Курсы валют ( )
USD: 73.75 р. 100 JPY: 69.85 р.
EUR: 89.67 р. 10 CNY: 11.43 р.
Индексы ( )

|

Finam

Новости finance.comon.ru

LentaInformNews

Восточное железнодорожное направление находится на грани транспортного коллапса

14 Августа 2012, 20:18 | Приморье

По данным РЖД, на 10 августа на Дальневосточной железной дороге отставлено от движения 87 поездов (около 5 тыс. вагонов) с разными грузами, в основном с углем и нефтью. Одновременно на соседних дорогах, начиная с Западно-Сибирской, стояло еще 30 брошенных поездов в восточном направлении.

Причину транспортного коллапса в РЖД объяснили неудовлетворительной выгрузкой в портах Хабаровского и Приморского краев нефти и нефтепродуктов, экспортного угля и цветных металлов, как правило, из-за несвоевременного подхода флота. Проблемы возникли практически во всех ведущих портах: Ванино, Восточный, Находкинский, Посьет, Козьмино. С большой долей вероятности руководство дирекции управления движением прогнозируют к концу августа увеличение количества «брошенных» поездов до 10 составов, что в условиях ограниченности инфраструктуры железной дороги может привести к остановке движения поездов на всем Восточном полигоне.

Сложившаяся ситуация уже столкнула в поединке Транснефть и РЖД. Одна монополия обвиняет другую в монополизме из-за введения лимитов на оформление вагонов. Транснефти это грозит срывом графика отгрузки танкеров в порту Козьмино.

…а тут еще и уголь!

Как раз на этих днях в Кемеровской области проходило совещание с участием председателя правительства РФ Дмитрия МЕДВЕДЕВА по развитию угольной отрасли в стране, где угольщики подняли перед премьером тот же вопрос - «узкие места» в транспортной схеме поставок угля в восточном направлении.

В настоящее время в числе основных проблем, тормозящих развитие отрасли, признано длинное транспортное плечо от мест добычи до морских портов и сухопутных погранпереходов, к тому же сопровождаемое образованием пробок на подходах к портам. К «узким местам», по словам главы Минэнерго России Александра НОВАКА, относятся участки дорог на Транссибе, БАМе и Дальневосточной железной дороге, «что серьезно ограничивает поставки угля на растущий рынок стран АТР».

Скопления вагонов на этих дорогах происходят ежегодно, но как правило, приходились на зимний период времени, что объяснялось смерзанием угля в вагонах и проблемами с его выгрузкой. То, что пробка образовалась летом, свидетельствует о серьезности ситуации, грозящей срывом сроков поставок для всех экспортеров, и падению их деловой репутации на рынке АТР.

Генеральный директор СУЭК Владимир РАШЕВСКИЙ, выступая в июле во Владивостоке на заседании госкомиссии по транспорту, уже высказывался по этому поводу, и довольно категорично: «Рынки ждать не будут, еще немного, и наше место, наши возможности будут заняты конкурентами».

- В нашей стране железнодорожный транспорт - безальтернативный вид транспорта, за исключением трубопроводного, - сказал Рашевский. - Здесь, на восточном полигоне, он безальтернативен вдвойне. Последние десятилетия происходят радикальные изменения, вся экономика нашей страны существенно разворачивается в сторону рынков АТР. По сути дела, у нас полторы магистрали: Транссиб, по которому ездит 80% грузов, и вспомогательный БАМ, по которому едет 20%. Сегодня мы регулярно сталкиваемся с проблемами ограничения пропускной способности.

Особенно остро эта проблема бьет по угольщикам, которые в последние годы наращивают объемы добычи и экспортные поставки угля, стремясь использовать благоприятную рыночную конъюнктуру в АТР. По данным Минэнерго, в 2011 году в России был достигнут наивысший показатель добычи угля за весь постсоветский период – 336,1 млн тонн. Только предприятия СУЭК, расположенные в семи регионах Дальнего Востока, в январе-июне 2012 года добыли 47,7 млн тонн, что на 7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. На тот же процент выросли и экспортные поставки компании, в том числе в Китай, Южную Корею, Японию и Тайвань, не считая западного направления.

