Курсы валют ( )
USD: 75.55 р. 100 JPY: 69.42 р.
EUR: 90.46 р. 10 CNY: 11.58 р.
Индексы ( )

|

Finam

Новости finance.comon.ru

LentaInformNews

Нефтяной узел

01 Января 1996, 00:00 | Дальний Восток

Россия продолжает создавать в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке мощный кластер по транспортировке и глубокой переработке углеводородного сырья. Пуск в конце года первой очереди нефтепровода "Восточная Сибирь – Тихий океан" откроет для российской нефти рынок АТР и изменит энергетическую карту континента. Проект также создает основу для комплексного развития региона, и уже сейчас строительство ВСТО стало лучшим "антикризисным" лекарством для его региональных экономик. Наиболее важные этапы продвижения ВСТО к берегам Тихого океана отслеживал корреспондент "ДК".

Подарок к новому году

Итак, первая очередь Восточного нефтепровода выходит на финишную прямую: В декабре ожидается торжественный пуск.

Досье

Весь маршрут ВСТО: Тайшет (Иркутская область) – Усть-Кут (Иркутская область) – Ленск (Республика Якутия) – Алдан (Республика Якутия) – Сковородино (Амурская область) – бухта Козьмино (Приморский край). Протяженность ВСТО-1 – от Тайшета до Сковородино – 2694 км. По территории Иркутской области проходит 984 км трассы, Республики Саха (Якутия) – 1458 км, Амурской области – 252 км. Первая очередь трубопроводной системы ВСТО предусматривает общую мощность перекачки до 30 млн тонн нефти в год.

Нефтепровод начали тянуть одновременно на разных участках трассы – в Иркутской и Амурской областях. Сварка первых уложенных труб Восточного нефтепровода состоялась 28 апреля 2006 г. в районе Тайшета, в середине марта 2009 г. прошла торжественная церемония сварки 2500 км трассы ВСТО в районе якутского города Олекминск.

Еще одна знаменательная дата в истории ВСТО – 4 октября 2008 г. Тогда в реверсивном режиме начал работать 1100-километровый участок ВСТО от Талакана до Тайшета. Сейчас восточносибирская нефть транспортируется в западном направлении до "нулевого" пикета в Тайшете, после чего по магистрали Омск-Иркутск перекачивается до Ангарской НХК. 1 апреля 2009 г. через реверсивный участок ВСТО-1 прошел первый миллион тонн нефти с Талаканского и Верхнечонского месторождений.

В апреле Восточный нефтепровод преодолел еще один важный и технологически сложный этап – реку Лену. Ширина ее в месте пересечения – 1440 м, глубина от зеркала воды до дна – 6,8 м. Глубина подводной траншеи, по которой проходит нефтепровод, – до 12 м от уровня воды.

Как утверждают специалисты "Транснефти", ВСТО – трубопроводный транспорт нового поколения, и срок его эксплуатации на 20 – 25 лет больше, чем у ныне действующих.

При его строительстве и эксплуатации используются самые современные технологии, он способен функционировать в зоне вечной мерзлоты и в районах с высокой сейсмичностью.

– Для регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока, по которым проходит трасса, ВСТО означает ускорение социально-экономического развития, обеспечение высоких налоговых выплат в местные бюджеты, развитие новых отраслей промышленности, создание инфраструктуры, обеспечение местного населения рабочими местами. С точки зрения геополитики реализуется важнейшая стратегическая задача – диверсификация экспортных потоков российских углеводородов, – говорит Алена КОРПУСОВА, аналитик экспертного портала "Восточный нефтепровод".

"Антикризисные" финансы

Финансирование строительства ведется как за счет собственных, так и заемных ресурсов.

На строительство уже потрачено 390 млрд руб. Пресс-служба компании сообщила, что очередной кредитный транш в размере 11,888 млрд руб. "Транснефть" получила в конце июля от Сбербанка. В настоящее время "Транснефть" имеет 30 млрд руб. кредитов банка, максимальная ставка составляет 13% годовых.

На реализацию проекта пойдет и часть средств, привлеченных у Китайского банка развития. Согласно российско-китайскому межправсоглашению, подписанному 21 апреля, "Транснефти" и "Роснефти" предоставлены кредиты на $10 млрд и $15 млрд соответственно, а возвращать их компании будут поставками Китаю нефти – по 15 млн тонн нефти в течение 20 лет.

