Курсы валют ( )
USD: 74.14 р. 100 JPY: 67.93 р.
EUR: 89.51 р. 10 CNY: 11.48 р.
Индексы ( )

|

Finam

Новости finance.comon.ru

LentaInformNews

Десять лет: предварительные итоги

21 Июня 2011, 03:05 | Приморье

17 июня 2001года в Приморском крае прошел второй тур выборов губернатора. Уверенную победу одержал молодой - тогда ему не исполнилось и сорока лет - и в общем-то малоизвестный в Приморье предприниматель Сергей ДАРЬКИН. 25 июня он впервые принял присягу.

…Напомним ситуацию того года. Конфликт приморского губернатора Евгения НАЗДРАТЕНКО и федерального центра (особенно энергетического ведомства Анатолия Чубайса) достиг накала в зиму 2000-2001 гг. Заложниками стали приморцы.

«Нам здесь жить!»

Мусорные и информационные войны. Разгул преступности. Казалось, все и вся занимаются только одним «купи – продай!». Разбитые дороги и подъезды. Веерные отключения света в городах стали нормой. В зиму оказались заморожены и остались без тепла целые микрорайоны Владивостока. Это был ультиматум. И Евгений Иванович подал в отставку. В Приморье началась самая короткая и самая острая избирательная кампания, которая вылилась в противостояние приморского административного ресурса и ставленника федерального центра в лице аппарата полномочного представителя Президента РФ.

Пока политические противники ломали копья, поливая друг друга компроматом, на арену вышел малоизвестный для рядовых приморцев кандидат от местного бизнеса, руководитель рыбацкой компании «Ролиз» Сергей ДАРЬКИН. О креативности его избирательной кампании, которую потом признали одной из лучших в России – «белой и пушистой» (ни одного компромата!), написано немало. За три месяца имя предпринимателя Дарькина стало известно в самых далеких поселках края. Успех команды, в которую были привлечены политологи, социологи, был заложен уже в самом лозунге «Нам здесь жить!». Короткая, четкая фраза ставила на любовь приморцев к своему краю, отразила их дух самодостаточности. Потом выборный лозунг «Нам здесь жить!» на десятилетие стал девизом всего того, что продвигал, делал и реализовывал губернатор Дарькин.

На фоне массового исхода наиболее активной части населения, бегущего от неустроенности, грязи, бандитского разгула, девиз давал шанс и надежду на лучшую жизнь. А сам кандидат – коренной приморец, молодой, «продвинутый» и далекий от чиновничьих структур предприниматель – казался своим в доску парнем. И для большинства приморцев он реально стал альтернативой политикам, доверие к которым за 90-е годы уже было подорвано. Приморцы поставили на Дарькина в противовес навязываемым кандидатам, с надеждой обустроить край и свою жизнь в нем. Победа во втором туре была предрешена.

Вступление в должность состоялось 25 июня, после чего началась повседневная рутинная работа. То была тяжелая работа «из болота тащить бегемота».

«Зиму я отменяю!»

На первых порах журналисты охотились за фразеологизмами неопытного оратора. Чего стоит эта вошедшая в поговорку и новейшую историю края фраза Дарькина: «Зиму я отменю!». Население - особенно в удаленных поселках - обогревалось в холодные месяцы буржуйками, привычно зажигая свечи во время многочасовых отключений электричества. Заявление на болезненную тему восприняли как шутку. Однако Дарькин короткие месяцы до наступления новой зимы использовал с полной отдачей.

Нашел общий язык даже с Чубайсом, чтобы реструктурировать старые долги энергетикам и подготовить к сезону разрушенное энергетическое хозяйство. Конечно, ситуация в топливно-энергетическом комплексе кардинально не изменилась. Но прекратились изматывающие отключения света, мощные обогреватели перестали быть самым актуальным новогодним подарком, на диспетчерских в МЧС сводки из Приморья пошли в дежурно-скучном режиме, а из юмористических программ федеральных телеканалов исчез образ края, как территории, которой остро необходим «луч света в темном царстве».

С высоты прошедшего десятилетия кажется, что все это было сделано просто и естественно. Но почему же тогда так же «просто и естественно» не получилось у предшественников?

Политологи говорят, что практически всякая власть - пусть даже самая раздемократическая - является патерналистской структурой. Однако патернализм бывает разный. В последнее десятилетие прошедшего века патернализм (власть) в Приморье строился на базовом принципе осажденной крепости. Складывалось ощущение, что мы находимся в кольце не дремлющих врагов: злобные китайцы хотят в ходе затянувшейся демаркации границы захватить наши исконные земли, политые кровью наших предков (что было, мягко говоря, не правдой); в Москве, в том числе и в правительстве, сидят злокозненные, ненавидящие Приморье интриганы, так и мечтающие сделать нам очередную пакость (доходило до того, что один из наиболее ретивых вице-губернаторов клялся лично, прямо в аэропорту, арестовать Чубайса, если он рискнет прилететь во Владивосток); хищные капиталисты - как отечественные, так и зарубежные - так и норовят скупить на корню весь край, но мы умрем, но не позволим им этого сделать. Сейчас уже трудно упомнить всё, но, похоже, это лишь часть выстроившихся по периметру угроз, которыми тогдашняя краевая власть пугала население.

