Курсы валют ( )
USD: 76.98 р. 100 JPY: 70.71 р.
EUR: 92.23 р. 10 CNY: 11.78 р.
Индексы ( )

|

Finam

Новости finance.comon.ru

LentaInformNews

Благопристойный рубеж

01 Января 1996, 00:00 | Дальний Восток

В стране началась масштабная реформа, направленная на улучшение инфраструктуры государственной границы. Кардинальные изменения не обойдут и Дальневосточный регион. Регион, граничащий со странами АТР, имеет статус входных ворот в экономику таких стран, как Китай, Корея, Япония. Однако бурный рост международных связей, туристического бизнеса, внешнеэкономической деятельности «спотыкается» на системе прохождения государственной границы грузов и людей.

Государственная стратегия

О том, что Россия не блещет своими пунктами пропуска, говорилось с начала 90-х. Однако процесс кардинального совершенствования инфраструктуры границы начался лишь в последние годы. В конце прошлого года премьер-министр РФ Владимир ПУТИН, выступая на заседании Государственной пограничной комиссии, обозначил приоритеты, заявив, что необходимо продолжить стратегический курс на комплексное обустройство границы.

«Только в прошлом году, – отметил премьер-министр, – на реализацию федеральной целевой программы (ФЦП) «Государственная граница РФ (2003-2010 годы)» были потрачены значительные средства – более 19 млрд руб. Сейчас, в условиях ограниченности финансовых ресурсов, необходимо тщательно проанализировать перспективы выполнения всех программных мероприятий. Работа по оснащению госграницы будет продолжена в рамках новой федеральной целевой программы, рассчитанной на срок до 2016 года. В числе приоритетов – и обустройство границы с Казахстаном, Китаем, Монголией, Украиной, в районах Арктики, охрана и защита исключительной экономической зоны в Тихоокеанском регионе».

Реформировать границу призвали две государственные структуры: федеральное агентство «Росграница» и ФГУ «Росгранстрой». Они созданы сравнительно недавно, и руководители этих организаций только приступили к реализации государственных задач.

Досье

Компетенция «Росграницы» – обустройство Государственной границы РФ, реализация функции госзаказчика, выработка и реализация государственной политики, нормативно-правовое регулирование, управление государственным имуществом и оказание государственных услуг в сфере обустройства Государственной границы РФ. ФГУ «Росгранстрой» является заказчиком-застройщиком по объектам «Росграницы» и выполняет проектирование, строительство, реконструкцию, эксплуатацию и техническое оснащение зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, обустройство мест пересечения границы, необходимых для осуществления федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере ее защиты и охраны.

Как рассказал «ДК» руководитель Дальневосточного территориального управления «Росграницы» Виктор ЕЛЮТИН, почти на год все силы новой структуры были брошены на мониторинг пунктов пропуска. «Сегодня на территории ДФО 66 пунктов пропуска (ПП) через государственную границу, однако функционируют всего 53. Чтобы понять, что нам досталось, наши специалисты более года собирали информацию по каждому из них. В начале года эта работа была закончена. Теперь у нас есть реальная картина по всем пунктам пропуска: их спецификация, режим работы, суммарный грузопоток и основные проблемы. Если говорить об общей картине, то на Дальнем Востоке всего 5 пунктов отвечают современным требованиям».

Пункт пропуска – это инфраструктурный комплекс, в который входят помещения или здания, где проводится пограничный, таможенный и другие виды государственного контроля. Согласно данным мониторинга, проведенного ДВТУ «Росграница», основные проблемы дальневосточных ПП – это техническая отсталость и частная или смешанная форма собственности.

