Курсы валют ( )
USD: 74.36 р. 100 JPY: 71.76 р.
EUR: 90.41 р. 10 CNY: 11.48 р.
Индексы ( )

|

Finam

Новости finance.comon.ru

LentaInformNews

С подрезанными крыльями

01 Января 1996, 00:00 | Дальний Восток

Российский рынок авиаперевозок продолжил расти, однако добиться более впечатляющих показателей ему помешали теракты в августе и беспрецедентный рост цен на авиационное топливо.

Минувший год для российских авиаперевозчиков можно охарактеризовать как умеренно удачный. С одной стороны, большинство крупных авиакомпаний показали лучшие результаты, чем в 2003 г., да и темпы роста также ускорились. Однако 2004 г. стал и годом некоторого разочарования - он не оправдал в полной мере тех надежд, которые на него возлагали. Ожидалось, что в связи с подъемом российской экономики и увеличением спроса на перевозки рост пассажиропотока достигнет 30%, но этого не произошло. И экономика не так уж сильно выросла, да и осенние теракты на самолетах, а также почти 60%-ное подорожание авиационного керосина сильно "подрезали крылья" авиаторам.

Столь же актуальной осталась также проблема обеспечения компаний новой авиатехникой: ситуация в российском авиапроме существенно не изменилась, а вопрос об отмене пошлин на иномарки так и не был решен (впрочем, судя по всему, к этой теме вернутся в самом начале 2005 г.). Важная тенденция прошлого года - продолжающееся сокращение количества перевозчиков и появление новых альянсов среди отечественных авиакомпаний. В целом же рынок авиаперевозок в России становится все более конкурентным, требования к авиакомпаниям постоянно ужесточаются (как со стороны ИКАО, так и со стороны российских авиационных властей), а значит, процессы интеграции, поглощения и объединения продолжатся на нем и в будущем году.

Начиная с 2000 г. авиаперевозки в России постоянно демонстрируют все более высокие темпы роста. Только за 9 месяцев этого года рост пассажирооборота в России составил 19,4% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и достиг 65,5 млрд пасс. км. В свою очередь в 2002 г. по сравнению с 2001 г. этот показатель вырос всего на 6,9%, а в 2003 г. по сравнению с 2002 г. -на 9,9%. Всего же за 9 месяцев этого года гражданской авиацией России было перевезено 26,7 млн чел. (на 17% больше, чем за аналогичный период 2003 г.) и 456,9 тыс. тонн груза (на 1,9% больше, чем за 9 месяцев 2003 г.). В среднем, по прогнозам экспертов, рост объема перевозок в России за 2004 г. достигнет 20%.

Еще один негативный фактор, который очень сильно отразился на рынке авиаперевозок в прошлом году, - это беспрецедентный рост на авиационное топливо. По данным авиакомпании "Сибирь", за 11 месяцев 2004 г. авиационный керосин подорожал в среднем на 56%. Все это сдерживает рост спроса на авиаперевозки со стороны пассажиров, так как средний тариф по России сейчас на 50% превышает среднедушевой доход. В результате услугами гражданской авиации, по оценкам Минтранса, пользуются не более 3% населения. Авиакомпании же в этих условиях вынуждены были вводить так называемую "топливную надбавку", причем ни один из крупных перевозчиков не избежал этой участи, а некоторым из них пришлось в течение года даже индексировать ее величину.

Так, к примеру, British Airways (ВА) с 14 октября прошлого года увеличила "топливную надбавку" с $ 4 до $ 7 за сектор на рейсах продолжительностью менее 5 часов и с $ 10 до $ 17 за сектор на рейсах продолжительностью более 5 часов. Как рассказал региональный коммерческий директор BА по Восточной Европе Даниэль БУРКАРД, по предварительным оценкам, топливные затраты перевозчика в 2004 г. составят 1,145 млн фунтов стерлингов, что на 225 млн фунтов стерлингов больше, чем в прошлом. По оценкам российских перевозчиков, доля затрат на топливо достигла двух третей всех прямых расходов, а топливная составляющая в цене билета - 40-50%.

"Если в июне мы отдавали за тонну топлива 7-8 тыс. руб., то сейчас приходится платить по 13-14 тыс. за тонну, и это, скорее всего, не предел, - отметил в одном из недавних интервью гендиректор "КрасЭйр" Борис АБРАМОВИЧ. -За три с небольшим месяца горючее подорожало в два раза, и, если раньше себестоимость перевозок была 27-28%, сейчас она приближается к 50%. На деле это означает, что каждый пассажир, покупая билет, 50% его стоимости автоматически платит нефтяникам".

