Курсы валют ( )
USD: 72.22 р. 100 JPY: 65.63 р.
EUR: 85.99 р. 10 CNY: 11.21 р.
Индексы ( )

|

Finam

Новости finance.comon.ru

LentaInformNews

"Нептун" почти не виден

01 Января 1996, 00:00 | Дальний Восток

В номере за 28 апреля в заметке "Пропавшие без вести?" "ЗР" рассказал о загадочной судьбе разведывательного бомбардировщика ВМФ США P2V Neptune, сбитого 6 ноября 1951 года к юго-востоку от Владивостока. Самолет-шпион уничтожили два истребителя ЛА-11, пилотируемые старшими лейтенантами Иваном ЛУКАШЕВЫМ и Моисеем ЩУКИНЫМ. Радиоперехват подтвердил, что "американец" внедрился в воздушное пространство Советского Союза и был сбит на законном основании. Об этом через три дня после инцидента был проинформирован сам Иосиф СТАЛИН. Согласно официальным данным, место падения "Нептуна" тогда якобы не обнаружили, а экипаж бомбардировщика, 10 человек, до сих пор числится пропавшим без вести.

"Нептун" ли это?

В апреле 2005 года во Владивосток на поиски пропавших летчиков приезжали эксперты комиссии по делам американских военнопленных: подполковник армии США Майкл О'ХАРА, контр-адмирал в отставке Борис НОВЫЙ и переводчик Вячеслав СОРОКИН. Они встретились с жителем Владивостока Дмитрием НАГИРНЫМ, который видел в мае 1952 года на Шаморском перевале обломки иностранного самолета. Но поход к этому месту 53 года спустя успеха не принес. Эксперты "Нептун" не нашли. Среди поисковиков был и корреспондент "ЗР".

Через 10 дней после публикации "Пропавших без вести?" в редакцию позвонил неизвестный и сказал, что нашел "Нептун"! "Золотой Рог" с заметкой об американском самолете попал к Анатолию КОРБОЛИНУ совершенно случайно. Прочитав ее, мужчина вспомнил, что в 2004 году, собирая грибы в лесу на Океанском хребте, так официально именуется Шаморский перевал, он наткнулся на большое количество кусков ржавого металла и оплавленного алюминия. Год спустя Анатолий дважды ходил к тому месту, и не зря.

- Если бы я не предполагал, что здесь разбился самолет, то прошел бы мимо. Мало ли железа в лесу? Я тоже сначала так решил, пока не нашел гильзы от пулемета, пулеметные пули, куски тросиков, клепки от куртки. И еще под листвой много битого стекла и оплавленных кусков алюминия, - рассказал Анатолий.

За два дня он отыскал около десятка обгоревших пулеметных гильз без признаков использования. Причем в трех из них пороховая смесь отсутствовала. Очевидно, она выгорела, когда самолет пылал. Практически все гильзы были развороченными, как распустившиеся гвоздики, и без капсюлей. Вероятно, они также "самоликвидировались" в пламени. Просеивая землю, Анатолий нашел две "собачки" от застежки "молния". На "собачках" четко читались слова: с одной стороны - "TALON", с другой - "Made in U.S.A. Talon".

Кроме того, он откопал две хромированные детальки с надписями на английском: "BUSS HBR 125" и "BUSS HJR 225". Они, как и клейменые "собачки", давали надежду на то, что Корболин действительно нашел место падения американского самолета. Только вот "Нептун" ли это?

Досье

Летно-технические характеристики разведывательного бомбардировщика ВМФ США P2V Neptune: размах крыла - 30.48 м; длина самолета - 23.72 м; высота - 8.58 м; максимальная взлетная масса - 28612 кг; максимальная скорость - 515 км/ч; дальность полета - 6405 км; потолок - 8200 м; экипаж - 7 человек. Вооружение: шесть передних 20-мм пушек, два 12.7-мм пулемета и две 20-мм пушки сзади.

Но самыми важными находками Анатолия были: военно-морская кокарда с якорем в центре золоченого овала и очки с диоптриями в пластмассовой оправе без правой душки. Кокарда и очки лежали рядышком под 10 сантиметровым слоем земли.

Показания "очевидцев"

Среди старожилов станции Океанская, проживающих на улице Шевченко и Клевера, это в нескольких километрах от места наших раскопок, до сих пор бытует легенда о гибели на Шаморском перевале в начале 50-х годов советского самолета. В этом, например, меня горячо убеждала 83-летняя Мария СИНЯЕВА. Ее муж, ныне покойный, всю жизнь проработавший лесником, в свое время рассказывал, что трем летчикам с того самолета даже собирались поставить (или поставили?) памятник на месте их гибели. А самих героев похоронили на старом кладбище на улице Клевера.

Легенду о падении советского самолета рассказывают и другие немногочисленные "очевидцы", с которыми я общался. Их словам можно было бы верить, если бы не одно "но". Все "свидетели" узнали о трагедии на перевале из чужих уст. Они так и говорили: "мне рассказывали...", или "я слышал, что...", и так далее. Сегодня этим сказителям около 70 лет и больше. Напомним, что "Нептун" сбили в 1951 году, во время "холодной" войны и войны в Корее, когда США для Советского Союза были страной "вероятного противника". И вся информация о "коварных буржуинах", как позитивная, так и негативная, тем более военная, засекречивалась или преподносилась советскому народу в нужном свете.