Досье

В соответствии с российским законодательством пункты пропуска классифицируются по виду международного сообщения (морские, речные (озерные), воздушные, автомобильные, железнодорожные, пешеходные, смешанные), по характеру сообщения (пассажирские, грузовые, грузопассажирские), режиму работы (постоянные, временные, сезонные, работающие на нерегулярной основе). ПП могут быть многосторонними – для пересечения границы РФ лицами независимо от их гражданства (в том числе лицами без гражданства) и транспортными средствами независимо от государственной принадлежности, перемещения через нее грузов, товаров и животных независимо от их государственной принадлежности; двусторонними – для пересечения Госграницы РФ и перемещения груза гражданами, в том числе в упрощенном порядке, и транспортными средствами РФ и сопредельного государства.

Стратегические грузы

Внимание к дальневосточной границе не случайно. Считается, что это самый проблемный участок в масштабах страны. Более того, громкие контрабандные скандалы свидетельствовали о том, что до недавнего времени на нашем участке границы была самая настоящая «дырка», через которую экспортеры и импортеры возили свой груз.

Близость стран АТР определила основной грузовой поток. Если говорить о структуре грузопотока, то львиная доля приходится на морские и автомобильные ПП. В принципе, именно объем грузо- и пассажиропотока должен стать основополагающим аспектом развития пунктов пропуска на границе. Морские должны быть очень высокой пропускной способности.

По оценкам экспертов, сегодня морские пункты пропуска в регионе пока справляются с тем объемом грузов, который через них проходит. В то же время в ближайшие годы их проектной мощности может не хватить. Одни из крупнейших пунктов пропуска в регионе – это морской порт Владивосток и морской порт Восточный. Причем пункт пропуска Владивосток – это сразу несколько пунктов пропуска на территории разных хозяйствующих субъектов в лице ОАО «Владивостокский морской торговый порт», ОАО «Приморнефтепродукт», ОАО «Холдинговая компания Дальзавод», ЗАО «Дальзавод терминал». Тем не менее работа контролирующих органов во всех местах налажена так, что основной груз, а это лес, металл, руда, автомобили, кокс, рыбопродукция, участники ВЭД перемещают без особых проблем.

По официальным данным, есть даже некий запас возможностей. Например, фактически в сутки во Владивостоке оформляется порядка 10 грузовых морских судов, при этом проектная мощность рассчитана на 25, в сутки через этот пункт проходит 17 992 т различных грузов, по проекту может пройти 21 640 т. Заметим, что запас совсем небольшой, так как расчеты брались с учетом кризиса, когда порты не блистали своими показателями. Получше с пропуском пассажиропотока – сегодня через морской порт Владивосток оформляется до 530 человек, а могло быть около тысячи.

А вот бизнес, работающий через пункт пропуска морской порт Восточный, уже в скором времени может столкнуться с проблемами. Проектная пропускная способность морского Восточного рассчитана на 24 082, 7 тыс. т в год. По факту в среднем каждый год проходит порядка 21 000 тыс. тонн. При этом портовые сооружения находятся в стадии реконструкции, а начиная с 2009 г. грузооборот увеличивается. Кроме того, на старте проект контейнерно-логистического центра, который в разы может увеличить количество транзитных грузов, следующих через Восточный.

Самыми обустроенными пунктами пропуска признаются воздушные. Авиационные перевозчики считают, что их клиенты должны проходить границу быстро, причем в комфортных условиях. Поэтому пункты пропуска в аэропортах – островок относительного благополучия. «Все больше туристов выбирают авиамаршруты, – подчеркнули «ДК» в туристической компании «Диалог народов». И это несмотря на то, что цены на билеты гораздо выше. Люди стали ценить комфорт, никто не хочет мыкаться на границе с баулами».

