Курсы валют ( )
USD: 77.17 р. 100 JPY: 70.43 р.
EUR: 91.78 р. 10 CNY: 11.76 р.
Индексы ( )

|

Finam

Новости finance.comon.ru

LentaInformNews

Ставка на уголь

01 Января 1996, 00:00 | Дальний Восток

Порты Дальнего Востока завершили 2008 год с положительным итогом - нынешний, скорее всего, даст худшие результаты. Экономический кризис уже существенно отразился на объемах грузопотоков - причиной послужило падение в металлургической отрасли, строительной, лесоперерабатывающей в купе с болезненными для дальневосточных портов решениями правительства (повышение пошлин на экспорт подержанных автомобилей, запрет на экспорт лома черных металлов). Еще в конце прошлого года практически все стивидорные компании Дальнего Востока ввели сокращенную рабочую неделю.

Сегодня уже очевидно, что в 2009 году порты ожидает ожесточенная борьба за любой груз - главное, чтобы была работа. Что это будет - уголь, лес, контейнеры? Выиграют специализированные или универсальные порты? Стремительный рост курса доллара вроде бы на руку российским экспортерам, но как поведут себя рынки - угля, металлов и т.д.? Вступив в 2009 год со значительной долей неопределенности, стивидорные компании региона разработали антикризисные программы.

Подводя итог

Из всех дальневосточных портов лишь самый крупный в регионе - ОАО "Восточный порт" - в 2008 году снизил перевалку грузов по сравнению с 2007 годом. Остальные демонстрировали хорошие темпы прироста грузооборота, реализовывали инвестиционные проекты. Лидером роста стало ОАО "Торговый порт Посьет", увеличившее грузооборот на 62,8%. Второй по потенциалу порт региона - ОАО "Находкинский морской торговый порт" (НМТП) - в 2008 году не только наверстал потерянные ранее объемы (в 2007 году НМТП недобрал в сравнении с 2006 годом 20,7% грузовой базы), но и существенно прирастил их за счет практически всех видов груза, за исключением леса. Очень успешным считают прошлый год и менеджеры ОАО "Владивостокский морской торговый порт" (ВМТП). (Таблица 1.)

Но как бы то ни было, грузовой расклад портов региона - это наглядное отражение рыночных факторов: роста спроса на энергетические ресурсы, контейнерные перевозки, снижения экспорта российского леса и лесопродукции. По большому счету, именно уголь стал спасительным средством, заместившим дыры, образовавшиеся в результате стремительного падения лесных грузов. Тот же НМТП увеличил отгрузку угля в 22 раза до 1 млн 854,7 тыс тонн. Рекордный рост грузооборота порта Посьет тоже основан на экспорте угля. Выросшие на 18,2% поставки угля в значительной степени выручили и ОАО "Ванинский морской торговый порт" ("Порт Ванино"), которое традиционно было одним из крупнейших переработчиков лесных грузов.

На этом фоне - Специализированный угольный комплекс ОАО "Восточный порт" (на уголь приходится 93,5 %) в прошлом году потерял 15% угольного грузооборота, переработав 12 млн 904,2 тыс. тонн. Общую итоговую ситуацию Восточного порта лишь ненамного смогли выправить показатели работы универсального производственно-перегрузочного комплекса.

Однако руководство порта не теряет оптимизма. "Несмотря на отклонение от результатов 2006-2007 годов, 14 млн 998,4 тыс. тонн переработанных грузов - неплохая цифра для нашей компании. Порт по-прежнему работает с превышением проектной мощности", - заявил генеральный директор АО "Восточный порт" Сергей КУШНАРЕВ.

Чего не скажешь о еще одном стивидоре, работающем в порту Восточный, - ООО "Восточно-Уральский терминал" (ВУТ), специализирующемся на перевалке минеральных удобрений. Грузооборот терминала в 2008 году сократился всего на 6,2%, до 808,7 тыс. тонн, но в ближайшей перспективе ВУТ ждут непростые времена. Подтверждение тому - падение перевалки удобрений в декабре сразу в 3,5 раза в сравнении с декабрем 2007 года.

