Курсы валют ( )
USD: 74.04 р. 100 JPY: 68.08 р.
EUR: 89.85 р. 10 CNY: 11.49 р.
Индексы ( )

|

Finam

Новости finance.comon.ru

LentaInformNews

Удовольствие развивать Дальний Восток

01 Января 1996, 00:00 | Дальний Восток

В любом деле важны цели, которых ты хочешь достигнуть, если, конечно, не просто процесс сам по себе доставляет тебе удовольствие. Удовольствие развивать Дальний Восток – дело дорогое и долгосрочное. Но игра стоит свеч. Да и, как показало время, другого пути нет, если только, конечно, мы не хотим потерять огромные территории, источник зависти любого государства.

В последние десятилетия подходы федерального центра к развитию региона менялись – порой на диаметрально противоположные. От идеи вахтового метода освоения его богатств (жить-то здесь не комфортно), до создания на востоке и северо-востоке социальных условий, превосходящих те, что манят дальневосточников в центральные районы страны на постоянное место жительства. Да и концепции развития тоже не отличались постоянством. Если вспомнить первую в рыночной эпохе программу развития Дальнего Востока и Забайкалья, принятую в 1996 году и благословленную к исполнению Указом первого Президента РФ, то ее социальная направленность была налицо. В ходе неоднократных корректировок программа все больше приобретала технократический вид.

В итоге сформировался современный взгляд на то, как же укреплять регион до требований, отвечающих званию форпоста в АТР. Средства на эти цели государство планирует потратить немалые, но, как подчеркнул на Четвертом Дальневосточном международном экономическом форуме презентовавший проект Стратегии развития Дальнего Востока и Байкальского региона заместитель министра регионального развития Сергей ЮРЛАПОВ, «способствовать решению геополитической задачи не только закрепления, но и привлечения экономически активного населения в этот регион будут не столько преференции и различного рода механизмы вспомоществования, сколько придание инвестициям дальневосточного, сибирского вектора».

И чтобы позиция Министерства регионального развития была более понятна, чиновник подчеркнул еще раз: «Средства, затрачиваемые в ходе реализации Стратегии, пойдут именно на создание такого фундамента, а не на преференции отдельным предприятиям и денежные подачки, в которых Дальний Восток России не нуждается».

На эту настойчивость обратили внимание многие участники форума. И если не придираться к словам про подачки – в них регион и вправду не нуждается, то преференции – вопрос большой и открытый. Участие государства в инфраструктурных проектах – транспорт, энергетика, связь – вряд ли поможет дальневосточной экономике стать исключительно конкурентоспособной. И особые условия в виде экономических зон, налоговых и таможенных льгот, компенсация транспортных и энергетических тарифов будут актуальны долго.

На что опереться

На крупные инвестиционные проекты, считают в Минрегионе, которые будут опираться на конкурентные преимущества Дальнего Востока и Байкальского региона. Они известны – рядом АТР, а это близость к крупнейшим мировым рынкам. Именно здесь уже формируется больше половины мирового валового продукта, и отмечаются наиболее динамичные темпы роста экономик. Несомненно, наши козыри – огромные запасы природных ресурсов, обширное морское побережье и внешние границы, рекреационный потенциал, кратчайшие транспортные маршруты Восток – Запад.

«И конечно же человеческий потенциал. Здесь, на Дальнем Востоке, в Забайкалье, проживает особая формация людей, которых трудности только закалили, сделали их сильнее. А результаты труда таких людей обычно на порядок выше, чем в тех местах, где жизнь проще», – сделал комплимент дальневосточник замминистра.

Задействовать недоиспользованный экономический потенциал, по мнению разработчиков Стратегии, помогут в том числе формирование региональных экономических специализаций и более активное использование научного потенциала территории. Генерировать инновационные идеи в регионе есть кому: Дальневосточное и Сибирское отделения РАН, когда-то вырастет из проектной поры Дальневосточный федеральный университет, Байкальский центр нанотехнологий и т.д.