Патернализм последнего десятилетия оказался выстроен принципиально иначе. Его главной составляющей стало твердое понимание того, что мы должны выстроить конструктивные, взаимовыгодные отношения со всем, что нас окружает: структурами власти, федеральными ведомствами и госкорпорациями, крупными отечественными и иностранными инвесторами, соседями, с которыми историей и географией нам суждено жить бок о бок. И Стратегия социально-экономического развития Приморского края на 2004-2010 гг.».

Такой подход оказался куда более продуктивным и довольно быстро начал приносить свои плоды.

Хорошее быстро забывается, однако стоит напомнить, что первым, пожалуй, крупным проектом, реализованным начинающим губернатором Дарькиным, стала реконструкция (а по сути, строительство нового) некрасовского путепровода в краевом центре. Понятно, что на фоне грандиозного строительства, что сегодня развернулось по всему южному Приморью, та стройка кажется пустяковой. Но когда за путепровод только взялись, то скептики были убеждены, что возня с ним растянется на десятилетие.

И именно с губернаторского почина во Владивостоке началось массовое жилищное строительство уже частных строительных компаний. Приморцы поверили, что «им здесь жить» и стали обустраивать свою комфортную жизнь.

Приморский край одним из первых регионов Российской Федерации приступил к созданию региональной системы капитального ремонта многоквартирных домов и придомовых территорий в городах и поселках. Они финансируются из трёх источников, в том числе средств собственников квартир. Участие в таком долевом финансировании способствовало формированию класса ответственных собственников. Кстати, на днях губернатор края подписал постановление о региональном проекте «Дом, в котором мы живём».

Оказалось - все в срок

Понятны возможные и в общем-то лежащие на поверхности возражения оппонентов: в 90-е годы в стране царил хаос, а нефть стоила почти как газировка - попробуй-ка в таких условиях быть конструктивным и созидательным. А в последнее десятилетие началось наведение порядка сверху донизу, да и бюджеты существенно «потолстели» - вот, мол, и вся нехитрая разгадка приморского «чуда». Однако все не так просто.

В соседнем с нами Хабаровском крае (с которым по традиции и вполне естественно всегда сравнивается Приморье) и в 90-х спокойно зимовали и не знали, что такое веерные отключения, разве что из телерепортажей от соседей. Нынешние условия равны для всех - инвестор же (будь то госкомпания или мировой автопроизводительный бренд), как известно, идет туда, где для него создаются наиболее благоприятные и привлекательные условия.

Именно этим - созданием условий для благоприятного инвестиционного климата - и занялась краевая власть у истоков XXI века. Разработанная еще в 2003 году под руководством кандидата экономических наук Сергея Дарькина Стратегия социально-экономического развития Приморского края на 2004-2010 гг. базировалась на трех «китах», которые должны были стать локомотивами развития территории – энергетический комплекс, дороги и жилищное строительство. И уже тогда впервые было четко заявлено: «В Приморском крае, как и на всем российском Дальнем Востоке, нет значимых альтернатив Владивостоку для выполнения важнейших геополитических, внешнеэкономических функций России в АТР»,- и прозвучала фраза «Владивостокская агломерация».

Признаемся, что те программы, призванные разрулить самые узловые на тот момент проблемы края, вызывали скепсис аналитиков. Полутеневая экономика при пустом бюджете региона кормила соседей больше, чем собственных жителей. В иное верилось с трудом. То же самое недоверие мы испытывали, когда три года назад губернатор Сергей Дарькин заявил: будем строить дороги, мосты (да еще сразу три!), университет на Русском, начинаем строить новый Большой Владивосток. Не верили, даже когда закладывали первый камень моста на берегу бухты Золотой Рог, когда рыли котлованы на полуострове Саперный и насыпали мол на мысе Назимова. Скептики и сегодня ноют «Да не успеем!» Только их ряды давно поредели.

Сергей Дарькин с упорством истинного дальневосточника двигал идею нового российского центра в Азиатско-Тихоокеанском регионе в московских кабинетах и в сознании своих же земляков: это нам по силам. Это наш шанс! Федеральный центр поверил в регионального лидера, как когда-то приморские избиратели в управленца новой волны.

