Курсы валют ( )
USD: 76.46 р. 100 JPY: 72.97 р.
EUR: 90.36 р. 10 CNY: 11.38 р.
Индексы ( )

|

Finam

Новости finance.comon.ru

LentaInformNews

Чтоб Дальнему Востоку не стать "трубой"

01 Января 1996, 00:00 | Дальний Восток

5-6 октября в Хабаровске прошел Дальневосточный международный экономический форум, организатором которого выступили Государственная Дума, партия "Единая Россия", межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия "Сибирское соглашения" и "Дальний Восток и Забайкалье", правительство Хабаровского края. "Форумы собираются не для того, чтобы получить результат, а только в том случае, если есть какие-то результаты в жизни, которые есть смысл обсудить, и для того, чтобы определить какие-то новые подходы в жизни", - прокомментировал открытие Дальневосточного экономического форума "ЗР" директор Института экономики ДВРАН Павел МИНАКИР.

Что в остатке от ресурсов?

Ключевой вопрос, который пытались решить на форуме, - как будут использованы ресурсы востока России? "Национальная экономика подошла к такому этапу развития, когда ей понадобились эти ресурсы, - поясняет Павел Минакир. - При этом ресурсы добывают конкретные компании и получают доходы, прибыль. Государство с этого имеет налоги, пошлины. Заграничные партнеры, особенно потребители нефти, газа - решают свои проблемы с энергетической безопасностью. А вот восток России? Что получим мы? Есть опасность, что из большой кладовой, где лежали ресурсы, мы теперь превратимся в трубу, по которой эти ресурсы будут вывозиться".

Подтверждает его слова и президент НК "Роснефть" Сергей БОГДАНЧИКОВ: "Пока складывается впечатление, что будем продавать сырье, потому что те лицензии, которые сегодня выданы, не устанавливают правил игры в данном вопросе и инвестор вправе выбирать, каким видом продукции он будет торговать". Однако противодействовать превращению востока страны в "трубу" сегодня готовы не только ученые и региональная власть, но и законодатели - члены партии "Единая Россия". Именно они настояли на организации работы 9-го круглого стола, где рассматривались вопросы социально-экономической стратегии развития России и дальневосточных регионов.

Об этом же говорил во вступительном слове председатель Госдумы Борис ГРЫЗЛОВ: "Говорить о приоритетных отраслях - правильно, но не достаточно. Мы должны задуматься и о развитии территорий, о том, чтобы создавать и развивать "точки роста", равномерно распределенные по стране. Очень важно преодолеть разрыв между западом и востоком страны, в том числе в хозяйственных связях, информационном и культурном взаимодействии".

В сфере добычи сырья, как отметил председатель Госдумы, центральной проблемой остается вопрос обеспеченности Дальнего Востока инфраструктурой - транспортными коммуникациями и энергетическими сетями. Большое значение здесь имеют строительство Восточного нефтепровода, газопроводов, развитие железнодорожной сети. "Но инфраструктура должна развиваться так, чтобы создать возможности для переработки добываемого сырья внутри России. Следует стремиться к тому, чтобы собственная переработка получила перед экспортом сырья безусловный приоритет. Так, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке сегодня самые значительные и качественные лесные ресурсы. Однако здесь сосредоточено только 2% от производственных мощностей России по переработке леса. В итоге лес продается за границу как сырье, за бесценок, или просто гниет. В идеале ни один кубометр леса не должен продаваться за рубеж без переработки в России".

В то же время, со слов Бориса Грызлова, эффективное хозяйствование в Сибири и на Дальнем Востоке немыслимо без решения социальных вопросов: "Мы просто не сможем удержать людей. Поэтому развитие социальной сферы - вопрос не менее важный, чем инфраструктурная и промышленная политика. Особого внимания требует, конечно, жилищная проблема".

В списке рекомендаций 9-го "законодательного" круглого стола федеральным органам власти наряду с дебюрократизацией экономики и снижением налоговой нагрузки значится, совершенствование институтов трехстороннего социального партнерства и появление такого нацпроекта, как "Достойный труд". Что под этим обозначили участники форума? Легализацию зарплаты, пропаганду рабочих специальностей, повышение производительности труда, вовлечение работников в производство через социальное партнерство.

