Курсы валют ( )
USD: 77.17 р. 100 JPY: 70.43 р.
EUR: 91.78 р. 10 CNY: 11.76 р.
Индексы ( )

|

Finam

Новости finance.comon.ru

LentaInformNews

Вокруг земли

01 Января 1996, 00:00 | Дальний Восток

Рыбная отрасль Дальнего Востока впервые за последние 10 лет находится в зоне стабильности. Но сколько продлится этот период – предсказать не берутся даже эксперты. Начавшийся год показал, что государственное регулирование рыбной отрасли грозит перейти в административный пресс. Причем интересы государства не только обрели внятный лозунг и соответствующую концепцию – правительство перешло на уровень исполнения задуманного.

Государство поставило перед отраслью основную задачу "накормить население страны дешевой рыбой" и пытается ее реализовать. Правда, что такое дешевая рыба, рыбопромышленники пока так и не поняли. Они уверены, что их бизнес должен развиваться в соответствии с рыночными законами. А попытка нарушить сложившиеся принципы может в который раз обернуться для рыбной отрасли тяжелыми временами. Вот только говорить об этом вслух им уже не сильно хочется...

Новые правила

Начало 2009 г. рыбаки Дальнего Востока ждали с беспокойством и тревогой. В конце года биоресурсы были закреплены за компаниями на новое десятилетие, у компаний появилась долгосрочная перспектива – на 10 лет они обеспечены квотами. Такого в отрасли в рыночные времена еще не было. Хотя многие руководители и собственники компаний в своих комментариях не скрывают, что распределение произошло вновь без учета мнения бизнеса. Так, дискуссия о том, что необходимо уходить от исторического принципа и наделять ресурсами лишь те компании, чьи суда реально работают в море, завершилась не в пользу рыбаков. Хотя чиновники и обещали покончить с классом так называемых рантье, которые, получив квоты в награду за прошлые заслуги, могли безбедно жить, не выходя в море. Но это уже, как говорится, свершившийся факт.

Но главной новацией в рыбном бизнесе стал новый порядок оформления всех биоресурсов, выловленных за пределами исключительной экономической зоны (ИОЗ), в портах России – на берегу, который вступил в силу с 1 января 2009 года. И хотя эти требования были продекларированы заранее, на практике новый порядок изначально не был в достаточной степени обеспечен изданием соответствующих ведомственных приказов Федеральной таможенной службы и должным уровнем межведомственной координации, что привело к длительным задержкам транспортных судов в портах. "В результате только предприятия – члены Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) потеряли на промысле свыше 123 судо-суток из-за невозможности своевременно произвести отгрузку уловов на борт транспортного судна", – утверждает в своей аналитической записке президент Ассоциации добытчиков минтая Герман ЗВЕРЕВ. Руководители компаний несли убытки и апеллировали к руководству ДВТУ, ФТС, руководителю Федерального Агентства по рыболовству Андрею КРАЙНЕМУ. И эти провалы были признаны, когда путина уже шла полным ходом. При этом сами рыбопромышленники понимали, что декларирование – это только первый шаг к тому, что государство будет разговаривать с ними в другой тональности. И эти разговоры скоро последовали.

У таможенников по этому поводу своя информация. "Несмотря на значительное увеличение объемов продукции морского промысла и количества морских судов, подлежащих таможенному оформлению и таможенному контролю, удалось избежать необоснованных простоев судов рыбопромыслового флота. За 5 месяцев 2009 года только в 12 случаях был превышен срок оформления, установленный Постановлением Правительства № 184 (3 часа). 11 случаев было зарегистрировано в Камчатской таможне и 1 случай во Владивостокской таможне. Причинами задержек оформления рыбопромыслового флота стали: возбуждение дел по признакам административных правонарушений, проведение оперативных мероприятий, а также неготовность судов либо членов экипажей к прохождению государственного контроля", – предоставили "ДК" свой комментарий в ДВТУ.

Досье

Таможенными органами, расположенными на территории ДВ региона, за 5 месяцев 2009 года было оформлено1714 рыболовецких судов: 897 судов рыбопромыслового флота на прибытие в Российскую Федерацию, из них 510 судов – с продукцией морского промысла. На убытие из Российской Федерации за этот период было оформлено 817 судов, из них 424 судна – с продукцией морского промысла. Основной объем оформляемой продукции морского промысла приходится на Владивостокскую таможню (59 %), Камчатскую (27%), Сахалинскую (11%) таможни, при этом оформление судов рыбопромыслового флота распределяется следующим образом: Камчатская таможня – 43%, Сахалинская таможня – 31%, Владивостокская таможня – 15% .

Рыбный дефицит

Оказалось, что новый порядок декларирования в рамках государственной политики "рыба на берег" рыбного изобилия в стране пока не создал. Более того, после введения процедуры обязательного декларирования рыбопродукции в российских портах страна ощутила ее нехватку. Сотни тысяч тонн российской рыбы продолжали уплывать за рубеж. Пусть с проблемами, пусть с финансовыми потерями, но от экспортной составляющей компании отказываться не собирались.