Насколько это получилось, проще всего судить по числу работающих круглые сутки бульдозеров, экскаваторов и кранов, по общему количеству реализуемых сегодня в Приморье проектов, по фантастическому, если сравнивать с недавним прошлым, размаху переустройства всего и по открывающимся в этой связи перспективам. Но есть и другие, более объективные показатели достигнутого за 10 лет. Это - цифры, которые наиболее концентрированно выражают изменения, произошедшие в крае за минувший десяток лет. Приведем лишь две.

Один из важнейших показателей динамики развития территории - валовый региональный продукт (ВРП) вырос в рублевом измерении в 6 раз - с 73 миллиардов рублей в 2001-м году до 433 миллиардов в 2010-м. Индекс промышленного производства увеличился ровно в два раза. Объем инвестиций в основной капитал - опять же в рублевом измерении - вырос более чем в 20 раз.

В экономике Приморья формируются новые секторы – нефтепереработки, газопереработки, развивается судостроение (как пример - строительство судостроительных верфей «Звезда-ДСМЕ», ЗАТО Большой Камень, ОАО «Восток-Раффлс»), туристический комплекс. Предприятия новых отраслей будут формировать к 2025 году до 60 % объема ВРП, в крае появится более 74 тысяч рабочих мест.

Мы здесь живем

Важно то, что именно стремительное экономическое развитие становится локомотивом для социальной сферы. Стабильно наблюдающиеся в Приморье в последние годы снижение смертности и рост рождаемости, повышение качества медицинского обслуживания, в том числе и за счет активного обновления технологической, инструментарной базы учреждений здравоохранения, непрестанные усилия в области охраны материнства и детства, строительство по всему краю новых спортивных комплексов, бассейнов и ледовых арен - все это было бы абсолютно невозможно в экономически стагнирующем регионе. И все согласятся – спорт, здоровый образ жизни, которые стали в Приморье фетишем стиля жизни – это было б невозможно без личного кредо Сергея Дарькина.

А ведь все начиналось с лозунга «Нам здесь жить!». Он оказался абсолютно точным и стал вектором, указывающим главное направление деятельности первого приморского губернатора XXI века - повышение достатка и качества жизни на всей территории края.

Среднемесячная (начисленная!) заработная плата одного работника за 10 лет стала больше в 6,5 раза. Средний размер назначенных пенсий вырос более чем в 7 раз. Ну и, наконец, такой принципиальный показатель, как бедность населения (им, к сожалению, и сегодня продолжает оперировать отечественная статистика): если в 2001 году более половины всех приморцев - 52% - имели денежные доходы ниже величины прожиточного минимумам, то по результатам 2010 года таковых насчитывалось порядка 16 %. Это тоже, конечно, очень много; по расчетам к концу 2011 эта цифра снизится до 13,5 % - но крайне важны динамика и вектор движения. А они неуклонны: в последнее десятилетие с каждым годом число «бедных» приморцев существенно уменьшается. Ожидается, что через несколько лет число людей с крайне низким доходам будет составлять в крае значительно меньше 10%, что вполне соответствует показателям самых развитых стран.

Реально ли этого добиться?

Реально. При условии, что будут сохранены те темпы стремительного развития, что были набраны в течение последних десяти лет.

Расписание на завтра

Да, в последние три года в край пришли хоть и большие, но «короткие» деньги на создание соответствующей инфраструктуры в рамках подготовки к саммиту АТЭС-2012. И эксперты опасаются: как только саммит пройдет и поток денег схлынет, содержание созданной дорогостоящей инфраструктуры ляжет тяжким бременем на краевой бюджет, который и так перенапряжен.

В таком посыле есть часть правды. Но далеко не вся. Истина, пожалуй, куда ближе к тому факту, что инфраструктура ХХI века - лучший магнит: не только для серьезного бизнеса, но и для частного лица, путешествующего по миру.

Строительство современного аэровокзального комплекса; скоростных и максимально безопасных дорог, позволяющих добраться до города за несколько десятков минут; комфортабельных гостиниц, отвечающих всем требованиям человека, оторвавшегося от дома; театра оперы и балеты, концертно-спортивного комплекса, океанариума; уникальных «висячих» мостов и многих других объектов - все это делает Владивосток, а значит, и все Приморье, в равной степени привлекательными как для деловых людей, так и для туристов. Не говоря уже о том - это, собственно, и так понятно, - что все эти «удобства» строятся не на один день и будут еще много десятилетий служить жителям края, одновременно делая южное Приморье регионом, притягивающим всех дальневосточников.

