно будет значительно сокращен перечень специальностей, в особенности для бакалавров. Эта работа по плану министерства должна завершиться в 2006 году. Сразу после этого - в 2007-2008 годах будут введены и новые госстандарты высшего образования.

Плюсы и минусы

Другим важным новшеством станет переход от традиционной для России зачетной единицы - академического часа - к системе зачетных единиц по типу ECTS (единой трансферной кредитной системы, или кредитов). Тогда студенты начнут учиться не по единому учебному плану, а станут выбирать сами, какие предметы изучать. Определившись, они начнут набирать интересующие их кредиты (зачетные единицы) и модули (части образовательных программ). По завершении каждого такого курса студент получит сертификат, подтверждающий, что курс прослушан, а на основании накопленных кредитов можно будет судить о том, какую часть годовой программы он составляет.

Говоря о необходимости скорейшего введения всех этих мер, чиновники в основном подчеркивали те плюсы, которые, по их мнению, они принесут России. Так, наши дипломы, по их словам, немедленно станут "конвертируемыми", а студенты, для которых якобы тут же откроется весь мир, - "сверхмобильными". Однако большинство участников слушаний эти посулы не убедили.

По мнению многих экспертов, поспешное присоединение к Болонскому процессу принесет российской системе образования не пользу, а вред. Даже пресловутой мобильностью, как подчеркнул депутат Госдумы Николай БЕНЕДИКТОВ, "смогут воспользоваться только самые богатые - у большинства на это просто нет денег". Особенно же, считает Николай Бенедиктов, неудачна идея перехода к двухуровневой системе образования, которая выльется в массовый выпуск "специалистов-недоучек". Кстати, минусы этой системы, уверен парламентарий, понимают и сами реформаторы: "недаром, врачей, у которых они будут лечиться, бакалаврами делать не стали".

Судя по всему, идею "прикидываться болонцами, но делать по-своему" придется в случае насильственного продвижения по этому пути взять на вооружение многим вузам. Как рассказал вице-президент Высшего инженерного совета Владимир ПЕТРОВ, "на предприятиях считают бакалавров полуфабрикатами и не хотят их брать на мало-мальски квалифицированную работу". Это, естественно, вызывает недовольство студентов, которые, по его словам, "могут начать массовые акции протеста".

Сэкономим на студентах?..

Негативное отношение к предлагаемой модели интегрирования российского образования с мировым усиливают и опасения, что оно окончательно превратится в платное. При этом, как подчеркнул член думского комитета по образованию Алексей ЧЕРНЫШОВ, "настоящая европейская модель образования - бесплатная, как, например, в Германии, во Франции или в Финляндии". Предлагаемая же у нас модель не имеет ничего общего с Болонским процессом, "является заокеанской" и вводится лишь с тем, чтобы "сэкономить на образовании", убежден он. Именно экономия на образовании, считают большинство экспертов, и является основной, но негласной целью такого поспешного присоединения к Болонскому процессу.

По данным, приведенным ректором Московского университета экономики, статистики и информатики Владимиром ТИХОМИРОВЫМ, в США государство на каждого студента ежегодно тратит около $ 30 тыс., в Финляндии - $ 15 тыс., в Казахстане - $ 10 тыс., а в России - лишь $ 750. Отсутствие средств, по его мнению, не позволит России воспользоваться и главными плодами Болонского процесса - приобщением к электронному обмену знаниями и электронному учебному процессу, на что Европа ежегодно тратит до $ 9 млрд и что нам явно не по карману.

Потому-то, подчеркнул Владимир Тихомиров, "в первые 10-20 лет после присоединения к Болонскому процессу Россия неизбежно проиграет по всем параметрам". Однако затем, считает он, у нашей системы образования есть шанс выиграть, поскольку "интеграция в мировую систему покажет всему миру истинное положение дел в российском образовании и власти будут вынуждены начать настоящие реформы".

Автор:
Теги:




Новости партнеров





Новости тематики





Новости раздела








Комментарии

  • Правила пользования функцией «Комментарии» на сайте Zrpress.Ru
  • Запрещается:
    1. Нецензурная брань.
    2. Личные оскорбления в любом виде.
    3. Высказывания расистского толка, призывы к свержению власти насильственным путем, разжигание межнациональной розни.
    4. Проявления религиозной, расовой, половой и прочей нетерпимости или дискриминации.
    5. Публикация сообщений, наносящих моральный или любой другой урон любому лицу (юридическому или физическому).
    6. Использовать в имени (нике) адреса веб-сайтов, грубые и нецензурные выражения.
    7. Совершать любые попытки нарушения нормальной работы функции «Комментарии» и сайта.
    8. Осуществление прямой рекламы в сообщениях.
    9. Помещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, а также нечестные приемы ведения дискуссий.
    10. Мнения авторов комментариев может не совпадать с мнение авторов материалов и администраторов сайта. Администраторы имеют право удалить, отредактировать, перенести или закрыть любое ваше сообщение в любое время по своему усмотрению. Оставляя сообщение в «Комментариях», будьте взаимно вежливы и культурны, старайтесь не нарушать установленный порядок.

 

Авторизация:


Анонимно
Авторизовано
E-mail:
Пароль:

Популярно

Loading...

MarketGidNews