Отраслевые приоритеты

Оставлять Дальний Восток и Восточную Сибирь исключительно ресурсной территорией федеральный центр не собирается. А потому список отраслей, которые планируется развивать в числе первых, открывает машиностроение. Речь идет о развитии все того же практически стагнирующего судостроения и создании «совместно с иностранными компаниями сервисных судоремонтных производств». Кому как не дальневосточным предприятиям строить платформы для добычи нефти и газа на шельфе, производить оборудование для добывающих отраслей, малой энергетики. Но это не все, по идее разработчиков Стратегии, у нас хорошие перспективы для производства «высокотехнологичной продукции и материалов для создания космической техники».

Однако из всех этих машиностроительных перспектив наиболее правдоподобной пока что выглядит развитие авиастроения. Производство самолетов Суперджет-100 в Хабаровском крае уже набирает обороты.

Среди фаворитов будущего развития – химическая промышленность. Ее контуры уже прорисованы в ряде комплексных проектов создания газохимических и газоперерабатывающих производств в Иркутской области, Республике Саха (Якутия), на юге Приморского края, Амурской, Сахалинской областях. А в «фундамент» этих проектов – трубопровод «Сахалин-Хабаровск-Владивосток» – вбиты первые колышки.

Поход в глубину

Основным вектором реализации Стратегии должно стать увеличение глубины переработки добываемых полезных ископаемых. Прежде всего, это касается добычи и обогащения угля, углехимии, добычи и переработки железных руд и руд цветных металлов. В Иркутской области планируется создание Международного центра по обогащению урана.

Именно на производство продукции с более высокой добавленной стоимостью должны быть направлены основные инвестиции в лесной отрасли. Сегодня заградительные пошлины на вывоз кругляка еще могут дискутироваться, однако завтра вопрос в пользу отечественной переработки будет решаться однозначно. Это важный сигнал инвесторам.

В агропромышленном комплексе разработчики Стратегии замахиваются на создание в регионе мощного центра производства пшеницы, сои и продуктов ее переработки. А поскольку в качестве рынка сбыта рассматривается АТР, то эта идея паровозом тянет за собой «создание дальневосточного зернового коридора, а также стимулирование частных инвестиций в строительство мощных отгрузочных терминалов».

Стратегия предусматривает создание зон опережающего экономического роста рыбохозяйственной специализации, включая их «инфраструктурное обеспечение, а также механизмы сопряжения отрасли с рынками европейской, центральной части страны». Механизмы сопряжения на ДМЭФ расшифрованы не были, но надо полагать, что, помимо прямых указаний, куда везти рыбу и как вести хозяйственную деятельность, государство довершит формирование правил игры в рыбной отрасли, в которых будут совмещены государственный интерес и рыночные подходы.

Инфраструктура за казенный счет

Энергетика и транспортная система – этим основополагающим отраслям экономики государство берется подставить плечо. Эти темы разработчики Стратегии наиболее активно обсуждали со всеми заинтересованными сторонами, чтобы действовать согласованно и в перспективе избежать «инфраструктурных ограничений экономического развития». Предполагается, что в 2025 году энергопотребление в регионе должно возрасти как минимум вдвое.

Запланирован ввод Уссурийской ТЭЦ, Сахалинской ГРЭС-2. Для энергообеспечения объектов ВСТО планируется строительство линии электропередачи Тайшет – Сковородино. И конечно же хитом в обновлении энергетической отрасли в ближайшие годы станет увеличение в топливном балансе региона доли природного газа. Ее потянет за собой строящийся с Сахалина на Владивосток газопровод. В 2010 году «Газпром» завершит первую очередь проекта газоснабжения Камчатки, переведя на газ ТЭЦ-2 г. Петропавловска-Камчатского. В перспективе же освоение ресурсов шельфа Западной Камчатки может стимулировать создание, помимо Сахалина, еще одного центра производства сжиженного природного газа.

Транспортная система региона должна также ориентироваться на существенный рост грузооборота. Так, только на железной дороге ожидают его увеличения в 1,7 раза, и этому прогнозу должна соответствовать пропускная способность Транссиба. Завершится строительство автодороги Чита-Хабаровск, автодороги «Вилюй» до Якутска, будет проведена реконструкция дороги Хабаровск-Владивосток. В общем, будем мы ездить с ветерком в любую сторону своей души. Когда-нибудь так и будет, в этом нет сомнения, ведь на дворе третье тысячелетие.

Проект Стратегии предусматривает, что начнет выполнять свою стратегическую роль Байкало-Амурская магистраль. Ее развитие позволит поддержать перспективные грузопотоки со вновь осваиваемых крупных месторождений минерального сырья и предприятий по их переработке, а также угля, в центральную Россию и на экспорт – в страны АТР.