Получают свой "антикризисный" интерес и дальневосточные территории. По словам министра экономического развития Республики Саха (Якутия) Алексея СТРУЧКОВА, около 40% ожидаемого в 2009 г. объема инвестиций в основной капитал в республике составят инвестиции в строительство ВСТО. В 2008 г. налоговые поступления от ЦУП ВСТО в бюджет Якутии составили 75,6 млн руб., налоговые выплаты предприятия в бюджеты районов, где ведется строительство и проектирование ВСТО, – около 760 млн руб.

В июле президент Республики Саха (Якутия) Вячеслав ШТЫРОВ договорился с руководством ОАО "Транснефть" о заключении соглашения, в соответствии с которым компания будет перечислять около 600 млн рублей налогов в местный бюджет. Кроме этого компания направит республике дополнительные средства на строительство инфраструктурных объектов.

Прокладка ВСТО ведется по труднодоступным и неосвоенным территориям, что позволяет вовлечь со временем в оборот новые месторождения. Параллельно с линейной частью рядом возводятся линии электропередачи, дороги, резервуары и нефтеперекачивающие станции (НПС), очистные сооружения, средства связи и автоматики. Кроме того, когда в регион приходят крупные компании, это повышает инвестиционную привлекательность территорий.

Так, станция Сковородино в Амурской области становится развитым промышленным узлом. Отсюда нефть в цистернах будет отправляться в приморский нефтепорт "Козьмино", пока к 2012 году трубу не дотянут к берегам Тихого океана. И здесь же началось строительство российской части ответвления от ВСТО "Сковородино – граница КНР". Штаб стройки разместился в Сковородино, а офис управления строительством открыт в Благовещенске.

– Для Амурской области выгоды от прохождения по ее территории нефтепровода очевидны – это дополнительные рабочие места, поступления в бюджет, увеличение загрузки для железнодорожных станций, ведь в последнее время объем перевозок с учетом снижения экспорта угля упал. Теперь ситуация изменится. Образно говоря, нефтепровод – это локомотив, который "потянет" за собой развитие других отраслей региональной экономики, – подытожил губернатор Амурской области Олег КОЖЕМЯКО.

Китайский поворот

27 апреля "Транснефть" приступила к сооружению нефтепровода "Сковородино – граница КНР", а 18 мая началось строительство китайского участка трассы.

Церемония сварки первого стыка нефтепровода "Сковородино – граница КНР" прошла в торжественной обстановке. На ней присутствовали вице-премьер Правительства РФ Игорь СЕЧИН, губернатор Амурской области Олег Кожемяко, президент ОАО "Транснефть" Николай ТОКАРЕВ и вице-президент "Китайской национальной нефтяной корпорации" Ван ДУНЦЗИНЬ. Участники церемонии произнесли торжественные речи о перспективах долговременного взаимовыгодного сотрудничества. Для сооружения подводного перехода нефтепровода на территории России и Китая создана закрытая зона и временный пункт пропуска на границе, через который по упрощенной схеме перемещаются специалисты, доставляется техника и все необходимое для сооружения объектов.

Досье

Протяженность российского ответвления по маршруту Сковородино-граница КНР составит около 65 км, его граница будет на середине реки Амур. Право собственности на нефтепровод от НПС "Сковородино" до границы с КНР, включая русловой участок подводного перехода через Амур на российской территории, принадлежит уполномоченной со стороны России "Транснефти". Сразу после узла учета нефть будет принадлежать китайской стороне. Протяженность нефтепровода на китайской территории (до Мохэ) составит 992 км. Завершение строительства планируется в конце 2010 г., а поставки нефти начнутся в январе 2011 г.

Козьмино выращивает газоны

Строительство самого современного в России спецморнефтепорта (СМНП) "Козьмино" как составной части первой очереди ВСТО, начавшее в апреле 2008 г., по словам директора владивостокского филиала Корпорации "Инжтрансстрой" Владимира ПЕТРОВСКОГО, может быть завершено в сентябре-октябре этого года.

