Курсы валют ( )
USD: 75.68 р. 100 JPY: 69.44 р.
EUR: 90.54 р. 10 CNY: 11.58 р.
Индексы ( )

|

Finam

Новости finance.comon.ru

LentaInformNews

Из чего складывается цена топлива

01 Января 1996, 00:00 | Дальний Восток

Вопрос о том, сколько будет стоить завтра бензин, сегодня волнует всех, и наличие собственного автомобиля при этом необязательно. От стоимости литра бензина или дизтоплива напрямую зависит стоимость продуктов питания, промтоваров и услуг. Стоит ей подняться хотя бы на копейку, как все остальное автоматически подскакивает на несколько копеек.

Наблюдая за ростом цен на топливо, каждый из нас наверняка не раз задумывался о том, из чего же состоит цена. Ответ тайной не является - в ценники на АЗС заложены налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты - налоговая составляющая в конечной цене топлива сегодня около 60%. В итоге, чем выше цены на бензин, тем выгоднее государству.

Плюс операционные затраты на содержание АЗС, а также расходы на транспортировку топлива, - и выяснится, что рентабельность тех, кто реализует нефтепродукты, совсем невелика - до 8%. Причем, чем крупнее оператор, тем эта цифра ниже и ниже. А ведь эти деньги идут и на развитие сети АЗС, и на обновление оборудования, и на улучшение сервиса, на социальные программы, наконец. В общем, на то, чтобы мы получали качественный продукт в цивилизованной "упаковке".

Кстати, согласно опросу посетителей сайта zrpress.ru, по большей части мы с вами возлагаем вину за высокие ценники АЗС на нефтяников и государство. На первых - за сверхприбыли и отдых в Куршавеле, на второе - за желание пополнить бюджет любым способом. И только несколько процентов винят в дороговизне топлива оптовых торговцев или владельцев АЗС.

Кто есть кто

В настоящее время на топливном рынке Приморского края действуют 75 продавцов автомобильного топлива, при этом нефтеперерабатывающих заводов на территории края нет, в связи с чем оптовым продавцам бензина автомобильного и дизельного топлива приходится закупать нефтепродукты на нефтеперерабатывающих заводах в Хабаровском крае и Иркутской области. Мощность Хабаровского НПЗ - 4 млн тонн в год, Комсомольского - 7 млн тонн, Ангарского - 14 млн тонн.

Ключевыми участниками местного рынка являются ОАО "Приморнефтепродукт" (входит в состав НК "Альянс") и ООО "Роснефть-Востокнефтепродукт", осуществляющие оптовую и розничную продажу автомобильного топлива.

"Приморнефтепродукт" осуществляет реализацию автомобильного топлива на территории края на 111 АЗС, в том числе на 24 АЗС во Владивостоке. ООО "Роснефть-Востокнефтепродукт" (входит в вертикально-интегрированную нефтяную компанию "Роснефть") реализует автомобильное топливо в Приморском крае на 34 АЗС, во Владивостоке - на 5 АЗС. Более 40% АЗС на розничном рынке автомобильного топлива в Приморском крае принадлежит независимым операторам (юридические лица и индивидуальные предприниматели). На локальном рынке Владивостока в розницу действуют свыше 30 продавцов автомобильного топлива (крупные - "Старт", "НефтеСинтез"), имеющих 73 АЗС.

В поисках ускользающей рентабельности

Генеральный директор ООО "Роснефть-Востокнефтепродукт" Иван ПАТЮТЬКО отмечает, что с 2008 г. произошли существенные изменения в тактике продаж нефтепродуктов.

"Компанией было принято решение существенно увеличить реализацию мелким оптом и резко уменьшить транзитные продажи, то есть реализацию через посредников. Произошла значительная корректировка, и основной объем реализации сейчас приходится на мелкий опт. За 7 месяцев 2009 г. реализация мелким оптом составила 335,6 тыс. тонн, крупным оптом - 290,7 тыс. тонн. К сожалению, экономический кризис повлиял на деятельность общества. За 7 месяцев текущего года план по реализации нефтепродуктов выполнен на 82,6%. Так, в розницу было продано 125,4 тыс. тонн нефтепродуктов при плане - 145,1 тыс. тонн. На дальневосточном рынке в целом произошло падение розничной реализации нефтепродуктов в результате роста таможенных пошлин и практически полного прекращения ввоза подержанных машин, падения автомобильных коммерческих перевозок", - констатирует он.

Еще сложнее в этой ситуации пришлось крупнейшему оператору розницы в Приморье - "Приморнефтепродукту", который, по данным Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (Приморское УФАС), сегодня работает с самой низкой рентабельностью на местном рынке. При этом в последнее время в ряде районов края (Владивосток, Артем, Надеждинское и др.) цены на АЗС мелких операторов выше, чем у "Приморнефтепродукта" и "Роснефти".