В Стратегии обращено внимание на необходимость вернуть полноценную круглогодичную эксплуатацию Северного морского пути. Будет ли реализован этот посыл – сложный вопрос. Коммерческой составляющей в этом проекте немного, если, конечно, не иметь в виду перспективу освоения северного шельфа.

Ну, и комплекс мер, которые предпринимает государство для создания центра российского политического и экономического влияния в АТР – подготовка Владивостока к саммиту АТЭС 2012 года. Уже сегодня владивостокские проекты повышают экономическую активность региона, а в перспективе, по мнению разработчиков Стратегии, город должен стать долговременной площадкой для развития сотрудничества со странами бурно развивающегося региона.

Досье

В проекте Стратегии во всех субъектах Дальнего Востока и Байкальского региона предусмотрено формирование зон опережающего экономического роста. В зоне опережающего экономического роста «Южная Якутия» будет сформирован крупный промышленный район, связанный с глубокой переработкой полезных ископаемых (природного газа, апатитов, угля, железных, урановых руд и других). На территории Забайкальского края выделяется Забайкальская индустриальная зона, где планируется развивать Забайкальский и Чарский горно-металлургические комплексы; деревообрабатывающую промышленность, строительную индустрию, а также мясное скотоводство. Северо-Сибирский индустриальный пояс станет связующим звеном проектов пространственного развития, таких как Нижнее Приангарье (Красноярский край), Южные территории Республики Саха (Якутия), Забайкалья (Республика Бурятия и Забайкальский край). Будущая специализация Северо-Сибирского индустриального пояса связана с развитием обрабатывающих производств – производства стали и готовых металлических изделий, товаров народного потребления, газо- и нефтепереработки, а также с освоением железорудных, медно-никелевых, золоторудных месторождений и глубокой переработкой древесины. Биоресурсный кластер Авачинской агломерации (Камчатский край) будет формироваться на основе традиционной специализации региона – добыче и переработке рыбы.

Выгоды границы

Регион должен извлечь максимальную пользу от своего приграничного месторасположения. Минрегиона России разработало дополнительный раздел проекта Стратегии «Приграничное сотрудничество субъектов Российской Федерации с северо-восточными провинциями Китая и Монголией, а также экономическое взаимодействие с другими странами Северо-Восточной Азии».

С восточными территориями России соседствуют наиболее развитые экономики. И интеграционные процессы в АТР развиваются быстро, важно вовремя в них встроиться. Крупнейший партнер – Китай. С ним заключено более 70 соглашений по линии субъектов Российской Федерации. По мнению разработчиков Стратегии, «активное стимулирование внутреннего спроса китайскими властями формирует дополнительные благоприятные условия для продвижения российской продукции не только в сырьевой сфере, но и в промышленности, сельском хозяйстве и на рынке услуг».

Китай не менее, чем Россия, заинтересован в согласованных с приграничными субъектами Дальнего Востока действиях. Может быть, поэтому китайская делегация на ДМЭФ была весьма представительной. Ближайшие десятилетия – время для реализации крупных совместных проектов, прежде всего на территории России.

Инструменты для Стратегии

Основным инструментом реализации Стратегии развития Дальнего Востока и Байкальского региона являются федеральные целевые программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года», а также «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы».

Кризис уже вносит в них серьезные изменения, идет корректировка программ, а проще – существенное снижение финансирования по некоторым жизненно важным для региона направлениям (строительство дорог, например). Тем не менее в перспективе сроки действия ФЦП будут продлены до 2018 года, как предполагают разработчики Стратегии, с увеличением объемов финансирования из федерального бюджета. Дальневосточные же губернаторы уже сегодня задумываются о программе развития до 2025 года. И такое предложение Президент Республики Саха(Якутия) и председатель совета ассоциации экономического взаимодействия субъектов Федерации Дальнего Востока и Забайкалья Вячеслав ШТЫРОВ внес в Минрегиона России.

Основным финансовым ресурсом развития должно стать государственно-частное партнерство. Осуществлять масштабные проекты, которые должны сделать территории Дальнего Востока конкурентоспособными, только за счет ограниченных бюджетных средств – нереально.

