Курсы валют ( )
USD: 76.42 р. 100 JPY: 70.76 р.
EUR: 92.04 р. 10 CNY: 11.78 р.
Индексы ( )

|

Finam

Новости finance.comon.ru

LentaInformNews

Эксклюзивное интервью Игоря ПУШКАРЁВА, главы Владивостока: Надо менять сознание

22 Июня 2012, 16:57 | Владивосток

Хорошо помню весну 2008 года, накануне выборов главы города. А точнее, то, насколько позитивно реагировали представители владивостокского бизнеса на самого молодого сенатора в Совете Федерации, человека из предпринимательской среды, как на потенциального мэра. Явка на любое мероприятие, куда он должен был прийти, пусть даже всего лишь с приветственной речью, была гарантирована: бизнес шел «на ПУШКАРЁВА».

Совпали ли представления бывшего предпринимателя об управлении городом с реальностью, что является основным сдерживающим фактором развития владивостокского бизнеса, в чем заключается главный капитал города и что нужно сделать для его сохранения – об этом «ДК» говорит с мэром Владивостока Игорем ПУШКАРЁВЫМ четыре года спустя.

– Игорь Сергеевич, когда вы были «по ту сторону» кабинета мэра, как вы представляли себе эту работу? В чем оказалась самая большая сложность управления городом?

– Иллюзий не было, я всегда понимал, что управлять городом – огромный труд. Но на деле столкнулся еще и с несовершенным законодательством, регулирующим деятельность муниципалитетов. Всего один пример: небезызвестная дорога Снеговая – Горностай. Она до сих пор не достроена, мы судимся с недобросовестным подрядчиком. Почему? Действовали по закону: провели тендер, заплатили подрядчику аванс, все как положено. А он сделал часть работ и скрылся с деньгами. В итоге все равно процесс выиграем, взыщем полную стоимость аванса, штрафы, но время-то уже потеряно. И сейчас мы вынуждены идти на не самые популярные меры для бизнеса, чтобы муниципальные заказы доводились до конца – дороги ремонтировались, сады строились и т. д. Ставим условия, что деньги из бюджета победитель контракта получит только тогда, когда работы выполнит, а мы их примем. Это, безусловно, не улучшает бизнес-климат города. Но пока законодательство таково – это единственный выход. Кстати, не будь специального Закона о саммите, ни один объект не был бы построен вовремя: cроки нужно было бы умножить на пять, а стоимость строительства, как минимум, на два.

– Как считаете, удалось ли вам сделать то, чего вы сами, когда были предпринимателем, ждали от местной власти?

– Мне бы хотелось решить главный вопрос – земельный. Предприниматели уже долгие годы сталкиваются с большой проблемой, когда пытаются во Владивостоке оформить землю. Бизнесмены приходят ко мне с интересными для города проектами, которые принесут налоги в бюджет, дадут новые рабочие места, сделают краевую столицу еще более привлекательной, но сейчас мне нечего им предложить. Городской землей распоряжается краевой департамент земельных отношений. Если передать землю муниципалитету – можно существенно сократить сроки рассмотрения заявок по земле. В том же Спасске, например, для получения земельного участка по регламенту требуется 140 суток, а во Владивостоке – 450-460, при условии, что в документах не найдут неправильно поставленную запятую и не вернут назад. В результате процедура порой затягивается не на один год. По этой причине Владивосток уже упустил много возможностей. Так, автомобильная деревня, что под Артемом, вполне могла существовать в черте Владивостока, и ко мне обращались участники этого проекта, но у города не было земли для его воплощения. Или корейский завод силового оборудования Hyundai, который так же мог быть построен в приморской столице – и он нужен городу, поскольку это дополнительные налоги в муниципальный бюджет, 700 квалифицированных рабочих мест, способствующих росту уровня трудовых ресурсов. Тем не менее есть надежда, что с новым руководством края удастся решить этот наболевший вопрос в пользу бизнеса.

– Как поддерживаете малый и средний бизнес – основу любой развитой экономики?

– Финансовую помощь оказываем ежегодно, возмещаем затраты на развитие бизнеса: максимальная сумма – миллион рублей. Причем, отмечу, один и тот же предприниматель может получить ее не один раз: если предприятие несет целевые расходы по всем девяти видам деятельности, предусмотренным программой, то он получит средства по каждому из них. Долгосрочная целевая программа работает с 2009 года, но она скорее дополнение к ряду льгот, которые мы предоставляем предпринимателям. Среди них – сниженные арендная плата за землю, коэффициент арендной платы за пользование зданиями муниципальной собственности, коэффициент при расчете ЕНВД. Если сложить всю помощь за прошлый год, то малый и средний бизнес сэкономил более 400 млн рублей, и еще более 100 предпринимателей смогли приобрести недвижимость для ведения бизнеса с отсрочкой платежа на 5 лет.