Что же касается расстановки сил на рынке пассажирских перевозок, то она не претерпела существенных изменений. По-прежнему лидером по объему перевозок, скорее всего, станет "Аэрофлот": за 11 месяцев 2004 г. авиакомпания перевезла 6,37 млн пассажиров и добилась хорошего роста по сравнению с прошлым годом - 19%. Второе место, судя по всему, сохранит за собой "Сибирь", которая по итогам 9 месяцев (данные за 11 месяцев еще не опубликованы) перевезла более 3 млн пассажиров (рост - 13,9%). Третье место, вероятно, достанется ФГУАП "Пулково": за 11 месяцев авиакомпания перевезла 2,54 млн пассажиров, что на 12,8% выше показателей аналогичного периода прошлого года. "КрасЭйр" остается пока на четвертом месте: за 11 месяцев -1,86 млн пассажиров и просто беспрецедентный рост - 38,1% по отношению к 2003 г.

Неплохо показали себя на российском рынке и зарубежные компании. Например, по информации компании British Airways, по итогам 2004 г. объем пассажирских перевозок авиакомпании между Россией и Великобританией вырастет на 10-12%. Для сравнения, в прошлом году соответствующий показатель роста составил всего 7-8%. Прошлый год был знаменателен еще и тем, что сразу несколько региональных российских перевозчиков взяли в лизинг иностранную авиатехнику. Ситуация с парком воздушных судов в России все так же остается очень сложной: на новых отечественных самолетах (Ил-96, Ту-214, Ту-203) осуществляется лишь 8% перевозок, тогда как на "иномарках" - уже почти 22%.

Перевозчики же постоянно жалуются на дефицит провозных мощностей и моральное и техническое старение имеющихся у них российских самолетов. "27 самолетов иностранного производства, которые сейчас есть у "Аэрофлота", - это 40% нашего флота, - сказал недавно, выступая на парламентских слушаниях в Госдуме, гендиректор "Аэрофлота" Валерий ОКУЛОВ. - 55% объема работы делает западный флот и 65% доходов приносит западный флот".

Не имея возможности воспользоваться налоговыми послаблениями, которые были даны в свое время "Аэрофлоту" и "Трансаэро" на ввоз иностранной техники, другие авиакомпании, в частности "Сибирь" (взяла в лизинг два самолета А-310) и "КрасЭйр" (взяла в лизинг два самолета Boeing-767), решили воспользоваться стандартным путем и заплатить все причитающиеся в этом случае платежи. Так как все равно, утверждают перевозчики, ввозить западную технику, даже при учете пошлин, выгоднее, чем ждать российскую.

Еще одна тенденция авиационного рынка - продолжающаяся консолидация отрасли. Если в начале 2004 г. в России насчитывалось 215 авиакомпаний, то в середине года глава Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Александр НЕРАДЬКО называл уже цифру 200. Нет никаких сомнений в том, что этот процесс продолжится и в 2005 г.

Что касается прогнозов на 2005 г., то авиакомпании пока боятся делать какие-либо заявления, ссылаясь опять-таки на очень неопределенную ситуацию на нефтяном рынке. Если керосин продолжит столь же стремительно дорожать, это неизбежно приведет к тому, что целый ряд мелких и средних авиакомпаний будут вынуждены либо уходить с рынка, либо продаваться более крупным.

Автор:
Теги:




Новости партнеров





Новости тематики





Новости раздела








Комментарии

  • Правила пользования функцией «Комментарии» на сайте Zrpress.Ru
  • Запрещается:
    1. Нецензурная брань.
    2. Личные оскорбления в любом виде.
    3. Высказывания расистского толка, призывы к свержению власти насильственным путем, разжигание межнациональной розни.
    4. Проявления религиозной, расовой, половой и прочей нетерпимости или дискриминации.
    5. Публикация сообщений, наносящих моральный или любой другой урон любому лицу (юридическому или физическому).
    6. Использовать в имени (нике) адреса веб-сайтов, грубые и нецензурные выражения.
    7. Совершать любые попытки нарушения нормальной работы функции «Комментарии» и сайта.
    8. Осуществление прямой рекламы в сообщениях.
    9. Помещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, а также нечестные приемы ведения дискуссий.
    10. Мнения авторов комментариев может не совпадать с мнение авторов материалов и администраторов сайта. Администраторы имеют право удалить, отредактировать, перенести или закрыть любое ваше сообщение в любое время по своему усмотрению. Оставляя сообщение в «Комментариях», будьте взаимно вежливы и культурны, старайтесь не нарушать установленный порядок.

 

Авторизация:


Анонимно
Авторизовано
E-mail:
Пароль:

Популярно

Loading...

MarketGidNews