Досье

По прогнозам разработчиков Стратегии, к 2025 году объем инвестиций в расчете на душу населения будет превышать среднероссийский уровень в 2,2 раза. Реализация Стратегии позволит обеспечить темпы роста суммарного ВРП Дальнего Востока и Байкальского региона на 0,5-процентных пунктов выше среднероссийских значений уже с 2011 года. На приграничных территориях ожидаются более высокие темпы роста душевого ВРП, при одновременном увеличении в целом по территории Дальнего Востока и Байкальского региона численности населения, составляющего в настоящее время около 11,5 миллиона человек, на 2,5-3 млн.

Региональная политика крупным планом

Пообещав, что Дальний Восток и Сибирь будут в числе важнейших стратегических приоритетов государства, замминистра регионального развития представил «новую парадигму» региональной политики. Ее суть в том, что «органы государственной власти, местного самоуправления призваны создать условия и предоставить возможности для полной реализации конституционных прав и свобод граждан, независимо от места их проживания на территории Российской Федерации».

Один из способов такой заботы, составная часть региональной политики – ликвидация «транспортной дискриминации» населения территории.

– Образно говоря, если для соблюдения избирательного права гражданина, живущего в труднодоступной, удаленной местности, необходимо послать вертолет с членами избиркома и урной для голосования, то равным образом органы государственной власти и местного самоуправления должны заботиться о соблюдении экономических и прочих конституционно закрепленных прав и свобод этого гражданина, – подчеркнул Сергей Юрлапов.

По его словам, требуется обеспечить равнодоступность публичных услуг для всех без исключения граждан, в какой бы географической точке страны, в каком бы населенном пункте они ни проживали, гарантируя тем самым соблюдение их законных прав и интересов, обеспечивая фактическое равенство в правах, так называемую «территориальную справедливость». Независимо от особенностей территории, на которой живет человек, качество его жизни должно быть не ниже минимального социально приемлемого уровня, и никакие территориальные детерминанты не могут служить основанием «поражения» человека в его правах на достойную жизнь, комфортную среду обитания.

Не слабость, а сила России в ее многонациональности. И, по словам замминистра, эта тема нашла свое отражение в Стратегии развития региона до 2025 года. «Важно создать условия и предоставить людям соответствующие возможности для сохранения этого удивительного и уникального многообразия», – подчеркнул он и, подводя итог, выразил уверенность, что «именно на Дальнем Востоке могут появиться многочисленные инновации в области производства и бизнеса, новые механизмы взаимодействия предпринимателей и власти, здесь можно ждать реальных и быстрых прорывов».

И если это так и будет, то жить на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе станет престижно. Уж если центр мирового экономического развития сместился в Азиатско-Тихоокеанский регион, то, может быть, и Россия именно на берегу Тихого океана начнет возрождать свою национальную мощь. А мы, дальневосточники, станем активными участниками этого процесса. Такая Стратегия нам подходит.

Автор:
Теги:




Новости партнеров





Новости тематики





Новости раздела








Комментарии

  • Правила пользования функцией «Комментарии» на сайте Zrpress.Ru
  • Запрещается:
    1. Нецензурная брань.
    2. Личные оскорбления в любом виде.
    3. Высказывания расистского толка, призывы к свержению власти насильственным путем, разжигание межнациональной розни.
    4. Проявления религиозной, расовой, половой и прочей нетерпимости или дискриминации.
    5. Публикация сообщений, наносящих моральный или любой другой урон любому лицу (юридическому или физическому).
    6. Использовать в имени (нике) адреса веб-сайтов, грубые и нецензурные выражения.
    7. Совершать любые попытки нарушения нормальной работы функции «Комментарии» и сайта.
    8. Осуществление прямой рекламы в сообщениях.
    9. Помещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, а также нечестные приемы ведения дискуссий.
    10. Мнения авторов комментариев может не совпадать с мнение авторов материалов и администраторов сайта. Администраторы имеют право удалить, отредактировать, перенести или закрыть любое ваше сообщение в любое время по своему усмотрению. Оставляя сообщение в «Комментариях», будьте взаимно вежливы и культурны, старайтесь не нарушать установленный порядок.

 

Авторизация:


Анонимно
Авторизовано
E-mail:
Пароль:

Популярно

Loading...

MarketGidNews