Курсы валют ( )
USD: 79.33 р. 100 JPY: 76.04 р.
EUR: 92.63 р. 10 CNY: 11.84 р.
Индексы ( )

|

Finam

Новости finance.comon.ru

LentaInformNews

Вузы на перепутье

01 Января 1996, 00:00 | Дальний Восток

25 мая в школах Владивостока прозвенел последний звонок, и выпускники начали усиленно готовиться к выпускным, а затем и вступительным экзаменам в вузы. Абитуриентам этого года повезло: прием в вузы в этом году будет осуществляться без изменений. Значительного или сколько-нибудь серьезного сокращения бюджетных мест, по крайней мере, в Приморье, не планируется. А вот о том, что будет с системой высшего профессионального образования через год-другой, не берутся прогнозировать ни чиновники, ни ректоры вузов.

Слухов о том, что будет с высшим образованием уже завтра, ходит великое множество. Например, говорят о том, что в списке государственных останутся всего 20 вузов в России, причем среди них нет ни одного дальневосточного. Согласно другим источникам, вузы уже через несколько лет будут разделены на три категории (федеральный, региональный и муниципальный), согласно которым и будет происходить финансирование. Совсем недавно были озвучены и вовсе шокировавшие абитуриентов и их родителей цифры: в 2005/2006 учебном году количество бюджетных мест по России сократится на 43 тыс.

Набор студентов - дело вузов

В Департаменте образования и науки администрации Приморского края все эти слухи не подтвердили. По крайней мере, на текущий год. А что будет дальше, не знают, похоже, даже в Министерстве образования.

"Хотя министр образования неоднократно озвучивал информацию о том, что в этом году бюджетных мест по России будет меньше, в Приморье значительного уменьшения числа бесплатных мест мы не прогнозируем, - говорит руководитель отдела высшего образования Департамента образования и науки администрации Приморского края Екатерина ЧЕРНОВИЦКАЯ.

- С 2006 г., по планам Минобразования, мы должны перейти к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) и вслед за ним к государственным именным финансовым обязательствам (ГИФО).

Два эти процесса очень связаны. От результата, который получит выпускник школы на едином государственном экзамене, будет зависеть та сумма, которая придет вслед за ним в учебное заведение. А дальше - по цепочке: будет составляться рейтинг учебного заведения, рейтинги профессий и т.д. Наш край в эксперименте по ЕГЭ не участвовал, хотя отдельные механизмы (например, тестирование) вузами применяются на практике, и это уже отработано. Перейдем ли мы в следующем году на систему ЕГЭ, а впоследствии и к ГИФО - сказать очень сложно. Тем более что ректорский корпус Приморья эту идею не очень поддерживает. Ректорам вузов гораздо больше по душе уже зарекомендовавшая себя на практике с положительной стороны в других странах система государственных образовательных кредитов".

"Государство должно понимать, куда стоит вмешиваться, а куда нет, - считает председатель Совета ректоров Приморского края, ректор МГУ им.Невельского Вячеслав СЕДЫХ. Прием студентов - это дело университетов, вуз может вообще взять абитуриентов без экзаменов. Государственная задача на выходе осуществить контроль - аттестация, лицензирование, аккредитация. Дело государства - определить госзаказ и оплатить его на 100% по нормативам. Причем государство может регулировать и социальную потребность в специалистах. На мой взгляд, в России при ее огромной территории не может развиваться образование без поддержки государства".

Проблемный госзаказ

Кстати, заказ государства на подготовку специалистов как раз одно из самых больных мест системы образования, "вылечить" которое не может даже идущее уже несколько лет реформирование.

"До сих пор мы не можем спрогнозировать точное количество нужных специалистов - еще нет механизма, когда на пять лет вперед все это можно просчитать, - говорит Е. Черновицкая. - Например, вузы Приморья выпускают большое количество экономистов, но какого уровня должен быть экономист через пять лет, можно только догадываться. Сохраняется интерес к юридическим и экономическим профессиям. Растет спрос на специальности, связанные с информационными технологиями. Несколько вырос интерес к инженерным профессиям. Мы бы хотели связать интерес молодежи с теми отраслями, которые мы планируем развивать в крае. Это строительство, нефтегазовая отрасль, туризм и международные отношения, транспорт, рыбная отрасль, сервис. Безусловно, государство сохранит за собой государственный заказ, который будет обеспечиваться финансами, и конкурс на размещение государственного заказа. Рассматривается вопрос о том, чтобы государственный заказ предусматривал обязательное трудоустройство. И это, наверное, будет правильным. Если ты получил образование за государственные средства, то какое-то время надо отработать там, где государству необходимо. А если выпускник не хочет отрабатывать, то надо разрабатывать механизмы возврата государственных средств за обучение".