По данным Дальневосточного таможенного управления, за 5 мес. 2009 года таможенными органами Дальневосточного региона было оформлено на экспорт около 467 тыс. тонн продукции морского промысла стоимостью $786 млн. По сравнению с аналогичным периодом 2008 года экспорт в физических объемах вырос в 9 раз (с 51 тыс. тонн до 467 тыс. тонн), стоимостных – почти в 8 раз (со $100 млн до $786 млн). Вот тебе и рыба на берег. Хотя за этими гигантскими темпами роста экспорта просматриваются и положительные моменты. С одной стороны, рыбакам в этом году были увеличены ОДУ и они смогли поймать больше. С другой – декларирование стало прозрачнее и достовернее. До 1 января 2009 года большая часть продукции морского промысла, добываемой за пределами 12-мильной зоны, в соответствии с действующим законодательством РФ, экспортировалась из районов промысла помимо таможенного контроля. Реальный успех в деле борьбы с контрабандой. Большим плюсом для государства обернулся и существенный – в 11раз! – рост начисленных таможенных платежей – со 108 млн руб. до 1,2 млрд руб.

Не в пользу родного берега и статистика Дальневосточной железной дороги, которая с 1 января по 31 марта 2009 года перевезла из региональных портов только 98,7 тыс. тонн рыбной продукции, что на 15%, или 17,4 тыс. тонн, меньше, чем за аналогичный период года предыдущего. И это при том, что в 2009 году объем общедопустимого улова (ОДУ) по Дальневосточному бассейну был увеличен до 3 млн 143 тыс. тонн, а Росрыболовства сообщило, что суммарная поставка рыбы на российский берег с начала года выросла на 20% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Данные железнодорожников тенденции увеличения объемов ее поставок на внутренний рынок страны не подтверждают. Более того, мониторинг объемов отгрузки продукции рыбного комплекса Дальнего Востока на ДВЖД свидетельствует о том, что с 2006 года происходило существенное снижение объемов погрузки рыбы: в 2006 году – 505 тыс. тонн, в 2007 году – около 469 тыс. тонн, а в 2008 году – 423,3 тыс. тонн рыбы.

Впрочем, о том, что поставки снижаются, знали как чиновники, так и рыбаки. Но рыбаки считали, что внутреннему рынку этих объемов хватает, а чиновники до наступления кризиса вопрос о продовольственной безопасности не заостряли. Сегодня же он поставлен именно так – дешевая рыба на столе россиян должна заменить дорожающее мясо. Великая социальная цель. Ну а заодно наконец-то должно сдвинуться с мертвой точки и решение другой национальной задачи – организация переработки на территории России. По мнению чиновников, развитие берегового производства поведет за собой создание новых складских мощностей, обеспечит грузопотоком рыбные порты и транспортные компании. Добавленная стоимость должна оставаться в стране, хватить быть исключительно сырьевой рыбной державой.

Почем хвост

В конце марта руководители крупнейших рыбодобывающих предприятий Дальнего Востока участвовали в ряде совещаний под руководством первого вице-премьера правительства РФ Виктора ЗУБКОВА, который предупредил рыбный бизнес о том, что сложившееся положение вещей более неприемлемо. Встреча с Виктором Зубковым наглядно показала, что задачу "накормить страну дешевой рыбой" рыбакам выполнять придется. Слишком много со стороны государства было пиар-обещаний, громких заявлений и бодрых рапортов. Правда, пока остался открытым главный вопрос – что такое дешевая рыба?

Полную версию статьи читайте в журнале "ДВ Капитал" за июль

Автор:
Теги:




Новости партнеров





Новости тематики





Новости раздела








Комментарии

  • Правила пользования функцией «Комментарии» на сайте Zrpress.Ru
  • Запрещается:
    1. Нецензурная брань.
    2. Личные оскорбления в любом виде.
    3. Высказывания расистского толка, призывы к свержению власти насильственным путем, разжигание межнациональной розни.
    4. Проявления религиозной, расовой, половой и прочей нетерпимости или дискриминации.
    5. Публикация сообщений, наносящих моральный или любой другой урон любому лицу (юридическому или физическому).
    6. Использовать в имени (нике) адреса веб-сайтов, грубые и нецензурные выражения.
    7. Совершать любые попытки нарушения нормальной работы функции «Комментарии» и сайта.
    8. Осуществление прямой рекламы в сообщениях.
    9. Помещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, а также нечестные приемы ведения дискуссий.
    10. Мнения авторов комментариев может не совпадать с мнение авторов материалов и администраторов сайта. Администраторы имеют право удалить, отредактировать, перенести или закрыть любое ваше сообщение в любое время по своему усмотрению. Оставляя сообщение в «Комментариях», будьте взаимно вежливы и культурны, старайтесь не нарушать установленный порядок.

 

Авторизация:


Анонимно
Авторизовано
E-mail:
Пароль:

Популярно

Loading...

MarketGidNews