В Приморье растет и расширяется новое сословие среднего класса, которое пополняется за счет мелких предпринимателей. И в стратегии края этому уделено большое внимание. Два года назад по инициативе Сергея Дарькина был создан краевой Гарантийный фонд, который помогает не только начинающим свое дело, но и развивающемуся предпринимательству получить доступ к банковским кредитам для инвестиций в активы, ремонт, оборудование и пополнение оборотных средств. Действует специальная программа фонда по поддержке малого бизнеса в монопоселениях Приморья - предпринимателям Арсеньева, Дальнегорска и Лучегорска – городов, которые 10 лет назад были зонами социального бедствия.

Что касается крупного инвестора, то, помимо аэропортов, дорог и гостиниц, его интересуют куда более серьезные вещи: внятность инвестиционной политики, развитость транспортных узлов, адекватные логистические схемы, надежность энерго- и газоснабжения. При соблюдении этих ключевых параметров уговаривать капитал, как правило, долго не приходится.

Присматриваясь к активности китайского бизнеса в приморском сельском хозяйстве, со своими крупными проектами все смелее выступают южнокорейские корпорации. Ревностно оценив явный успех, достигнутый российской компанией «Соллерс» в сборке корейских машин, начинают подтягиваться японские автогиганты. Ведущие компании Японии и Республики Корея проявляют все возрастающую активность в связи с начинающимся строительством в Приморье - как логическое завершение трубопроводов - нефтехимического и газохимического комплексов. В это же самое время солидный корейский капитал и китайско-сингапурский капитал принимают самое деятельное участие в возведении, совместно с российской Объединенной судостроительной корпорацией, двух гигантских современных верфей на южном приморском побережье.

И за этим перечислением всякий приморец видит, как говорится, невооруженным глазом свое будущее в завтрашнем дне, понимая, что за новыми объектами - комфортность проживания, новые рабочие места, налоги в бюджеты всех уровней. Все это вместе взятое и делает территорию конкурентоспособной - в XXI веке это едва не самый главный критерий в оценке того или иного региона. И здесь у Приморского края очень неплохие перспективы.

…Много или мало сделано за прошедшие 10 лет? Это смотря как оценивать. По сравнению с пре-дыдущими десятилетиями - рывок грандиозный. А вот сам Сергей Дарькин, похоже, считает, что сделано явно недостаточно. Тот, кто бывает на аппаратных планерках, кабинетных и выездных совещаниях, заметил: его мало интересует то, что уже построено или вот-вот будет сдано. Куда больше внимания уделяется тому, что в планах, проектах, замыслах; тому, что начнет реализовываться в лучшем случае завтра, а может, и послезавтра.

В Приморье любят посудачить о том, что через год-полтора после проведения саммита АТЭС-2012 Сергей Дарькин непременно уйдет на какую-то другую, может быть, более высокую должность. На госслужбе трудно загадывать, какой участок тебе поручат завтра. Однако задуманного и не воплощенного столько, что и в родном крае Дарькину хватит работы еще надолго - уж, как минимум, до окончания очередного, третьего уже губернаторского срока, который, как известно, истечет только в 2015 году.

…Вклад той или другой личности объективно можно оценить, когда проходит минимум 20-30 лет - это время смены поколения. И народ сам обычно формулирует заслуги просто и внятно. Кто дал толчок к строительству Большого Владивостока и начал реализацию этого плана? Василий ЧЕРНЫШЕВ. Кто построил Восточный порт, Новоспасский цемзавод, рисовые системы и сделал Приморье главной рыбницей страны? Виктор ЛОМАКИН. Ответ на вопрос - кто построил современное Приморье? - в общем, уже тоже ясен.

Автор: Юрий Рогов
Теги:




Новости партнеров





Новости тематики












Комментарии

  • Правила пользования функцией «Комментарии» на сайте Zrpress.Ru
  • Запрещается:
    1. Нецензурная брань.
    2. Личные оскорбления в любом виде.
    3. Высказывания расистского толка, призывы к свержению власти насильственным путем, разжигание межнациональной розни.
    4. Проявления религиозной, расовой, половой и прочей нетерпимости или дискриминации.
    5. Публикация сообщений, наносящих моральный или любой другой урон любому лицу (юридическому или физическому).
    6. Использовать в имени (нике) адреса веб-сайтов, грубые и нецензурные выражения.
    7. Совершать любые попытки нарушения нормальной работы функции «Комментарии» и сайта.
    8. Осуществление прямой рекламы в сообщениях.
    9. Помещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, а также нечестные приемы ведения дискуссий.
    10. Мнения авторов комментариев может не совпадать с мнение авторов материалов и администраторов сайта. Администраторы имеют право удалить, отредактировать, перенести или закрыть любое ваше сообщение в любое время по своему усмотрению. Оставляя сообщение в «Комментариях», будьте взаимно вежливы и культурны, старайтесь не нарушать установленный порядок.

 

Авторизация:


Анонимно
Авторизовано
E-mail:
Пароль:

Популярно

Loading...

MarketGidNews