Курсы валют ( )
USD: 71.68 р. 100 JPY: 65.42 р.
EUR: 87.33 р. 10 CNY: 11.22 р.
Индексы ( )

|

Finam

Новости finance.comon.ru

LentaInformNews

Конец бесплатной школы в России

01 Января 1996, 00:00 | Дальний Восток

На фоне монетизации льгот и коммунальной реформы изменения, происходящие в системе школьного образования, не вызывают широкого общественного резонанса и едва ли интересны кому-либо, кроме учителей и родителей школьников.

Да и что особенного может произойти в этой, пожалуй, самой консервативной сфере? Реформа школы идет уже не первое десятилетие, но все так же первого сентября спешат смешные первоклашки с букетами, все так же в мае звенит последний звонок, по-прежнему подростки вынуждены рассуждать о лирике ПУШКИНА и судьбоносной встрече Андрея Болконского с дубом.

Между тем чиновники от образования, заявляя, что реформа школы - неотъемлемая часть реформирования общества, говорят правду. В том смысле, что коммерциализация общественных отношений неизбежно должна затронуть и такое социальное благо, как "всеобуч" (всеобщее бесплатное среднее образование).

Связано это в первую очередь с повсеместным введением так называемого профильного обучения.

Идея сама по себе не нова. Она с большим или меньшим успехом отрабатывалась столичными (в первую очередь коммерческими) школами на протяжении последних лет. Смысл ее в том, что школа заключает договор с одним или несколькими вузами об открытии спецклассов, в которых учителя совместно с институтскими преподавателями осуществляют подготовку школьников к поступлению в вуз-партнер. Обычной практикой (почти прекратившейся с введением единого госэкзамена) было предоставление со стороны института разнообразных льгот выпускникам подопечных школ. 100%-ной гарантии поступления это не давало, но по ряду позиций значительно облегчало судьбу абитуриента. Вузы в свою очередь получали подготовленных первокурсников, а школы - гарантированный набор в старшие классы (что для коммерческих учебных заведений жизненно важно). Таким образом, каждая заинтересованная сторона имела свой профит.

Разумеется, за обучение в подобном классе необходимо было платить, но поступление в вуз давно уже требует финансовых вложений со стороны абитуриента, и по сравнению с наймом репетиторов выходила даже определенная экономия.

С повсеместным введением "профильного обучения" эта система выходит из рамок частной инициативы отдельных школ и становится обязательным элементом среднего образования. Если не принимать во внимание очевидного для профессионалов противоречия между системой единого госэкзамена и индивидуальной специализированной подготовкой, можно только поприветствовать распространение такого прогрессивного опыта.

Одно небольшое "но"... Прежде родители девятиклассника выбирали: а) между десятым классом и ПТУ (теперь это называется колледж), б) между платной и бесплатной школой. В новых условиях выбор ограничится первым пунктом. Ни один чиновник, да и ни один директор в официальной беседе не признается вам, что профильное обучение - это завуалированный переход к платному школьному образованию (по крайней мере, в старших классах). Вопрос этот целомудренно обходится даже в самой образовательной среде, напирают в основном на повышение качества образования, сознательный профессиональный выбор и т. п. Если же коротко резюмировать частные разговоры в образовательной среде на эту тему, главный вопрос (риторический) звучит так: а смогут ли дети из интеллигентских семей (в том числе учительские дети) попасть в старшие классы? Кого мы будем учить?

Что касается позиции родителей - и без сложных социсследований ясно, что людей, способных оплачивать образование своих детей в течение 7 лет (2 года школы + 5 лет института), не так много.

Таким образом, заинтересованные стороны - школа и родители - реформами не довольны. Кому же тогда это выгодно?

Отвергая теорию всемирного заговора (мол, некие злодеи задумали сгубить интеллектуальный потенциал России), осмелимся высказать несколько соображений.

Во-первых, государство снимает со своей шеи многомиллионную армию учителей и школьников.

Во-вторых, берет под контроль финансовые потоки, циркулирующие в сфере образования (ту же цель, очевидно, преследует и ЕГЭ).

В-третьих, все это можно интерпретировать как "наезд" государства на средний и мелкий бизнес в лице коммерческих школ - слишком хорошо им, по мнению чиновников, сейчас живется (см. историю НЭПа).

В-четвертых, вероятно, государству просто не нужно такое количество людей с высшим образованием. Чем государство богатеет? Продажей ископаемых! Делайте выводы.

Нынешняя школьная реформа вызывает массу исторических ассоциаций - от петровского копирования западных моделей до николаевской системы сословного образования.

А и правда, как-то этот "всеобуч" девальвирует, как-то понижает статусность, создает иждивенческие настроения... Полученное некогда образование позволяет автору статьи философически смотреть на неотвратимое течение исторических процессов. Если бы не сын-восьмиклассник...

Автор:
Теги:




Новости партнеров





Новости тематики





Новости раздела








Комментарии

  • Правила пользования функцией «Комментарии» на сайте Zrpress.Ru
  • Запрещается:
    1. Нецензурная брань.
    2. Личные оскорбления в любом виде.
    3. Высказывания расистского толка, призывы к свержению власти насильственным путем, разжигание межнациональной розни.
    4. Проявления религиозной, расовой, половой и прочей нетерпимости или дискриминации.
    5. Публикация сообщений, наносящих моральный или любой другой урон любому лицу (юридическому или физическому).
    6. Использовать в имени (нике) адреса веб-сайтов, грубые и нецензурные выражения.
    7. Совершать любые попытки нарушения нормальной работы функции «Комментарии» и сайта.
    8. Осуществление прямой рекламы в сообщениях.
    9. Помещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, а также нечестные приемы ведения дискуссий.
    10. Мнения авторов комментариев может не совпадать с мнение авторов материалов и администраторов сайта. Администраторы имеют право удалить, отредактировать, перенести или закрыть любое ваше сообщение в любое время по своему усмотрению. Оставляя сообщение в «Комментариях», будьте взаимно вежливы и культурны, старайтесь не нарушать установленный порядок.

 

Авторизация:


Анонимно
Авторизовано
E-mail:
Пароль:

Популярно

Loading...

MarketGidNews