Хотя благополучие воздушных ворот ДФО – заслуга прежде всего аэровокзалов крупных городов Хабаровска и Владивостока. Через них проходит основной пассажиропоток на воздушном направлении. По данным мониторинга «Росграницы», лидером является пункт пропуска Владивосток «Кневичи», через него в 2009 г. прошло 205 тыс. человек. На втором месте пункт пропуска Хабаровск «Новый» с показателями 129 тыс. человек. На третьем – воздушный пункт пропуска Южно-Сахалинска. Крупные проекты с привлечением иностранного капитала на шельфе острова, масштабные стройки и вахтовый метод работы на них привели к тому, что в 2009 г. 98 тыс. пассажиров пересекли данный пункт пропуска в аэропорту Южно-Сахалинска. Достижения других пунктов пропуска гораздо скромнее, но на это есть объективные причины. На территории Камчатки, Чукотки, Якутии, Магаданской области проживает слишком мало населения. Для примера, через два воздушных пункта пропуска Чукотки в 2009 г. прошло чуть более 1100 человек, в Якутии – 15 тысяч, а в Магадане – 300 человек.

Досье

Многосторонний воздушный пункт пропуска Владивосток (Кневичи). Характер международного сообщения – грузопассажирский. Режим работы постоянный. Распорядок работы ежедневный: 06.00-24.00, без выходных и праздничных дней. Проектная пропускная способность – 100 чел./час, 20 т груза в сутки. Фактическая пропускная способность – 10 чел./час. Земельный участок, на котором расположен пункт пропуска, в собственности ОАО «Владивосток Авиа» (217010 кв. м) и ООО «Аэро-Груз» (4725 кв.м) Собственником имущества является ОАО «Международный аэропорт Владивосток».

Однако большая часть дальневосточников пересекает границу через автомобильные пункты пропуска. Экономический прорыв наших соседей из Поднебесной привел не только к туристическому буму, но и к тому, что именно автомобильные пункты пропуска завязаны в логистической системе доставки грузов. Основная нагрузка здесь выпадает на Приморский край. По официальным данным, только автомобильный пункт пропуска «Пограничный» замыкает на себе 32% всех грузов, перевозимых в ДФО через наземные ПП. Как правило, через автомобильные пункты пропуска из Китая в Россию перевозят стройматериалы, товары народного потребления, фрукты и овощи, продукты питания. Российские компании, работающие на экспорт, вывозят лес и рыбопродукцию.

Досье

Многосторонний автомобильный пункт пропуска Пограничный расположен в Пограничном районе Приморского края на 7 км автомобильной дороги А-184, на удалении 7400м от границы Российской Федерации. Характер международного сообщения – грузопассажирский. Режим работы постоянный. Проектная пропускная способность: автотранспортные средства – 1300 единиц/сутки, автобусы – 44 единицы/сутки, физические лица – 2500 человек/сутки. Фактическая пропускная способность: автотранспортные средства – 85 единиц/сутки, автобусы – 42 единицы/сутки, физические лица – 1100 человек/сутки. Основные проблемные вопросы: на пассажирском направлении не соответствует требованиям государственных контрольных органов, необходимо проведение реконструкции с расширением площадей для помещений досмотра и оформления физических лиц и зон досмотра пассажирского автотранспорта в обоих направлениях (въезд-выезд); существует необходимость в строительстве новых очистных сооружений, в связи с полным разрушением старой системы очистки сточных вод.

Кто в доме хозяин

Государство заявило о планах убрать частный бизнес с границы. Не секрет, что именно расследование уголовного дела о контрабанде в особо крупных размерах, где фигурантами являлись приморские бизнесмены и 11 чинов ФСБ, привлекает к Приморскому краю повышенное внимание. Тем не менее процесс смены собственников переходов ожидается по всей стране. Позиция государственных органов однозначна – частной лавочки на границе быть не должно. В настоящее время решается вопрос о форме и порядке передачи в государственную собственность имущества частных компаний, находящегося в пределах ПП. И речь идет как о выкупе, так и о безвозмездной передаче частными структурами данной собственности государству. Кроме того, частные компании могут привлекаться для обустройства государственной границы на условиях государственно-частного партнерства в таких областях, как строительные работы (обустройство пунктов пропуска, обустройство причалов), IT-обслуживание, обслуживание энергетической инфраструктуры, конструкция и обслуживание теплосетей, водопроводных сетей, электросетей.

