Курсы валют ( )
USD: 76.98 р. 100 JPY: 70.71 р.
EUR: 92.23 р. 10 CNY: 11.78 р.
Индексы ( )

|

Finam

Новости finance.comon.ru

LentaInformNews

Рынок размещения заказов терроризируют фирмы-"однодневки"

01 Января 1996, 00:00 | Дальний Восток

Заместитель начальника Приморского Управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Виктор ТРЯКИН отмечает тот факт, что сегодня практически любое решение антимонопольного органа обжалуется в суде.

"Введение практики оборотных штрафов (за нарушение антимонопольного законодательства недобросовестным компаниям придется заплатить от 1 до 15% с годовой выручки от реализации товара, на рынке которого совершено нарушение) привело к тому, что 100% вынесенных решений по нарушениям антимонопольного законодательства обжалуются в суде. И процесс растягивается минимум еще на 3-6 месяцев. И это только вторая инстанция - апелляционная. Но есть еще и кассационная практика. И бывают такие случаи, когда кассация отменяет решение суда и первой, и второй инстанций. По опыту, наша апелляционная инстанция отменяет решение суда первой инстанции в редчайших случаях. При кассации уже несколько другая арифметика. К сожалению, приходится констатировать, что сегодня все борются с нами посредством судов", - говорит Виктор Трякин.

Заместитель начальника Приморского УФАС Максим БЕЛОБОРОДОВ раскрыл специфику работы с участниками размещения заказов:

- Из года в год с момента действия 94-го ФЗ ("О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21 июля 2005 г. - "ЗР") мы наблюдаем резкий рост жалоб от участников размещения заказов на действия заказчиков, единых комиссий. Если в 2008 г. таковых было 211, то в 2009 г. уже 470.

Естественно, не каждая жалоба является обоснованной. В 2008 г. обоснованными признаны 61, в 2009 г. - 132. Мы считаем, что тому две основные причины. Во-первых, в связи с ухудшением экономической ситуации произошел отток исполнителей контрактов с коммерческого рынка и они в прямом смысле хлынули на рынок государственных и муниципальных заказов. Естественно, конкуренция выросла. Во-вторых, налицо повышение юридической грамотности участников, которые пользуются предоставленной законом возможностью для того, чтобы обжаловать то или иное принятое решение.

С конца 2008 г. наметилась интересная тенденция - на рынке размещения заказов стали организовываться фирмы-"однодневки". Это те компании, которые не преследуют цель выиграть и исполнить контракт, а участвуют в конкурсах для получения так называемых "откатов", сумма которых, по нашей информации, порой доходит до 25%. Такая фирма подает заявку на участие, а затем начинает требовать с других участников "свой" процент для того, чтобы не болтаться у потенциальных победителей под ногами. В случае несогласия такой участник начинает строчить жалобы по любому поводу. Как следствие - на подобные фирмы, а они хорошо известны и на слуху, приходится около 15% от всего количества поданных жалоб. В конце прошлого года мы разослали государственным и муниципальным заказчикам письма, в которых привели примеры поведения данных фирм, связанные с подделкой документов и платежных поручений, а также рекомендации, как бороться с недобросовестными участниками. Естественно, необходимо отправлять материалы по таким фактам в правоохранительные органы и использовать законные способы недопущения подобных фирм на торги.

Стоит отметить, что если в начале действия 94-го ФЗ, в 2006-2008 гг., все нарушения носили неумышленный характер, то в последнее время налицо тенденция откровенно умышленного нарушения. Прежде всего, это выражается в том, что заказчики пытаются протащить своего единственного поставщика в победители. У нас даже существует такой термин - "заточка" документации под конкретного поставщика. Подобная практика отмечалась и при размещении заказов на объекты саммита АТЭС, и в деятельности госзаказчиков. Довольно часто отмечается практика, при которой комиссии в ходе торгов отклоняют все заявки, кроме одной. С этим явлением мы боремся и зачастую отменяем результаты проведенных таким образом торгов, после чего в обязательном порядке возбуждаем административные дела.