Внимательно относимся к малым инновационным компаниям, начинающим субъектам малого бизнеса, возмещаем затраты по лизингу, помогаем развивать бизнес с нуля: выясняем, семинары по каким направлениям были бы полезны предпринимателям, и проводим их за счет бюджетных средств.

Кстати, малый бизнес активно участвует и в городских тендерах. Если раньше число заявок от него в среднем составляло около четырехсот, то сегодня – более двух тысяч. В то время как в 2007 году объем отданных ему заказов не превышал 1 млрд рублей, сейчас эта цифра достигает 9 млрд рублей. Мы всеми возможными способами стараемся вовлекать предпринимателей в муниципальные проекты, делаем прозрачными условия, проводим бесплатные семинары. Я хочу, чтобы город стал партнером бизнеса.

– А новая стратегия развития Владивостока дает в этом смысле предпринимателям какие-то ориентиры – что развивать, в какую сторону двигаться и какие именно из направлений будут поддержаны городской властью?

– Безусловно. В скором времени мы откроем специальное бюджетное учреждение, которое будет заниматься подготовкой проектов для малого и среднего бизнеса и предлагать их тем, кто хочет открыть свое дело. Это будут так называемые «полуфабрикаты». Будущему предпринимателю достаточно вложить деньги в уже готовый, просчитанный и оформленный бизнес-проект. Например, ходил человек в море, накопил определенную сумму денег, и вроде давно уже мечтает работать на берегу, открыть свое дело, а чем именно заняться, с чего начать, как составить бизнес-план и будет ли это оправданным вложением средств, не знает. Мы ему сможем предложить десятки вариантов.

– Что является главным капиталом Владивостока?

– Люди, которые в нем живут. И мы стараемся делать все возможное для сохранения и приумножения этого капитала. Это и адресность социальных выплат, и формирование здорового образа жизни, и стимулирование жилищного строительства, в частности, комфортного жилья эконом-класса. Так, в рамках реализации муниципальной программы «Строительство малобюджетного жилья для малоимущих граждан» к концу 2013 года будет построено 2 жилых дома на 90 и 55 квартир, улучшить жилищные условия смогут не менее 145 семей. Вообще же, по итогам 2011 года ввод в действие жилья увеличился на 200% и составил 255,3 тыс. кв. м. Растет номинальная среднемесячная зарплата – в прошлом году она составила 28956 рублей.

А главное, если четыре года назад во Владивостоке было зарегистрировано 605 тысяч человек, то сейчас – 622 тысячи. То есть наконец-то начался рост, и только за последний год этот показатель увеличился на семь тысяч человек.

– В бытность работы сенатором вы организовали первое в истории Федерального Собрания Госдумы и Совета Федерации выездное заседание двух комитетов по бюджету, которое прошло как раз во Владивостоке. Как вам это удалось, учитывая тот негативный имидж, что был тогда у города, и для чего вам это было надо?

– Действительно, в то время столица Приморья ассоциировалась с мусорными войнами, умирающими матросами на Русском, отключением света и перебоями с водой. Но я уговорил депутатов приехать во Владивосток, пообещав им, что покажу другой город. Настоящий, вдохновляющий, каким мы с вами его любим. Посадил на парусник «Надежда», мы вышли в море, прошли по островам. Москвичи были поражены увиденным, стереотипы разрушились. Наконец-то пришло понимание, что город и край имеют хорошую перспективу и их надо срочно развивать. Для большинства из них Владивосток до того момента был абстрактным понятием, просто крайней точкой на карте. А тут они своими глазами увидели жизнь, которая бьет в городе ключом. Поэтому позже они же голосовали и продолжают голосовать за программы развития Дальнего Востока и Забайкалья. Вся страна уже понимает, что Владивосток – действительно форпост России, точка роста региона. Хотя многие горожане все равно не верят, что он становится городом миллиона возможностей.

– Чем вы это объясняете?

– Вспомните реакцию горожан четыре года назад, когда начались разговоры о строительстве мостов. Как большинство реагировало? Скептически ухмылялось. Когда строительство началось – стали убеждать себя и друг друга: «Все равно не достроят, деньги разворуют…». Потом были мифы, что мосты не сойдутся, что будут платными, – вот так мы устроены, во всем умудряемся найти негатив и с упоением передаем его друг другу.