Генеральный директор ОАО "Приморнефтепродукт" Дмитрий МАСЛОВСКИЙ отмечает, что в последние месяцы уровень рентабельности в его компании не превышает 5%. "На сегодняшний день рентабельность в торговле дизтопливом составляет 1,5%, все остальные виды топлива в убытке. В частности, по Аи-95 минус составляет 6,5%, по Аи-92 - 7,8%. Закупочные цены растут с июля, а поднять розничные мы не можем. Как следствие в августе компанией получены 7 млн руб. убытка. По сентябрю, если не повышать цены, будет и вовсе минус 24 млн. Это уже критический момент. Предприятию в первую очередь необходимо платить зарплату и налоги и откладывать какие-то минимальные средства на инвестпрограмму. У нас очень старая нефтебаза, и мы должны постоянно приводить ее в порядок. Нам надо поддерживать сеть АЗС. А ведь у нас еще есть ряд АЗС в сельских районах, которые убыточны. Но мы их содержим только потому, что в районе на ближайшие километры ничего больше нет, а платежеспособность местного населения ограничена. И никто не придет в эти районы, в те же Тернейский и Ольгинский. Причем и местные власти, и администрация края рассчитывают на нас в плане сохранения подобных АЗС, по сути выполняющих социальную функцию".

УФАС на вас

По утверждению руководителя Федеральной антимонопольной службы РФ Игоря АРТЕМЬЕВА, примерно 80% роста цен связаны с конъюнктурой рынка. Процентов 20 - со злоупотреблением доминирующим положением, созданием картелей и согласованными действиями отдельных нефтяных компаний в регионах. Не так давно по ТВ и в СМИ прошла информация, что одну крупную нефтяную компанию оштрафовали на $15 тыс. Но это, считает Игорь Артемьев, что дробинка для слона. "Они зарабатывают за одну минуту такую сумму, - говорит он. - Пусть штраф пока небольшой, но мы гирями повиснем у них на ногах, и они поймут, что это можно делать уже не так уж безнаказанно, как раньше". Нефтяники остаются при своем мнении. Их главный аргумент: раз на бензин есть спрос, значит, цена на него правильная. Это рынок.

В Приморском УФАС "ЗР" отметили, что основные продавцы автомобильного топлива (ОАО "Приморнефтепродукт" и ООО "РН-Востокнефтепродукт") при намерении изменить цены на топливо уведомляют об этом Приморское УФАС России. Антимонопольный орган после ознакомления с предоставленными документами принимает решение об обоснованности установленного уровня цен.

"Когда мы начали разбираться по факту последнего поднятия цен этими игроками, выяснилось, что процессы эти объективны и признаков нарушения антимонопольного законодательства в этом нет", - говорит глава Приморского УФАС Сергей ВЯЛЫХ.

Начальник антимонопольного контроля Приморского УФАС Сергей ДЕГТЯРЕВ утверждает, что подобные процессы объективны на местном уровне. "Рост цен вызван повышением цен на НПЗ. При последнем повышении цен на АЗС в Приморье основную роль в этом сыграли действия на оптовом рынке так называемых ВИНК (вертикально-интегрированная нефтяная компания. - "ЗР"), которые большую часть нефти реализовали за рубеж, в результате чего был создан дефицит на внутреннем рынке. На данный момент мы проанализировали, каким образом складывается ценообразование в розничной сети Приморского края. На конечную стоимость влияет цена закупки и доставки топлива на АЗС плюс определенная доля рентабельности и издержек. Выяснилось, что доля рентабельности у местных операторов небольшая: у кого-то 10%, у кого-то - 7-8%. То есть наценка на самом деле невелика".

Розничные цены тем временем продолжают плавный рост. "Если даже оптовые цены и стабилизируются, розничная маржа по бензинам пока еще остается ниже порога рентабельности, - сетует исполнительный директор Московской топливной ассоциации Григорий СЕРГИЕНКО. - Поэтому есть все предпосылки для дальнейшего роста цен на заправках. Розница вынуждена догонять опт, где цены растут гораздо быстрее". По прогнозу независимого информационно-аналитического центра "Кортес", в среднем по России розничные цены на бензин вырастут в сентябре на 2-4%.

Автор:
Теги:




Новости партнеров





Новости тематики





Новости раздела








Комментарии

  • Правила пользования функцией «Комментарии» на сайте Zrpress.Ru
  • Запрещается:
    1. Нецензурная брань.
    2. Личные оскорбления в любом виде.
    3. Высказывания расистского толка, призывы к свержению власти насильственным путем, разжигание межнациональной розни.
    4. Проявления религиозной, расовой, половой и прочей нетерпимости или дискриминации.
    5. Публикация сообщений, наносящих моральный или любой другой урон любому лицу (юридическому или физическому).
    6. Использовать в имени (нике) адреса веб-сайтов, грубые и нецензурные выражения.
    7. Совершать любые попытки нарушения нормальной работы функции «Комментарии» и сайта.
    8. Осуществление прямой рекламы в сообщениях.
    9. Помещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, а также нечестные приемы ведения дискуссий.
    10. Мнения авторов комментариев может не совпадать с мнение авторов материалов и администраторов сайта. Администраторы имеют право удалить, отредактировать, перенести или закрыть любое ваше сообщение в любое время по своему усмотрению. Оставляя сообщение в «Комментариях», будьте взаимно вежливы и культурны, старайтесь не нарушать установленный порядок.

 

Авторизация:


Анонимно
Авторизовано
E-mail:
Пароль:

Популярно

Loading...

MarketGidNews