"Никто сегодня не может сказать, сколько выпускников тех или иных специальностей нам будет нужно через пять лет, - говорит ректор ДВГТУ Геннадий ТУРМОВ. - Пока уповаем на то, что рынок сам скорректирует. Но нам нужен план. Мы - инерционная система. Почему сегодня есть дефицит инженерных специальностей? Потому что в свое время вузы перешли на подготовку экономистов, юристов и т.д. Я ничего против них не имею, но здесь должен быть баланс. А ведь несколько лет назад кричали, что у нас перепроизводство инженеров. Но сейчас пришли к тому, что этих кадров не хватает. И они востребованы".

Магистр или бакалавр?

Много споров вызывает и переход системы высшего образования на двухуровневую систему подготовки специалистов.

"Вопрос двухуровневой подготовки - очень серьезный. И мы пока не готовы перейти на эту систему. И в первую очередь потому, что к этому не готов работодатель: ему пока так никто и не объяснил, кто такой бакалавр. Тут должна быть проделана определенная работа Министерством труда в том числе, чтобы определить это понятие для работодателя, - считает Екатерина Черновицкая. - Но мнение ректоров таково: целесообразно вводить бакалавриат не по всему спектру подготовки, а по определенному количеству гуманитарных профессий. Сейчас у нас в крае сложилась трехуровневая система подготовки - бакалавр, специалист и магистр. Наверное, это оптимальная схема - отказываться полностью от пятилетней подготовки специалистов не совсем разумно, несмотря на Болонский процесс, в который мы входим".

"К Болонскому процессу у меня особое отношение, - говорит Г. Турмов. - Понятно, что это историческая необходимость: введена единая европейская валюта - евро, теперь нужен единый диплом, который в своем роде тоже валюта. Но, по-моему, это стрижка под одну гребенку всех вузов всех стран, входящих в ЕЭС. А как нам быть - евро-азиатской огромной стране, Дальний Восток которой менее всего связан с европейской системой. Нам ближе страны АТР. И связанный с Болонским процессом переход на двухуровневую систему подготовки специалистов, тоже, на мой взгляд, не совсем оправдан".

По мнению ректора ВГУЭС Геннадия ЛАЗАРЕВА, двухуровневая система подготовки специалистов даст экономике толчок к развитию: "В странах с рыночной экономикой уже давно придумано, что не надо всех специалистов готовить 5 лет. И сейчас в рамках Болонского процесса, к которому мы присоединились, у нас бакалавра готовят 3-4 года, магистра - 1 год. И для того, чтобы страну продвигать вперед, не надо всех готовить 5 лет. Достаточно 70-80% студентов учить 3-4 года и давать им степень бакалавра. А порядка 15-20% выпускников нужно обучить по программе магистра. И таким образом через 3-4 года из университета выходят выпускники, которые идут в реальный бизнес, и самое главное, что в основе своей и общество, и бизнес, и выпускники считают, что этого им достаточно".

Грядет ли сокращение?

Сокращение числа государственных вузов и разделение их на категории также вызывает опасение в ректорской среде. Тем более что региональная и муниципальная власти в Приморье пока не готовы содержать за счет своего бюджета высшие учебные заведения.

"Пока называются цифры, что останется всего 20 национальных вузов в стране, которые будут финансироваться из государственного бюджета, иметь полную автономию. А остальные вузы предусмотрено разделить на три уровня: федеральный, региональный, муниципальный, - говорит Е. Черновицкая. - Пока процесс не начался, потому что это достаточно сложно. А в таком регионе, как наш, трудно говорить, что хотя бы один вуз мы бы могли достойно содержать за счет краевого бюджета. Тут тоже вузовская общественность оказывает этому процессу большое сопротивление. Потому что это связано с тяжелыми последствиями, среди которых резкое повышение платы за обучение, банкротство и ликвидация вузов и т.д. Но здесь дело не только в деньгах. Разрывается единое образовательное пространство страны. Если у нас останется один вуз федерального уровня, то он и будет реализовывать в крае единое образовательное пространство страны. А остальные вузы? Поэтому этот вопрос не только экономический, но и политический".