"Есть экономический рост, а есть экономическое развитие, - подчеркивает Павел Минакир. - В развитие входит понятие человеческого капитала, охраны окружающей среды, рационального использования ресурсов и много других вещей, которые не имеют прямого отношения к экономическому росту - удвоению, утроению ВВП. И наверху должны понять, что наша основная задача - не профицит бюджета, не экономический рост сам по себе и даже не ограничение инфляции, а непрерывное улучшение качества жизни населения. И если этого не будет, то во сколько бы раз мы не увеличили ВВП, толку не будет".

"Это не дело Богданчикова с высокой трибуны докладывать, как они замечательно занимаются социальной политикой, - продолжает он. - У них есть обязательство платить налоги. Точно также в их деятельность должно быть встроено осуществление социального патронажа на той территории, где они работают. Желание бизнес-структур убрать непрофильные активы - это все пережитки детского капитализма, эйфория от недостаточной грамотности и социальной безответственности. Сейчас задача власти - как можно аккуратнее, терпеливее и понятнее объяснить компаниям, почему этого делать нельзя. От этого зависит, что будет с этой страной: станет она нефтяной вышкой или страной с диверсифицированной экономикой".

Пошлины высокие, инфраструктура слаборазвитая

Пока политики и законодатели говорили о социальной ответственности бизнеса, бизнесмены за другим круглым столом рассуждали о государственно-частном партнерстве и называли барьеры, которые мешают развиваться производству.

"Опыт работы на оффшорных месторождениях показал, что срок лицензии на геологоразведочные работы в 5 лет, которые выдают нам, недостаточен, - заметил в своем выступлении президент НК "Роснефть" Сергей Богданчиков. - Требуется увеличить его до 8-12 лет". "Кроме того, - продолжил он, - государство ратует за экспорт продуктов нефтепереработки, но в то же время из-за пошлин, которыми обложено сегодня высокоэффективное оборудование для нефтепереработки, производимое только за пределами РФ, выгоднее экспортировать сырую нефть".

О необходимости отмены пошлин на высококлассное импортное оборудование говорили и лесники, и другие производственники, которых также обвиняют сегодня в экспорте гольного сырья.

Досье

В планах "Роснефти", озвученных Сергеем Богданчиковым на форуме, - освоение Ванкорского месторождения, добыча на котором начнется в 2008 г. и 33 млн т нефти с которого пойдут в трубопровод ВСТО. В Восточной Сибири - планы по освоению месторождений Иркутской области. На Дальнем Востоке компания намерена строить трубу для поставки в Де-Кастри дизельного топлива с КНПЗ. В 2010 г. завершится реконструкция КНПЗ, и объемы производства вырастут до 7 млн тонн в год, а глубина переработки нефти - с 60 до 95%, качество топлива достигнет уровня "Евро-4", "Евро-5" и т. д. В настоящее время прорабатывается также инвестиционный проект строительства нефтеперерабатывающего завода производительностью 20 млн тонн в Приморском крае на конце ВСТО. Объем инвестиций в этот проект - $5,4 млрд.

Ведет реконструкцию Хабаровского НПЗ и "Группа Альянс", о чем говорил ее глава Муса БАЖАЕВ. Однако планы "Альянса" простираются на развитие инфраструктуры.

Для создания полноценного аэропортового бизнеса на базе Хабаровского аэропорта, со слов президента ЗАО "Альянс-Пром" Владимира БАСЮКА, необходимо решить две проблемы. Во-первых, должно произойти разделение объединенных авиационных предприятий на независимые хозяйствующие субъекты - авиационные компании и аэропорты. В Хабаровском аэропорту консолидация объектов наземной инфраструктуры в рамках одного юридического лица еще не завершена. Во-вторых, до сих пор законодательством РФ не до конца определен механизм взаимодействия между государством и частной компанией в рамках Закона "О концессионных соглашениях". В случае с Хабаровским аэропортом это играет решающую роль, поскольку для того, чтобы стать полноценным предприятием, ОАО "Хабаровский аэропорт" должно иметь право распоряжаться взлетно-посадочной полосой.