Диверсификация нам поможет

Как никогда напряженным был прошлый год для НМТП. Стабильный рост компании обеспечивался существенной диверсификацией грузовой базы в течение года. Причем рост и снижение по отдельным позициям шли в разы. По большому счету, из порта ушел лесной груз - его обработано лишь 241 тыс. тонн, что в 3,4 раза ниже итогов 2007 года. В том числе перевалка круглого леса снизилась в 11,6 раза и составила 48,9 тыс. тонн, пиломатериалов - на 31,6%, до 192,1 тыс. тонн. При этом компания рекордно нарастила в 2008 году контейнерооборот - в 1,6 раза, доведя его до 40 554 TEU (эквивалент 20-футового контейнера). Это лучший показатель в процентах не только для Дальнего Востока, но и по России.

Досье

НМТП в прошлом году переработал 4 млн 652,5 тыс. тонн генеральных грузов (+14,4%). В том числе перевалка черных металлов выросла на 14,8%, до 4,2 млн тонн, цветных металлов на 59,5%, до 273,4 тыс. тонн, металлолома на 24,6%, до 25,8 тыс. тонн. Навалочных и насыпных грузов в 2008 году было обработано 2 млн 311,9 тыс. тонн, что в 5,9 раз выше показателей 2007 года. Перевалка руды возросла на 11,7%, до 343,2 тыс. тонн, угля - в 22 раза, до 1 млн 854,7 тыс. тонн. Существенно менялся грузовой расклад и у порта Ванино. Он так же, как и все, терял лесные грузы, но наращивал экспорт угля, цветных металлов, контейнерооборот (на 16%, до 29 593 TEU).

"По сравнению с 2007 годом в прошлом году на 3,3% снизились объемы экспортных грузов. Основное падение произошло из-за резкого снижения экспортных поставок леса, который ранее в структуре экспортных грузов Ванинского порта занимал львиную долю. После резкого повышения экспортных пошлин на круглый лес к концу прошлого года многие лесные компании, которые через наш порт отправляли лес на экспорт, свернули свою деятельность. Причем резкое снижение объема экспорта леса началось осенью 2008 года. В этом году, скорее всего, показатель по данным грузам будет еще ниже", - говорит генеральный директор ОАО "Ванинский морской торговый порт" Альфир БОГУДИНОВ.

На текущий год в порту прогнозируется снижение грузооборота на 5% по сравнению с 2008 годом.

"Почти 90% грузооборота нашего порта приходится на грузы ВЭД, из них 89,9% - сырьевые. Трудно прогнозировать ситуацию с грузооборотом из-за неопределенности на международном рынке в связи с мировым финансовым кризисом", - считает гендиректор порта Ванино.

2008 год отмечен для порта Ванино резким ростом импорта - на 31%. В то время, как идущий за ним следом в дальневосточной табели о рангах ВМТП, наоборот, на 83% увеличил объем экспортных грузов. Этот рост владивостокским портовикам обеспечили главным образом металлы.