С большой долей вероятности можно предположить, что в ноябре 1951 "уши" об истории разбившегося самолета вылезли наружу. Но сработала контрпропаганда, и они были аккуратно "причесаны" под "героически погибших советских летчиков". Именно эту версию и привили нашим гражданам умелые сталинские политтехнологи и пропагандисты. Тогда это было несложно сделать. Но это только версия.

Кстати, некоторые скептики убеждали меня, что погибший самолет хоть и был made in U.S.A., но полученный по ленд-лизу, а значит, "служил" России. Но в это верится с трудом. Во-первых, в те годы наша авиационная промышленность полностью обеспечивала Красную армию и гражданскую авиацию. И мы не нуждались в подачках империалистов. Правда, ленд-лизовские "Дугласы", выжившие в Великой Отечественной, тогда использовались в арктической авиации. Но в Приморье их не было.

Во-вторых, обломки самолета, точнее, то, что от него осталось, по словам Анатолия Корболина, были в дырках от пуль как дуршлаг. В чем я позже убедился. Только безумцу может прийти в голову, что наши летчики расстреляли свой же самолет. А вот противника - без проблем.

Откуда пуля от "Калашникова"?

Между тем Анатолий поначалу категорически отказывался показать место "археологических" раскопок. То он ссылался на занятость огородом, то на суровую супругу, "запрещавшую ему заниматься пустяками". Его несговорчивость посеяла сомнения не вешают ли мне лапшу на уши? Потом он согласился отвести меня туда при условии, если американские эксперты конкретно скажут, что эти предметы - с самолета. На что я ему ответил, что для этого нужно время.

- Как ты думаешь, они что-нибудь за это заплатят? - спросил Анатолий, прощаясь.

- Кто они? - не понял я.

- Ну, родственники летчиков, - пояснил "черный археолог". - Я же свое время тратил на поиски.

Обескураженный, я пообещал "подсуетиться".

...Анатолий объявился через два дня. Он позвонил и сказал, что взял отпуск и согласен на "экспедицию". Путь к "Нептуну" мы начали от автобусной остановки "Перевал", далее спустились по просеке высоковольтной ЛЭП. Пройдя около километра, свернули в лес на "генеральскую" дорогу. Так местные величают две еле заметные колеи, раскисшие от дождей. Куда они ведут, неизвестно. Мой персональный Сусанин говорит, что эту дорогу делали пленные японцы, и в свое время она была вымощена булыжником.

...Корболин шел молча, ориентируясь по только одному ему известным приметам. Какое-то время идем вдоль русла какой-то шустрой речушки, потом перепрыгиваем ее и резко поворачиваем влево. К моему удивлению, на другом берегу обнаруживается заросшая тропа. Через пару сотен метров Анатолий останавливается и поднимает с земли тяжеленный лист бронезащиты толщиной 4 мм. Еще через сотню метров находим такой же. На бронелистах - вмятины от пуль.

- Видишь просеку? - показывает мой проводник в сторону сопки.

Присмотревшись, я действительно вижу, почти угадываю прямую линию прореженного леса, скрывающуюся в тумане.

- Если по ней идти, как раз на то место и придешь, - говорит Анатолий.

...54 года спустя от представителя некогда былой военной мощи американского империализма осталось лишь ржавое железо и круглыми отверстиями с рваными изогнутыми краями. Это дырки от пуль. Анатолий сразу же находит в земле несколько пулеметных пуль и гильз, цоколь от 5-контактной радиолампы с надписью по-английски. А я лишь - дождевых червей, капли оплавленного алюминия да куски полуистлевшего окрашенного брезента. Но вот подфартило и мне. Под кучей камней нахожу три карабина от парашюта.

Кстати, это была очень необычная, какая-то остроконечная куча камней. Я бы назвал ее рукотворной. На мой взгляд, природе не под силу так аккуратно уложить булыжники - внизу массивные, вверху поменьше. Более всего куча была похожа на могилу...

- Брось надрываться! - кричит мне Анатолий. - Иди сюда, здесь земля помягче.

Но я продолжаю раскопки. В сторону летит один булыжник, другой, третий, а под четвертым я нахожу полуистлевшие куски ткани, стреляную пулеметную гильзу и пулю. Она гораздо меньше пулеметной. Анатолий говорит, что это пуля от АК-47.

(Продолжение следует.)

Автор:
Теги:




Новости партнеров





Новости тематики





Новости раздела








Комментарии

  • Правила пользования функцией «Комментарии» на сайте Zrpress.Ru
  • Запрещается:
    1. Нецензурная брань.
    2. Личные оскорбления в любом виде.
    3. Высказывания расистского толка, призывы к свержению власти насильственным путем, разжигание межнациональной розни.
    4. Проявления религиозной, расовой, половой и прочей нетерпимости или дискриминации.
    5. Публикация сообщений, наносящих моральный или любой другой урон любому лицу (юридическому или физическому).
    6. Использовать в имени (нике) адреса веб-сайтов, грубые и нецензурные выражения.
    7. Совершать любые попытки нарушения нормальной работы функции «Комментарии» и сайта.
    8. Осуществление прямой рекламы в сообщениях.
    9. Помещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, а также нечестные приемы ведения дискуссий.
    10. Мнения авторов комментариев может не совпадать с мнение авторов материалов и администраторов сайта. Администраторы имеют право удалить, отредактировать, перенести или закрыть любое ваше сообщение в любое время по своему усмотрению. Оставляя сообщение в «Комментариях», будьте взаимно вежливы и культурны, старайтесь не нарушать установленный порядок.

 

Авторизация:


Анонимно
Авторизовано
E-mail:
Пароль:

Популярно

Loading...

MarketGidNews