Заметим, что процесс смены собственника был инициирован еще до создания федерального агентства по обустройству границы. Часть имущества ПП ранее было передано на баланс ДВТУ, причем в некоторых случаях таможенное управление выкупало помещения. В прошедшем году у Владивостокского торгового порта за 122 млн руб. выкуплено здание, где размещается таможенный пост «Владивостокский морской порт». За 58,5 млн руб. куплено здание, где располагается таможенный пост «Первомайский». Эти помещения переданы на баланс Владивостокской таможни. Но реформа сняла с таможни эту головную боль. Теперь ДВТУ, имеющая на своем балансе МАПП «Пограничный», принадлежащий прежде Уссурийской таможне, и АПП «Амурзет» принадлежащий Биробиджанской таможне, отдает их «Росгранице».

По официальной информации, «Росграница» уже начала брать на баланс ПП. На Дальнем Востоке этот процесс идет не так активно, ведь это единственный в стране регион, в котором большинство пунктов пропуска в частной или муниципальной собственности. Это уникальная ситуация особенно проявляется в Приморском крае. Если обратиться к недавней истории, то частный бизнес пришел на границу в 1992 г. Точнее, власти позвали предпринимателей сами. В то время федеральный центр понимал важность пунктов пропуска в Приморье, а денег на организацию в регионе таможенно-пограничной инфраструктуры не выделял. В конце концов, было принято «Временное положение о пунктах пропуска в Приморском крае», в котором предусматривалось привлечение средств из «иных» источников, и поскольку слова «инвестор» тогда никто не знал, столь выгодным бизнесом занялись предприниматели.

На первых порах они вкладывали немалые средства в обустройство инфраструктуры. Их доход складывался из сбора на содержание административных зданий, который платили грузоперевозчики и туристические агентства. Прибыль приграничных бизнесменов была небольшой: как минимум 70% собранных средств тратилось на электроэнергию, тепло, связь, доставку персонала и технические нужды ПП. Постепенно помимо самих переходов в частные руки перешли склады временного хранения и таможенные терминалы, на которых проходят досмотр грузовые партии, оформляемые транзитом. Соответственно стоянка, услуги по досмотру и хранению задержанного и арестованного имущества стали достаточно весомыми источниками прибыли. Получил развитие логистический бизнес: большинство товаров через границу автомобильным и железнодорожным транспортом везут фирмы, близкие к собственникам переходов.

Стремительно растущий товарооборот и приграничный туризм, особенно на китайском направлении, сделали этот бизнес весьма доходным. Поэтому предприниматели стали вкладывать деньги в инфраструктуру пунктов. В результате все, что появилось на переходах через приморско-китайский рубеж, практически исключительно заслуга самих коммерсантов. Именно частный капитал создавал комфортные условия не только для себя, но и для представителей госорганов – таможенников и пограничников.

«Тем не менее сегодня принято решение о безвозмездной передаче частных и муниципальных пунктов пропуска в собственность государства. Особенно это касается Приморского края, – утверждает начальник регионального отдела Дальневосточного территориального управления федерального агентства по устройству государственной границы во Владивостоке Олег ИВАНОВ. Из пяти автомобильных, восьми морских, одного воздушного и трех железнодорожных пунктов пропуска только один является федеральной собственностью. Остальные пункты пропуска находятся в частной или в муниципальной собственности.

«Добровольно-принудительные требования о безвозмездной передаче зданий на баланс «Росгранстроя» или «Росграницы» нарушают гражданский кодекс, – рассказывает в неофициальной беседе с «ДК» один из собственников. – Мы только за последнее время в обустройство пункта вложили более 30 млн руб. У всех служб появились благоустроенные кабинеты, сотрудникам таможни и пограничникам установили современное оборудование, теперь нам заявляют, что это не будет учитываться, и материальной компенсации ждать не стоит. Собственники переходов согласны передать федеральным структурам здания и оборудование, но только на материальной основе. Необходимо произвести оценку комплексов, пусть даже по балансовой стоимости».