Досье

Аэропортовый проект "Группы Альянс", со слов президента компании Мусы Бажаева, предусматривает реконструкцию и строительство новых пассажирских терминалов; формирование маршрутной сети для загрузки мощностей аэропорта; реконструкцию и техническое оснащение топливо-заправочного комплекса с сертификацией по международным стандартам; строительство в аэропорту бизнес-центра и гостиничного комплекса с сопутствующей инфраструктурой; формирование в аэропорту современного грузового терминала - логистического центра пропускной способностью 300-400 т в сутки. По предварительной оценке, объем инвестиций в проект составит до 3 млрд руб.

Для генерального директора ОАО "Полиметалл-УК" Виталия НЕСИСА государственно-частное партнерство - это прежде всего совместная реализация инфраструктурных проектов, которые, с одной стороны, являются "неподъемными для частного бизнеса", поэтому участие в них государства необходимо, а с другой - для обеспечения их быстрейшего воплощения государству необходимо привлекать частный бизнес. "Если мы имеем недостаточную пропускную способность ЛЭП в Магадане или нехватку электросетей на севере Хабаровского края, мы готовы участвовать в строительстве новых линий, но частной компании реализация таких проектов в одиночку не посильна", - отмечает он.

Нехватка электроэнергии, как выяснилось, и для Дальнего Востока может стать реальностью. Об этом заявил управляющий директор БЕ-1 член правления ОАО РАО "ЕЭС России" Александр ЧИКУРНОВ: "Один из сценариев, который мы смоделировали для Дальнего Востока в этом году, выделив основные точки роста и проекты, которые нам известны, показывает, что если заявленные бизнес-проекты будут реализованы, то в 2010 году дефицит установленной мощности на ДВ составит 1,5 тыс. МВт". В этой ситуации Дальневосточная генерирующая компания, по мнению Чикурнова, должна стать главным участком для привлечения инвестиций. Получается, что одна из основных задач региональной власти в этом треугольнике "бизнес - федеральный центр - дальневосточные регионы" - предложить наверх стратегию развития регионов. Надо разработать свой "прейскурант" и предъявить потенциальным зарубежным покупателям. А лучше, чем на региональном уровне, никто деталей и специфических взаимосвязей не знает и не видит", - отмечает Павел Минакир.

И одну задачу в Хабаровске уже выполнили - объяснили, как можно восток России интегрировать в АТР, и предложили свою версию интеграции. Собственно, для этого такие форумы, как Дальневосточный экономический, и нужны.

Автор:
Теги:




Новости партнеров





Новости тематики





Новости раздела








Комментарии

  • Правила пользования функцией «Комментарии» на сайте Zrpress.Ru
  • Запрещается:
    1. Нецензурная брань.
    2. Личные оскорбления в любом виде.
    3. Высказывания расистского толка, призывы к свержению власти насильственным путем, разжигание межнациональной розни.
    4. Проявления религиозной, расовой, половой и прочей нетерпимости или дискриминации.
    5. Публикация сообщений, наносящих моральный или любой другой урон любому лицу (юридическому или физическому).
    6. Использовать в имени (нике) адреса веб-сайтов, грубые и нецензурные выражения.
    7. Совершать любые попытки нарушения нормальной работы функции «Комментарии» и сайта.
    8. Осуществление прямой рекламы в сообщениях.
    9. Помещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, а также нечестные приемы ведения дискуссий.
    10. Мнения авторов комментариев может не совпадать с мнение авторов материалов и администраторов сайта. Администраторы имеют право удалить, отредактировать, перенести или закрыть любое ваше сообщение в любое время по своему усмотрению. Оставляя сообщение в «Комментариях», будьте взаимно вежливы и культурны, старайтесь не нарушать установленный порядок.

 

Авторизация:


Анонимно
Авторизовано
E-mail:
Пароль:
Loading...

MarketGidNews