По мнению Г. Турмова, сокращение числа вузов все-таки произойдет. Но закрывать их силовыми методами никто не будет. "Их просто передадут на субъекты федерации, а субъекты федерации передадут в муниципалитет. А после этого вузы сами закроются - не будет средств, не будет поддержки, само по себе высшее образование без поддержки государства просто не выживет", - считает ректор ДВГТУ.

"Перспектива сокращения вузов - не за горами, и мы к ней готовимся, - говорит Г. Лазарев. - Чтобы университет был конкурентным, в нем должна быть создана среда. Я глубоко убежден в том, что дети придут учиться туда, где это будет сделано. Здесь студенты должны не только учиться, им должно быть интересно в университете. Выживет тот, кто будет конкурентоспособен, тот, кого выберут студенты, выживут те, кого поддержат работодатели".

На содержание к работодателю?

Кстати, на поддержку вузов работодателями рассчитывают и "отцы" реформ. Вопрос о том, почему государство должен учить студентов за собственный счет, а работодатель получать их после вуза совершенно бесплатно, все чаще звучит из уст чиновников Минобразования. В связи с этим правительство подготовило федеральный законопроект, позволяющий объединениям работодателей, крупным промышленным предприятиям участвовать в государственной образовательной политике. А именно - совместно с государственными органами определять количество бюджетных мест, направления подготовки, участвовать в трудоустройстве и стажировке молодых специалистов.

И в последние годы работодатели действительно все пристальнее стали присматриваться к молодым специалистам. К этому подталкивает, с одной стороны, дефицит квалифицированных кадров на рынке труда. С другой стороны, выпускники становятся все более подготовленными к встрече с работодателем. И в этом немалая заслуга вузов. Однако сделать для вуза заказ на подготовку определенного числа специалистов, с указанием необходимого набора знаний и навыков, которые должен иметь молодой специалист, работодатели пока не готовы. Это показывают и опросы работодателей.

Например, не так давно были озвучены результаты опроса работодателей Приморья, проведенного Региональным центром проблем качества при ДВГУ. Оказалось, что 70% опрошенных экспертов считают, что пока работодатели не готовы оплачивать подготовку специалиста "под себя" и лишь 18% экспертов, уверены в том, что работодатели уже готовы это делать. 12% вообще затруднились с ответом. Среди причин, по которым предприятия, организации и учреждения не готовы в настоящее время оплачивать подготовку специалистов, в частности, были названы отсутствие финансирования по статье "подготовка кадров" и отсутствие гарантий в том, что специалист будет работать на данном предприятии.

В общем, ситуация складывается следующим образом - государство постепенно отказывается от содержания вузов, а работодатели пока не готовы платить за обучение своих потенциальных сотрудников. Поэтому самыми реальными инвесторами вузов сегодня становятся частные лица, а точнее родители абитуриентов, многие из которых уже готовы к тому, чтобы оплачивать получение образования. Другое дело, что к учебным заведениям они теперь будут относиться более придирчиво.

Автор:
Теги:




Новости партнеров





Новости тематики





Новости раздела








Комментарии

  • Правила пользования функцией «Комментарии» на сайте Zrpress.Ru
  • Запрещается:
    1. Нецензурная брань.
    2. Личные оскорбления в любом виде.
    3. Высказывания расистского толка, призывы к свержению власти насильственным путем, разжигание межнациональной розни.
    4. Проявления религиозной, расовой, половой и прочей нетерпимости или дискриминации.
    5. Публикация сообщений, наносящих моральный или любой другой урон любому лицу (юридическому или физическому).
    6. Использовать в имени (нике) адреса веб-сайтов, грубые и нецензурные выражения.
    7. Совершать любые попытки нарушения нормальной работы функции «Комментарии» и сайта.
    8. Осуществление прямой рекламы в сообщениях.
    9. Помещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, а также нечестные приемы ведения дискуссий.
    10. Мнения авторов комментариев может не совпадать с мнение авторов материалов и администраторов сайта. Администраторы имеют право удалить, отредактировать, перенести или закрыть любое ваше сообщение в любое время по своему усмотрению. Оставляя сообщение в «Комментариях», будьте взаимно вежливы и культурны, старайтесь не нарушать установленный порядок.

 

Авторизация:


Анонимно
Авторизовано
E-mail:
Пароль:
Loading...

MarketGidNews