Руководитель Дальневосточного территориального управления «Росграницы» Виктор Елютин возможность выкупа пока не комментирует. По его словам, вопрос о передаче переходов в собственность государства будет решаться по итогам визита на Дальний Восток вице-премьера Игоря ШУВАЛОВА.

Модернизация против пробок

Вопрос собственности перекликается с техническим состоянием переходов. Оно не только не отвечает современным требованиям – на отдельных переходах нет элементарных условий для работы контролирующих служб и тех, кто решается через них пересечь государственную границу. Кроме того, небольшая пропускная способность пунктов пропуска – одна из основных проблем, которая приводит к тому, что компании, ведущие бизнес на границе, несут необоснованные финансовые издержки.

«Когда твоя туристическая группа простояла на границе 6-8 часов, считай, потерял клиента. Турист будет искать другую фирму, которая умеет «ладить» с таможней, чтобы ускорить прохождение через границу», – не скрывают сложившуюся систему отношений на границе в туристических компаниях Владивостока. А ведь пробки на границе можно ликвидировать. Смогли же скоординировать работу всех служб на пункте пропуска в Краскино. В ходе эксперимента, в котором участвовали все контролирующие органы, здесь за один день смогли пропустить более 3 тысяч человек.

Досье

Пункт пропуска расположен в п. Краскино Хасанского района Приморского края, на удалении в 0,5 км от Государственной границы РФ. Характер международного сообщения – грузопассажирский. Режим работы – постоянный. Проектная пропускная способность в сутки: грузовые автотранспортные средства – 48 единиц, автобусы – 40 единиц, физические лица – 1440 человек. Фактическая пропускная способность: грузовые автотранспортные средства – 34 единиц, автобусы – 31 единиц, физические лица – 800 человек.

Заторы на границе – тенденция конца 2008-2009 гг. Для туристического бизнеса ситуация критическая. В последние годы основной пассажиропоток шел через «Полтавку» и «Пограничный», но, по официальным данным, в прошлом году через пункты пропуска прошло всего 950 тыс. человек. Для сравнения – в 2008 г. было более 2 млн. Но то, что происходит на границе, отбивает желание туристов ехать на отдых в Китай. Виной кампания по борьбе с «помогайками», которую Дальневосточная таможня развернула на границе в прошлом году. Чтобы выяснить, не везут ли туристы коммерческий товар, на пунктах пропуска таможенный досмотр занимал несколько часов на одну группу. В итоге на погранпереходах весь год царил самый настоящий хаос. Сотни туристов ожидали оформления по 6-8 часов. Помещения ПП не были предназначены для такого ожидания. В итоге транспортная прокуратура начала получать сотни жалоб, правда, они шли уже не в адрес таможенного управления, а в адрес Росграницы, которая по существу повлиять на таможню никоим образом не могла.

«Мы также оказались не в состоянии помочь тем, кто жаловался на то, что в пунктах пропуска творится кошмар, – признался «ДК» в неофициальной беседе источник в транспортной прокуратуре. – Таможенный кодекс не ограничивает во времени таможенника, проводящего досмотр. Поэтому одного человека могут досматривать хоть 40 минут, это время будет в рамках законодательства. Конечно, собственники переходов каким-то образом пытались нивелировать жесткие меры, но это не всегда удавалась, так как таможня заняла принципиальную позицию».