Досье

Общая площадь объектов спецморнефтепорта "Козьмино" – 181,16 га. В его состав входят также железнодорожная грузовая станция и система сливных железнодорожных эстакад под цистерны на 144 вагономеста. Для обеспечения перевалки нефти на танкеры создан технологический коридор коммуникаций протяженностью 23 км. В структуру нефтепорта входит нефтебаза с резервуарным парком на 350 тыс. куб. м, береговые и морские сооружения с выносным пирсом длиной – 340 м и глубинами – 19,7 м. Здесь смогут пришвартовываться танкеры дедвейтом до 150 тыс. тонн. На первом этапе мощность СМНП "Козьмино" составит 15 млн тонн нефти в год, в дальнейшем предполагается увеличить его мощности до 30 млн.

В принципе, сама стройка по большому счету завершена, активно идет монтаж и отладка оборудования. По оценкам специалистов, готовность портового комплекса достигает около 90%. Плановый запуск ВСТО-1 и нефтепорта "Козьмино" – декабрь этого года.

На всех площадках – в районе морского терминала, нефтехранилища и железнодорожной эстакады – сейчас не меньше, чем техническими моментами завершения строительства, озабочены разбивкой на откосах газонов и клумб возле административных зданий.

На очереди – нефтепереработка

На Дальнем Востоке всего два нефтеперерабатывающих завода – в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре. Теперь, похоже, сбывается многолетняя мечта приморцев, и в крае появится свой нефтеперерабатывающий завод.

Еще в советские времена решение о его строительстве было практически принято, но "помешал" БАМ, оттянувший на себя все инвестиционные ресурсы СССР. Зато теперь "Роснефть" построит в Приморье, недалеко от нефтепорта "Козьмино", суперсовременный и один из крупнейших в мире – Приморский НПЗ, способный перерабатывать 20 млн тонн в год и выпускать большой спектр продуктов, в том числе топливо по стандартам евро-5. Большая часть его продукции пойдет на экспорт, в страны АТР, но и потребности края и соседних территорий тоже будут удовлетворены. Строительство начнется в этом году.

Под НПЗ определен тот самый участок, что был выбран еще в 80-е годы прошлого века, – район пади Елизарова, что в 17 км от нефтепорта в бухте Козьмино. У Приморского НПЗ для экспорта его продукции будет возведен свой терминал – в бухте Козьмино.

Досье

ООО "РН-Приморский НПЗ" представляет собой огромный производственный комплекс на площади 720 гектаров. На всех этапах будут применяться современные технологии, исключающие вероятность выбросов вредных веществ в окружающую среду. В частности, будут применяться герметичные системы хранения, переработки и отгрузки продукции, а на НПЗ будет создана собственная герметичная система очистных сооружений, налажена утилизация отходов производства. Объем инвестиций в проект – $5-7 млрд. Спектр выпускаемых товаров первой очереди завода: бензин, керосин, дизтопливо, пропан, бутан, кокс, сера и др., второй: полиэтилен, полипропилен и другие продукты нефтехимии. Первая очередь Приморского НПЗ должна быть введена в строй к 2013 г., вторая – к 2017 г.

Для возведения этого промышленного гиганта на разных этапах потребуется от 10 до 25 тыс. человек. Строительство будет идти несколько лет, и поэтому НК "Роснефть" уже начала возводить в Находке первый дом для будущих строителей и нефтяников на 100 квартир, а в дальнейшем здесь появится современный и благоустроенный микрорайон "Нефтяник" с детскими садами, школами, поликлиниками, спортивными учреждениями.

– Приморский НПЗ несет региону пользу, которую жители пока мало себе представляют. Это тысячи рабочих мест в период строительства, затем – для сотрудников действующего завода. Это инвестиции, очень серьезные налоговые отчисления, адресная социальная работа. Это высокие технологии и новый уровень квалификации работников. Все это обязательно будет способствовать развитию инфраструктуры, в том числе социальной, сферы обслуживания. "Роснефть" придерживается политики высокой социальной ответственности перед своими сотрудниками, членами их семей, населением регионов, в которых ведет деятельность, поэтому мы начали работу со строительства жилья, – сообщил генеральный директор Приморского НПЗ Юрий КАСЮК, ранее руководивший Ачинским НПЗ.