Причину вижу, Может быть, в том, что Владивосток в советские времена жил очень хорошо: портовый город, оборонные заводы, военные и торговые моряки, хорошие зарплаты, дефицитные вещи… Здесь были созданы отличные условия для жизни, сюда ехали лучшие специалисты, и уровень культуры, образования был очень высокий. А после перестройки ворота открыли, а город бросили на выживание. Людям все время что-то обещали, но не выполняли, жизнь становилась все сложнее, мрачнее, дошло до того, что люди стали голосовать за криминал, пытаясь в нем найти спасение. Словом, именно отсутствие веры – серьезное препятствие, которое мы до сих пор не можем преодолеть. Разуверившийся человек подсознательно от всего ждет подвоха. И изменить ситуацию очень тяжело.

Мы построили самый большой в стране университет за два года, но изменить сознание за это время, увы, не получилось. Владивосток – самый автомобилизированный город в стране среди столиц субъектов, в частном пользовании 20 тысяч (!) маломерных судов – катеров, яхт и прочих, на местный рынок выходит все больше мировых брендов, горожане путешествуют по всей планете, – так давайте посмотрим на себя, на то, как мы живем, с другой стороны. Давайте прислушаемся к тому, что говорят приезжие – не представители власти или бизнеса, а обычные граждане. Помню, во время одной из встреч с учителями Владивостока, на которой звучали жалобы – и стройки под окнами шумят, и дороги из-за ремонта разворотили, и бордюры с брусчаткой меняют… – одна из педагогов, жена военного, недавно переехавшая в город, не выдержав, воскликнула: «Коллеги, о чем вы говорите! Да у вас потрясающий город, в него вкладываются сумасшедшие средства, у вас идет грандиозное строительство, вам другие регионы завидуют!». Я уверен, владивостокцы со временем оценят все то, что для них в городе построено. Когда за несколько минут будут по мосту добираться с Патрокла на Русский, а за 48 минут на комфортабельном аэроэкспрессе в новый аэропорт (рассчитанный на 5 млн пассажиров при сегодняшнем потоке в 1,5 млн!). Будут ежедневно пользоваться мостом на Чуркин, поймут, что город сделал мощный прорыв. Что все сделано для комфорта людей.

– Поэтому решили сделать мост через бухту Золотой Рог на несколько дней пешеходным?

– Да, на несколько дней мы откроем все полотно моста на Чуркин для пешеходов. Чтобы до официального запуска движения, даже те, у кого машин нет, могли по нему пройти. Оценить это грандиозное инженерное сооружение, понять, насколько это здорово.

– Что может и должно стать опорой для экономики города?

– Стабильность и понятные, прозрачные правила игры. А если говорить о перспективных отраслях, то это въездной туризм и индустрия гостеприимства. Саммитовская инфраструктура позволит более активно развивать деловой сегмент. Следом за АТЭС – уже в январе – пройдет еще один саммит, на который съедутся главы парламентов Азиатско-Тихоокеанского региона. Вообще, у конгрессно-выставочного направления очень большой потенциал: за Уралом только в Екатеринбурге есть одна-единственная 5-звездочная гостиница, а у нас будут открыты два «Хайятта». Готовы отлично оборудованные конференц-залы в кампусе ДВФУ, есть где проводить самые статусные конференции.

С открытием моста на Русский новые перспективы обретает и пляжный отдых. Согласно экспертной оценке, емкость пляжей острова – 100 тысяч человек при единовременном размещении. В поисках красивых бухт и чистого моря не надо будет ехать в Славянку или Ливадию. Безусловно, это направление требует вложений, но ведь его успех очевиден. Кроме того, у нас появились уникальные объекты, которых нет больше нигде – мост с пилонами-«чайками» через бухту Золотой Рог, самый большой вантовый мост в мире на остров Русский. Я уже не говорю о такой исторической достопримечательности, как Владивостокская крепость.

– Накануне подготовки к саммиту много говорилось о том, что вкладываемые ресурсы обязательно повлияют на инвестиционную привлекательность города, увеличат приток капитала и т. д. Это происходит на деле?