Угольщики не собираются отказываться от восточного экспортного направления. Они ведут активную модернизацию действующих и строительство новых портов на Дальнем востоке, а проблему нынешнего транспортного коллапса видят, в частности, в неудовлетворительной диспетчеризации вагонов.

Эту проблему признал и премьер-министр Дмитрий Медведев, который сказал недавно: «Будем стараться эту тему регулировать, потому что восточное направление у нас сильно развивается, там же основные потребители. Например, Китай, который еще 30–40 лет будет оставаться рынком потребления угля».

Спасительная труба

Помочь решить проблемы перегрузки Дальневосточной железной дороги может предстоящий пуск трубопроводной системы ВСТО. С началом перекачки нефти по трубе железная дорога «освободится» от 15 млн т нефти в год. Однако президент РЖД Владимир ЯКУНИН высказывал озабоченность по поводу того, чем закрывать выпадающие грузы. По всей видимости, уголь, как недорогостоящий груз, стоимость перевозки которого рассчитывается по самому низкому тарифному классу, железной дороге транспортировать не очень выгодно. По словам Якунина, снижение доходов железнодорожников произошло именно потому, что в последнее десятилетие в номенклатуре грузов стали преобладать именно такие - сырьевые товары, их доля в общей грузовой базе дороги достигает 60%. Дорогостоящие же грузы составляют только 15% от общего объема.

В свою очередь, угольщики парируют претензии железнодорожников тем, что транспортная составляющая в цене на уголь в восточном направлении уже достигла 50%. Естественно, любое повышение железнодорожного тарифа воспринимается ими негативно. Кстати, транспортная составляющая в цене на нефть на восточном направлении оценивается экспертами в среднем в 15%, и при повышении тарифа может восприниматься не столь болезненно, как угольщиками.

На днях Минэкономразвития обосновало индексацию железнодорожных тарифов на 2013 год на уровне 7% необходимостью покрытия убытков РЖД. Хотя РЖД предлагали индексировать их на 7,4-11%.

Минэнерго обещает, что к 2030 году произойдет смещение угледобычи на восток страны. Это должно сократить дальность перевозок угольной продукции в 1,2 раза. А пока, по-видимому, придется постоять в пробках.

Надежда ВОРОНЦОВА, "Золотой Рог".

Теги:




Новости партнеров





Новости тематики












Комментарии

  • Правила пользования функцией «Комментарии» на сайте Zrpress.Ru
  • Запрещается:
    1. Нецензурная брань.
    2. Личные оскорбления в любом виде.
    3. Высказывания расистского толка, призывы к свержению власти насильственным путем, разжигание межнациональной розни.
    4. Проявления религиозной, расовой, половой и прочей нетерпимости или дискриминации.
    5. Публикация сообщений, наносящих моральный или любой другой урон любому лицу (юридическому или физическому).
    6. Использовать в имени (нике) адреса веб-сайтов, грубые и нецензурные выражения.
    7. Совершать любые попытки нарушения нормальной работы функции «Комментарии» и сайта.
    8. Осуществление прямой рекламы в сообщениях.
    9. Помещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, а также нечестные приемы ведения дискуссий.
    10. Мнения авторов комментариев может не совпадать с мнение авторов материалов и администраторов сайта. Администраторы имеют право удалить, отредактировать, перенести или закрыть любое ваше сообщение в любое время по своему усмотрению. Оставляя сообщение в «Комментариях», будьте взаимно вежливы и культурны, старайтесь не нарушать установленный порядок.

 

Авторизация:


Анонимно
Авторизовано
E-mail:
Пароль:

Популярно

Loading...

MarketGidNews