А вот руководитель дальневосточного регионального отделения Российского союза туриндустрии Александр ОСАУЛЕНКО отмечает еще несколько причин бедственного положения туриста на границе. По его словам, пункт пропуска должен согласовывать время работы с китайской стороной. «Мы столкнулись с тем, что в пунктах пропуска Хабаровского края время работы может не совпадать с режимом работы китайского пункта. Более того, летом прошлого года была ситуация, когда несогласованность между двумя сторонами привела к тому, что туристы даже не смогли покинуть Китай, так как не было судов. Ведь в Хабаровске львиная доля туристов проходит через пункт пропуска «Хабаровск-речной порт». Также отмечу, что обустроенность пунктов пропуска в Хабаровском крае и Еврейской автономной области оставляет желать лучшего. Сегодня необходима их скорейшая модернизация. Так что Приморье – не единственный проблемный регион.

«То, что видят наши специалисты на отдельных пунктах пропуска, просто недопустимо. Например, пункт пропуска Нижнеленинское. Там туристы ночуют в автобусах, чтобы успеть пройти границу. Бывает, что группа стоит несколько суток. Здание больше похоже на сарай. При этом собственник не реагирует на наши замечания, исполнительная власть региона только обещает навести порядок. В итоге мы вынуждены собирать совещание, приглашать все заинтересованные стороны, чтобы хоть как-то исправить ситуацию», – рассказывает Виктор Елютин.

Все дело в деньгах

Будущая модернизация пунктов пропуска – стратегическая задача государства. Но, чтобы процесс пошел, необходимо срочно найти компромисс между всеми хозяйствующими субъектами на границе. «Руководство аэропортов не берет арендную плату за свои помещения. С другой стороны, представители аэропортов не заинтересованы в том, чтобы дать контролирующим органам дополнительные площади. Следовательно, поставить дополнительные стойки пограничного или таможенного контроля невозможно. Пункт пропуска в Хабаровском аэропорту мог бы работать более эффективно, но все дело именно в помещениях», – утверждают представители Росграницы.

Похоже, что споры и трения между собственниками даже при активном вмешательстве государства могут затянуться надолго. Дело в том, что собственников бывает несколько. Например, в многостороннем воздушном ПП Хабаровск земельный участок находится в собственности городского округа, собственники имущества – ОАО «Хабаровский аэропорт» и ООО «Авиатерминал».

Подобных примеров можно приводить не один десяток. Но вопрос с единым хозяином ПП придется решать, иначе никакой модернизации и улучшения условий пропуска через границу граждан и грузов не добиться. А вопрос тем временем уже перезрел – контролирующие органы не могут разместить свои аппаратно-технические средства из-за отсутствия помещений. На большинстве объектов нет площадок досмотра фитосанитарного, ветеринарного и карантинного постов. Во многих пунктах пропуска нет даже водопровода и туалетов. Теперь можно ожидать, что эти проблемы лягут на плечи государства, так как отношение бизнеса к инвестициям в инфраструктуру ПП в сегодняшней ситуации, когда собственников «попросили» с границы, негативное.

В итоге, что бы ни говорили государственные чиновники о недопустимости их хозяйственной деятельности на переходах, частный бизнес пока не собирается отказываться от своих объектов. Хотя есть и другие мнения. Заместитель генерального директора ОАО «Тернейлес» Владимир СТЕГНИЙ уверен, что хозяйственной деятельностью на границе должно заниматься исключительно государство. В то же время представитель лесного бизнеса заявляет, что бизнес может взять на себя затраты по ремонту и строительству зданий, в которых будут располагаться контролирующие органы, если компаниям, работающим в этом регионе, важно, чтобы переход через границу грузов и туристов был цивилизованный и комфортный. «Тернейлес», к примеру, ходатайствует об установлении многостороннего пункта пропуска на базе «Порт-пункта Пластун» и даже готов передать государству принадлежащий компании земельный участок.

ГК «Петропавловск» намерена инвестировать значительные средства в развитие порта Советская Гавань.