Свои масштабные планы по созданию нефтеперерабатывающего комплекса есть в Якутии. Хотя реализуются они пока с трудом. Одна из причин – кризис, резко сокративший возможности привлечения заемных средств. Однако на недавней встрече с руководством ООО "Таас-Юрях нефтегазодобыча", на которое возложена эта задача, президент Якутии Вячеслав Штыров жестко предупредил, что "НПЗ в Ленске стоимостью 10,5 млрд рублей должен быть построен". Проект предусматривает переработку 500 тыс. тонн нефти со Среднеботуобинского месторождения и производство 200 тыс. тонн дизельного топлива в год. Присутствовавший на совещании гендиректор "ВНИПИнефть" Владимир КАПУСТИН выразил сомнение в успешной реализации проекта, объяснив это финансово-экономическим кризисом, и предложил отодвинуть его реализацию на несколько лет. Тем не менее президент республики с такой позицией не согласился.

Тарифы стремятся в обнулению

При том, что ВСТО и "привязанные" к нему объекты все больше обретают зримые черты, пока нет окончательного ответа на принципиальный вопрос, который бурно обсуждался еще в начале строительства. У ряда экспертов вызывала сомнение рентабельность проекта ВСТО, которая напрямую связана с тарифами на прокачку нефти. Насколько они будут выгодны для экспортеров нефти в восточном направлении по сравнению с западным? Еще более неоднозначным этот вопрос выглядит сегодня в связи с новой экономической ситуацией в мире, связанной с кризисом и скачущими ценами на нефть.

Глава правительства Владимир ПУТИН предложил для стимулирования восточного экспорта обнулить экспортную пошлину на нефть из Восточной Сибири. Но, похоже, чиновники все еще в поисках законных способов выполнения указания премьера, а от этого зависит и ряд перспективных проектов по добыче нефти, и заполнение трубы ВСТО.

"Введение нулевой экспортной пошлины для нефти с месторождений Восточной Сибири, скорее всего, не долгосрочная мера. Многое зависит от того, какая экономическая обстановка сложится в 2010 году: каков будет уровень цен на нефть и в какой степени будет обеспечено наполнение бюджета финансовыми средствами в условиях кризиса. В любом случае нулевые пошлины должны действовать весь зимний период, поскольку в это время наиболее сложно и дорого проводить геологоразведочные работы. Эта мера является стимулом к более активной разработке месторождений региона, ведь нужно заполнять Восточный нефтепровод, – считает ведущий аналитик ИА Neftegaz.ru Александр ДАРМИН.

Примерная стоимость транспортировки нефти в восточном направлении, по расчетам "Транснефти", составит около $32 за тонну сырья и будет действовать на протяжении всего маршрута. Такой тариф сопоставим с ценой перекачки нефти на запад, правда, сюда не входит стоимость железнодорожных перевозок от Сковородино до Козьмино. РЖД готово возить нефть за $55 за тонну (цистернами РЖД) и $45,3 (при перевозке собственными цистернами нефтяников), что сводит на нет идею сетевого тарифа, призванного уравнять привлекательность экспорта на восток и запад.

Видимо, вопрос это будет решаться на уровне правительства, но остановить "нефтяного слона", взявшего курс на Восток, уже невозможно.

Автор:
Теги:




Новости партнеров





Новости тематики





Новости раздела








Комментарии

  • Правила пользования функцией «Комментарии» на сайте Zrpress.Ru
  • Запрещается:
    1. Нецензурная брань.
    2. Личные оскорбления в любом виде.
    3. Высказывания расистского толка, призывы к свержению власти насильственным путем, разжигание межнациональной розни.
    4. Проявления религиозной, расовой, половой и прочей нетерпимости или дискриминации.
    5. Публикация сообщений, наносящих моральный или любой другой урон любому лицу (юридическому или физическому).
    6. Использовать в имени (нике) адреса веб-сайтов, грубые и нецензурные выражения.
    7. Совершать любые попытки нарушения нормальной работы функции «Комментарии» и сайта.
    8. Осуществление прямой рекламы в сообщениях.
    9. Помещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, а также нечестные приемы ведения дискуссий.
    10. Мнения авторов комментариев может не совпадать с мнение авторов материалов и администраторов сайта. Администраторы имеют право удалить, отредактировать, перенести или закрыть любое ваше сообщение в любое время по своему усмотрению. Оставляя сообщение в «Комментариях», будьте взаимно вежливы и культурны, старайтесь не нарушать установленный порядок.

 

Авторизация:


Анонимно
Авторизовано
E-mail:
Пароль:

Популярно

Loading...

MarketGidNews