Курсы валют ( )
USD: 77.18 р. 100 JPY: 73.27 р.
EUR: 89.98 р. 10 CNY: 11.31 р.
Индексы ( )

|

Finam

Новости finance.comon.ru

LentaInformNews

Арктический коридор заполнят газом?

17 Декабря 2011, 18:20 | Дальний Восток

В стратегии развития Дальнего Востока и Забайкалья поставлены конкретные задачи по возрождению Северного морского пути (СМП). Когда-то эта транспортная артерия создавалась как стратегический фактор, обеспечивающий не только экономическое развитие северных территорий России, но и военную безопасность. Сформированная в советские времена дорогостоящая инфраструктура Северного морского пути за годы реформ пришла в упадок. Удерживать север и развивать его невозможно без возрождения северных портов, ледокольного флота и т.д. Однако всем будет заправлять экономическая целесообразность, коммерческая составляющая государственного проекта.

Планы по возрождению СМП сегодня активно обсуждаются на уровне федерального правительства. Озвучены и конкретные сроки. Ожидается, что арктический коридор по-настоящему заработает в течение ближайших 3-5 лет. Об этом шла речь на прошедшем в Анадыре рабочем заседании совета "Некоммерческого партнерства по координации использования Северного морского пути".

Гигант строит планы

Основным импульсом для увеличения валового объема грузоперевозок по Северному морскому пути должно стать развитие крупного промышленного производства в Арктике. Сегодня наиболее масштабные замыслы в этом отношении вынашивает "Газпром", который намерен построить на Ямале крупный завод по сжижению газа с последующим вывозом конечного продукта по СМП в Европу и страны Юго-Восточной Азии.

– 24 сентября в Салехарде под председательством главы Правительства РФ Владимира ПУТИНА прошло совещание, на котором было принято решение о начале разработки "Газпромом" так называемой Тамбейской группы газовых месторождений, расположенных в северо-восточной части полуострова Ямал, – сообщил заместитель губернатора Ямало-Ненецкого АО Станислав КУШНАРЕНКО. – Их суммарные запасы составляют 2,3 трлн кубометров. Причем, по мнению главы "Газпрома" Алексея МИЛЛЕРА, именно Тамбейская группа должна стать основным местом для производства сжиженного газа. В связи с этим здесь планируется строительство крупного завода по сжижению газа, который, таким образом, будет максимально приближен по расположению к местам непосредственной добычи. Одновременно на Ямале предполагается закладка крупного морского порта с глубинами не менее 17 метров, имеющего выход на Северный морской путь, для дальнейшей транспортировки сжиженного газа танкерами ледокольного типа в страны Западной Европы, США, Японию и Южную Корею. За счет реализации данных мероприятий "Газпром" в ближайшие годы намерен завоевать около 25% мирового рынка сжиженного газа, в то время как в настоящее время его доля на нем составляет менее одного процента.

По словам Станислава Кушнаренко, в настоящее время профильные департаменты Ямало-Ненецкого АО совместно с "Газпромом" и министерством энергетики России готовят программу по разработке газовых месторождений северо-восточной части полуострова Ямал и развитию транспортной инфраструктуры, которая будет рассмотрена на заседании Правительства России в феврале 2010 года.

Срок исполнения программы, по предварительным оценкам, составит от 3 до 5 лет. В результате ее реализации объемы грузоперевозок по СМП должны существенно увеличиться, что будет способствовать снижению тарифов на проводку судов, повышению уровня метеообеспечения и ледовой разведки, а также модернизации портовой инфраструктуры. И главное: за счет начала поставок углеводородов в Юго-Восточную Азию произойдет оживление восточной части Севморпути. Очевидно, что последнее наиболее отвечает интересам Чукотки и с точки зрения увеличения объемов доставляемых на территорию округа по СМП грузов, и в отношении развития портов Певек и Провидения, которые и по сей день имеют статус базовых на Северном морском пути.

Досье

Ямало-Ненецкий автономный округ обладает самыми большими запасами природного газа среди субъектов РФ. К настоящему времени на его территории открыто 229 месторождений, 18 из которых признаны уникальными. Суммарные ресурсы ямальского природного газа оцениваются в 125,3 трлн кубометров, из которых за 30 лет интенсивного отбора добыто около 14 трлн кубометров. В 2008 году в ЯНАО было добыто 575 млрд кубометров "голубого топлива", что составило 80 процентов извлечения газа по стране в целом. При нынешних темпах добычи запасов газа в недрах Ямала хватит как минимум на 269 лет интенсивной разработки.

Чукотка вносит лепту

В настоящее время основное препятствие для развития Севморпути, в соответствии с лаконичным определением одного из участников заседания, может быть обозначено двумя словами – "нечего возить". В 80-х годах объем грузооборота по арктическому коридору колебался в пределах 5–6,5 млн тонн. В 90-е вместе с падением промышленного производства в российской Арктике он сократился в разы, достигнув в 1998 году низшей отметки в 1,4 млн тонн. С начала XXI века Севморпуть стал оживать и по итогам 2008 года обеспечил перевалку 2,2 млн тонн груза.