– Это уже положительно сказалось на развитии города: на стройки саммита пришел крупный капитал, налогооблагаемая база увеличилась, город получил тысячи новых рабочих мест. Что касается инвестиций, как отечественных, так и зарубежных, то они приходят. Открыт автозавод SOLLERS-Дальний Восток, желание открыть у нас свои производства теперь есть у Mazda и Toyota, есть такое намерение у концерна Nissan. Если все пойдет успешно, у нас сложится полноценный автокластер. Газопровод «Сахалин – Хабаровск – Владивосток» также перспективен для создания новых производств. А последующий перевод Владивостокской ТЭЦ-2 с угля на газ позволит не только снизить тарифы на ЖКХ, но и улучшит экологию в городе, что, согласитесь, тоже влияет на лояльность инвесторов. Вообще, барометр инвестиционной привлекательности города – постоянное повышение капитализации имущества, бизнеса. И 200 млрд рублей, вложенных в город, уже увеличили эти показатели.

Не стоит забывать, что созданная инфраструктура поможет развиваться малому и среднему бизнесу, для которого такие элементарные вещи, как беспрепятственное подключение к электро- или водоснабжению часто являются основополагающими.

– Срок ваших полномочий истекает в 2013 году. Что вам принципиально важно успеть сделать за этот год, для того чтобы горожане вновь проголосовали за вас на следующих выборах?

– Завершить все, что было задумано. Сделать Владивосток удобным городом и для автомобилистов, и для пешеходов. Перспективным – для молодежи. Красивым, по-настоящему европейским. Именно такую амбициозную задачу я ставлю перед собой. И готов к тому, что результат моих усилий будет оценен много позже, теми, кто будет жить в городе завтра.

– Что делает вас счастливым?

– Как и любого человека меня радуют успехи моих сыновей, улыбки родителей. Но 80 % моего времени занимает работа на посту главы города. Я смотрю на Владивосток – он меняется в лучшую сторону, растет и развивается. Стратегические изменения города, позитив людей, постепенно вытесняющий негатив, делают меня счастливее. У меня была возможность жить и работать в Москве, но я отказался от нее. Слишком люблю море и Владивосток. И счастье руководителя – это успех дела, которому ты посвящаешь всего себя.

Досье «ДК»

Игорь Пушкарев родился 17 ноября 1974 года в с. Новый Олов Читинской области. Окончил Владивостокский институт международных отношений ДВГУ. Кандидат юридических наук (защитил диссертацию по теме «Международно-правовые вопросы деятельности форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества»). С первого курса университета начал работать в коммерческих организациях. В 1997 году стал генеральным директором ООО «Парк Групп». В 1998 году – генеральным директором ЗАО «Первомайский судоремонтный завод». В 2000 году – генеральным директором

ОАО «Спасскцемент». В 2000 году избран депутатом Городского Совета г. Спасска-Дальнего, в 2001-м – депутатом Законодательного Собрания Приморского края, в 2002-м – заместителем председателя Законодательного Собрания Приморского края. В 2004 году стал членом Совета Федерации Федерального Собрания РФ, являлся членом Комитета Совета Федерации по бюджету, председателем подкомитета по таможенно-тарифному регулированию, заместителем председателя Комиссии Совета Федерации по делам молодежи и спорту. 18 мая 2008 года избран главой города Владивостока.

Татьяна СУШЕНЦОВА, «Дальневосточный капитал».

Теги:




Новости партнеров





Новости тематики





Новости раздела








Комментарии

  • Правила пользования функцией «Комментарии» на сайте Zrpress.Ru
  • Запрещается:
    1. Нецензурная брань.
    2. Личные оскорбления в любом виде.
    3. Высказывания расистского толка, призывы к свержению власти насильственным путем, разжигание межнациональной розни.
    4. Проявления религиозной, расовой, половой и прочей нетерпимости или дискриминации.
    5. Публикация сообщений, наносящих моральный или любой другой урон любому лицу (юридическому или физическому).
    6. Использовать в имени (нике) адреса веб-сайтов, грубые и нецензурные выражения.
    7. Совершать любые попытки нарушения нормальной работы функции «Комментарии» и сайта.
    8. Осуществление прямой рекламы в сообщениях.
    9. Помещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, а также нечестные приемы ведения дискуссий.
    10. Мнения авторов комментариев может не совпадать с мнение авторов материалов и администраторов сайта. Администраторы имеют право удалить, отредактировать, перенести или закрыть любое ваше сообщение в любое время по своему усмотрению. Оставляя сообщение в «Комментариях», будьте взаимно вежливы и культурны, старайтесь не нарушать установленный порядок.

 

Авторизация:


Анонимно
Авторизовано
E-mail:
Пароль:

Популярно

Loading...

MarketGidNews