Не секрет, что существует такое неофициальное понятие, как картельный сговор в сфере размещения заказов, когда участники заранее договариваются между собой, определяя победителя. Естественно, ни о какой конкуренции в этом случае говорить не приходится. К примеру, для участия в торгах регистрируются более десятка компаний, в аукционный зал заходит представитель лишь одной из них, и в конечном счете объявляется победителем по максимальной цене. Одно из таких дел было возбуждено по обращению администрации г.Владивостока в отношении 19-ти строительных компаний. Мы проводили долгое расследование, по итогам которого признали сговор состоявшимся. Нарушение выразилось в согласованных действиях при участии в аукционе на право заключить муниципальный контракт на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту кровель жилых домов, в части заявления в ходе аукциона предложения только от одного участника и по цене контракта с минимально возможным снижением цены - на 0,5%. Сейчас наше решение в стадии вступления в законную силу и, возможно, будет процедура обжалования. Также мы сейчас решаем вопрос о возбуждении дела по картельному сговору в отношении руководителя одного из государственных учреждений. Это явление, на наш взгляд, очень опасное.

В конце прошлого года было принято 722-е постановление правительства, которым установлен единый по всей стране порядок оценки и сопоставления конкурсных заявок. И, самое главное, что начиная с этого года страна постепенно переходит на открытые аукционы в электронной форме. С 1 февраля федеральные заказчики в порядке эксперимента перешли на эту форму по определенной номенклатуре товаров. Этот эксперимент продлится до 30 июня, после чего абсолютно все федеральные заказчики переходят на них в обязательном порядке, а все остальные - заказчики субъектов федерации и муниципальные заказчики - с 1 января 2011 г.

Хочу отметить, что способов борьбы с недобросовестными поставщиками становится все больше. Например, в строительной сфере положительную роль сыграл переход на отмену лицензирования. На наш взгляд, эта мера уже ограничивает количество фирм-однодневок, так как не каждой из них по карману "купить" свидетельство участника СРО. Но основная тяжесть борьбы все-таки ложится на заказчика. Если он правильно разработает свою аукционную либо конкурсную документацию, жестко пропишет штрафные санкции в контракте, возможности контроля работы, гарантийные обязательства, откажется от такой неэффективной меры, как страхование контракта, то в дальнейшем, если такая фирма будет срывать выполнение контракта, то эффективной мерой будет внесение в реестр недобросовестных поставщиков. Хотя и это на практике не панацея. Попала одна фирма в такой реестр на два года, ну что, учредитель быстренько регистрирует очередные "Рога и копыта". Увы.

В качестве положительного примера хотелось бы отметить опыт работы единой комиссии по размещению заказов ГОУ ВПО Дальневосточного государственного технического университета. Из 13-ти рассмотренных жалоб на действия заказчика и комиссии ни одна не была признана обоснованной в отношении допущенных комиссией нарушений. При рассмотрении жалоб на действия государственного заказчика только две частично обоснованы, но нарушения носили несущественный характер, в связи с чем административное производство не возбуждалось.

Автор:
Теги:




Новости партнеров





Новости тематики





Новости раздела








Комментарии

  • Правила пользования функцией «Комментарии» на сайте Zrpress.Ru
  • Запрещается:
    1. Нецензурная брань.
    2. Личные оскорбления в любом виде.
    3. Высказывания расистского толка, призывы к свержению власти насильственным путем, разжигание межнациональной розни.
    4. Проявления религиозной, расовой, половой и прочей нетерпимости или дискриминации.
    5. Публикация сообщений, наносящих моральный или любой другой урон любому лицу (юридическому или физическому).
    6. Использовать в имени (нике) адреса веб-сайтов, грубые и нецензурные выражения.
    7. Совершать любые попытки нарушения нормальной работы функции «Комментарии» и сайта.
    8. Осуществление прямой рекламы в сообщениях.
    9. Помещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, а также нечестные приемы ведения дискуссий.
    10. Мнения авторов комментариев может не совпадать с мнение авторов материалов и администраторов сайта. Администраторы имеют право удалить, отредактировать, перенести или закрыть любое ваше сообщение в любое время по своему усмотрению. Оставляя сообщение в «Комментариях», будьте взаимно вежливы и культурны, старайтесь не нарушать установленный порядок.

 

Авторизация:


Анонимно
Авторизовано
E-mail:
Пароль:

Популярно

Loading...

MarketGidNews