Однако ныне основные грузопотоки сосредоточены в западной части Северного морского пути и обрабатываются в таких крупных промышленно-транспортных узлах, как Мурманск, Архангельск и Салехард. Восточная часть арктического коридора и обслуживающие ее морпорты Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек и Провидения остаются практически невостребованными. Транспортировка грузов Северным морским путем на этом отрезке имеет скорее характер единичных эпизодов, чем более-менее непрерывного потока.

Тем не менее все российские регионы восточной Арктики демонстрируют всевозрастающий интерес к освоению арктического коридора с целью диверсификации и удешевления поставок топлива, продовольствия и материально-технических ресурсов. Не составляет исключения и Чукотка, которая способна внести свою лепту в стимулирование грузоперевозок по северному маршруту за счет развития собственной производственной базы.

– С 2003 года в регионе началось освоение двух крупных месторождений драгоценных металлов – "Майского" и "Купола", расположенных в Чаун-Билибинском промышленном энергоузле, – сообщил членам совета Партнерства заместитель губернатора, начальник департамента промышленной политики, строительства и ЖКХ Чукотского АО Евгений ДАНИЛЮК. – Это привело к увеличению грузооборота морского порта Певек, доля которого составляет 27% от всех поставок грузов морским путем на Чукотку. В 2011 году ожидается начало промышленной добычи золота на месторождении "Майское". Мы предполагаем, что это увеличит объемы грузооборота порта еще на 20%.

Кроме того, в настоящее время на территории Западной Чукотки ведутся геологоразведочные работы на рудное золото на 10 перспективных площадях. По лицензионным соглашениям срок их ввода в эксплуатацию приходится на 2017-2018 годы. Это в свою очередь не может не сказаться на дальнейшем росте грузооборота Певека и послужит дополнительным стимулом для развития перевозок по Северному морскому пути.

Мурманск вместо Находки

Впрочем, начальные шаги по возобновлению интенсивного движения в восточной части Севморпути Чукоткой уже сделаны. В частности, в навигацию 2009 года ГП ЧАО "Чукотснаб" впервые завезло из Мурманска по арктическому коридору 42 тысячи тонн топлива для Чаунского и Билибинского районов, что составило около 30% от суммарных потребностей региона. Доставка горючего по маршруту Мурманск-Певек была выполнена тремя рейсами танкером "Александр Следзюк" в сопровождении ледокола "Ямал".

Причины выбора северной транспортной схемы были сугубо прагматическими. Во-первых, срок доставки топлива по Севморпути до Певека составляют 10 суток, в то время как по дальневосточному направлению танкер идет до пункта назначения на три дня дольше. Во-вторых, цена на топливо в европейской части России ниже, чем на Дальнем Востоке. Наконец, как показывает практика последних лет, в Находке нередко наблюдается очередь на погрузку, что приводит к незапланированному простою нефтеналивных судов. В Мурманске, который в постсоветское время работает в условиях хронической недогруженности, такой проблемы пока не возникает.

Опыт завоза топлива в регион по Севморпути в 2009 году признан достаточно успешным. И потому в навигацию-2010 ГП ЧАО "Чукотснаб" намерено не только сохранить, но и увеличить поставки в регион Северным морским путем. По арктическому коридору предполагается выполнить четыре-пять рейсов танкеров с грузом топлива для Западной Чукотки и, возможно, для мыса Шмидта. Разумеется, все это станет реальностью только в случае сохранения благоприятной конъюнктуры цен на топливо в европейской части России и приемлемых тарифов на проводку судов по непростому для плавания арктическому маршруту.

Автор:
Теги:




Новости партнеров





Новости тематики





Новости раздела








Комментарии

  • Правила пользования функцией «Комментарии» на сайте Zrpress.Ru
  • Запрещается:
    1. Нецензурная брань.
    2. Личные оскорбления в любом виде.
    3. Высказывания расистского толка, призывы к свержению власти насильственным путем, разжигание межнациональной розни.
    4. Проявления религиозной, расовой, половой и прочей нетерпимости или дискриминации.
    5. Публикация сообщений, наносящих моральный или любой другой урон любому лицу (юридическому или физическому).
    6. Использовать в имени (нике) адреса веб-сайтов, грубые и нецензурные выражения.
    7. Совершать любые попытки нарушения нормальной работы функции «Комментарии» и сайта.
    8. Осуществление прямой рекламы в сообщениях.
    9. Помещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, а также нечестные приемы ведения дискуссий.
    10. Мнения авторов комментариев может не совпадать с мнение авторов материалов и администраторов сайта. Администраторы имеют право удалить, отредактировать, перенести или закрыть любое ваше сообщение в любое время по своему усмотрению. Оставляя сообщение в «Комментариях», будьте взаимно вежливы и культурны, старайтесь не нарушать установленный порядок.

 

Авторизация:


Анонимно
Авторизовано
E-mail:
Пароль:
Loading...

MarketGidNews