Логика бизнеса понятна. Если через пункт пропуска проходит в основном твой груз, то ты будешь заботиться о том, чтобы были созданы все условия для оформления. Отсюда и готовность вложиться в проекты. Сегодня у представителей «Росграницы» нет претензий к объектам, где бизнес заинтересован в развитии пунктов пропуска. Например, такие пункты пропуска, как Сковородино или Пригородное, хоть и имеют небольшие замечания, одни из лучших в ДФО по техническому оснащению.

Кто к саммиту ближе

Зато есть конкретные планы модернизации пунктов пропуска будущего саммита АТЭС. В этот перечень вошли морские порты Владивосток, Восточный, Находка, пункты пропуска Краскино, Пограничный, аэропорт во Владивостоке. Средства на их подготовку к саммиту выделены по федеральной целевой программе «Госграница РФ (2003-2010 годы)», их реконструкция и переоснащение профинансируются из ФЦП «Госграница РФ (2010-2016 годы)».

Также в перечень пунктов пропуска, задействованных в подготовке к саммиту 2012 года, вошел международный аэропорт в Хабаровске (Новый). «Росграница» берет на себя обязательства установить там инспекционно-досмотровый комплекс. По информации ФСО России с большой долей вероятности основной поток делегаций АТЭС прибудет во Владивосток воздушным транспортом, из чего следует, что в период проведения саммита АТЭС-2012 большая часть нагрузки придется на воздушные пункты пропуска Владивосток (Кневичи) и Хабаровск (Новый). Поэтому следует ожидать, что в первую очередь федеральные средства будут брошены туда.

Досье

Всего к финансированию в 2010 г. заявлено: 360,58 млн рублей, в том числе: Росграницей – 185,14 млн рублей, Россельхознадзором – 107,00 млн рублей, Роспотребнадзором – 68,44 млн рублей.

Что касается модернизации других пунктов пропуска, то это отдаленное будущее. Причем отдельные проекты и вовсе задробили. Так, к сожалению для бизнеса Хабаровского края, инициатива создания пункта пропуска на о. Большой Уссурийский федеральными ведомствами не поддержана. А ведь это был масштабный проект круглогодично действующего пограничного перехода стоимостью 10 млрд руб. По мнению экспертов, через новый погранпереход могли проходить грузы, которые сейчас из Приамурья направляют по погранпереходу «Гродеково-Суйфэньхэ».

Реформа на границе только началась. Понятно, что приоритет в развитии получат пункты пропуска Приморского края, так как через них проходит основной пассажиропоток и грузопоток. Плюс масштабные стройки саммита. В общем, бизнесу придется еще минимум пять лет ожидать, когда пункты пропуска будут обустроены.

Автор:
Теги:




Новости партнеров





Новости тематики





Новости раздела








Комментарии

  • Правила пользования функцией «Комментарии» на сайте Zrpress.Ru
  • Запрещается:
    1. Нецензурная брань.
    2. Личные оскорбления в любом виде.
    3. Высказывания расистского толка, призывы к свержению власти насильственным путем, разжигание межнациональной розни.
    4. Проявления религиозной, расовой, половой и прочей нетерпимости или дискриминации.
    5. Публикация сообщений, наносящих моральный или любой другой урон любому лицу (юридическому или физическому).
    6. Использовать в имени (нике) адреса веб-сайтов, грубые и нецензурные выражения.
    7. Совершать любые попытки нарушения нормальной работы функции «Комментарии» и сайта.
    8. Осуществление прямой рекламы в сообщениях.
    9. Помещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, а также нечестные приемы ведения дискуссий.
    10. Мнения авторов комментариев может не совпадать с мнение авторов материалов и администраторов сайта. Администраторы имеют право удалить, отредактировать, перенести или закрыть любое ваше сообщение в любое время по своему усмотрению. Оставляя сообщение в «Комментариях», будьте взаимно вежливы и культурны, старайтесь не нарушать установленный порядок.

 

Авторизация:


Анонимно
Авторизовано
E-mail:
Пароль:

Популярно

Loading...

MarketGidNews