Надеяться на лучшее - готовиться к худшему

Прошедший год стал весьма удачным для ВМТП - годовой план по выручке и грузообороту порт выполнил еще осенью. Следующий год обещает быть куда более напряженным. В бюджетном послании компании на 2009 год была поставлена цель обеспечить грузооборот на уровне не менее 108% к объемам 2008 года, однако, по предварительным прогнозам, только перевалка генеральных грузов через причалы порта может упасть на 30-40%. Перевалка экспортных грузов через ВМТП в 2008 году выросла на 83%, до 2 млн 850,3 тыс. тонн. В том числе перегружено 1 млн 655,3 тыс. тонн металлов и метизов, 266,5 тыс. тонн металлолома навалом, 328,7 тыс. тонн (100 897 TEU) контейнеров, 124,1 тыс. тонн серы. Перевалка импортных грузов выросла на 10%, до 1 млн 906,4 тыс. тонн. В структуре импорта преобладают контейнеры - 918,9 тыс. тонн (89 773 TEU), автомобили и техника - 522,1 тыс. тонн (253 240 единиц), сахар-сырец навалом - 153,1 тыс. тонн, зерновые - 16,6 тыс. тонн, металлы - 36,5 тыс. тонн, клинкер навалом - 15,6 тыс. тонн. То, что в этом году порт, скорее всего, не досчитается традиционной грузовой базы, подтверждает вице-президент транспортной группы FESCO по портовому дивизиону Андрей ТОКАРЕВ: "В конце года фактически полностью прекратилась отгрузка железорудного сырья, в два раза упали перевозки цемента. В 2009 году мы можем ожидать падения объемов переработки генеральных грузов на 30-40%. Это металлы, металлолом, целлюлоза, пиломатериалы, импортные автомобили и спецтехника, с которыми традиционно работает порт". В настоящее время портом разработан антикризисный план действий. Одна из мер, направленных на приостановку падения грузооборота, - оставить в первом квартале 2009 года без изменения тарифы на перевалку контейнеров, транспорта и спецтехники. Чуть более уверенно чувствует себя порт Посьет. В администрации порта сообщили, что объемы перевалки на 2009 год находятся в стадии согласования, но, по прогнозам, существенного падения не предвидится. В связи с экономическим кризисом порт не повышает тарифы на перевалку грузов. ОАО "Мечел" (основной акционер порта) приняло решение о сохранении объемов инвестиций в развитие порта Посьет. ОАО "ДНИИМФ" продолжает работу по разработке рабочей документации. Потери будут по всем направлениям 2009-й уже ведет счет потерям. Первыми "жертвами" финансового кризиса стали металлы и руды ряда полезных ископаемых. Спрос на них в 2009 году ожидается не просто низким, а очень низким. Отказ правительства от введения повышенной пошлины на круглый лес уже не скажется на отрасли в положительном смысле, дальнейшее падение перевалки леса очевидно. Самые большие проблемы на сегодняшний день у металлургов, еще в ноябре-декабре прошлого года ряд российский предприятий приостановили работу. И это сразу сказалось на отгрузке металлопроката. С цветными металлами ситуация более стабильная, но он составляют гораздо меньшую часть грузовой базы дальневосточных портов. Самый массовый экспортный груз - это уголь. Во второй половине прошлого года с ним произошла достаточно интересная ситуация: заметный спад в августе уже в сентябре-октябре был компенсирован дополнительными отгрузками. При этом общий спад на рынке сохраняется и, судя по заявлениям угольщиков, продолжится. "Угольная отрасль действительно может смягчить ситуацию, - считает директор консалтингового агентства "Альпари-Консалтинг" Феликс СТЕПАНЕЦ. - Хотя и это направление грузооборота может стать нестабильным, особенно при обострении конкуренции между портами. На мой взгляд, возможно увеличение каботажных перевозок. Думаю, что неизбежны решения по снижению стоимости услуг портов и переориентации на другие сегменты потребителей. Фактически в 2009 году борьба будет идти не только за потребителя, но и за эффективность производства. И, возможно, борьба за эффективность будет не менее важна, чем конкурентная. Хотя все будет зависеть от постановки целей - либо доля рынка, либо прибыль".

Автор:
Теги:




Новости партнеров





Новости тематики





Новости раздела








Комментарии

  • Правила пользования функцией «Комментарии» на сайте Zrpress.Ru
  • Запрещается:
    1. Нецензурная брань.
    2. Личные оскорбления в любом виде.
    3. Высказывания расистского толка, призывы к свержению власти насильственным путем, разжигание межнациональной розни.
    4. Проявления религиозной, расовой, половой и прочей нетерпимости или дискриминации.
    5. Публикация сообщений, наносящих моральный или любой другой урон любому лицу (юридическому или физическому).
    6. Использовать в имени (нике) адреса веб-сайтов, грубые и нецензурные выражения.
    7. Совершать любые попытки нарушения нормальной работы функции «Комментарии» и сайта.
    8. Осуществление прямой рекламы в сообщениях.
    9. Помещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, а также нечестные приемы ведения дискуссий.
    10. Мнения авторов комментариев может не совпадать с мнение авторов материалов и администраторов сайта. Администраторы имеют право удалить, отредактировать, перенести или закрыть любое ваше сообщение в любое время по своему усмотрению. Оставляя сообщение в «Комментариях», будьте взаимно вежливы и культурны, старайтесь не нарушать установленный порядок.

 

Авторизация:


Анонимно
Авторизовано
E-mail:
Пароль:

Популярно

Loading...

MarketGidNews