Курсы валют ( )
USD: 72.87 р. 100 JPY: 66.73 р.
EUR: 86.56 р. 10 CNY: 11.27 р.
Индексы ( )

|

Finam

Новости finance.comon.ru

LentaInformNews

Цементный интерес

01 Января 1996, 00:00 | Дальний Восток

По оценке Федеральной антимонопольной службы (ФАС) в этом году спрос в России на цемент превысит предложение на 9,4% и будет нарастать вплоть до 2011 г., после чего должен сформироваться небольшой профицит, благодаря вводу в строй новых предприятий, строительство которых началось или начнется в этом году.

По инициативе ФАС с января этого года в России была отменена ввозная таможенная пошлина на цемент, которая составляла 5%. Эта мера сразу дала результат. Даже на Дальнем Востоке, где в избытке собственное производство цемента и клинкера, стал наблюдаться рост импорта китайского цемента. Так, в первом квартале 2008 г. через таможенные посты Дальневосточного таможенного управления он вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 21,6 раза и составил 189 тыс. т.

Чтобы уменьшить давление на отечественный рынок цемента, ФАС предлагает ввести вывозную пошлину на цемент, а в периоды пикового спроса применять в стране механизм государственных интервенций. Будет ли это в итоге сделано или нет, но эта инициатива уже дала свои результаты. Ввоз цемента через таможенные посты Дальневосточного таможенного управления в первом квартале 2008 г. составил 189 тыс. т. Следуя статистике, годовой импорт может составить до 700 тыс. т, т. е. вдвое превысить предыдущие поставки. Такого еще не наблюдалось. Правда, есть одно но: возможности наращивания в страну импорта цемента через портовую инфраструктуру ограничены. И причина здесь как в недостатке, а точнее практически в отсутствии специализированных портовых терминалов, так и в ограниченной возможности железной дороги и специального подвижного состава.

Подводят транспортные коридоры

С проблемой железнодорожной доставки цемента в другие регионы страны дальневосточные заводы столкнулись два года назад, когда рост цен на цемент сделал рентабельным вывоз его за пределы региона, единственного на сегодняшний день профицитного, где производство цемента более чем в два раза превышает спрос. Структурные преобразования и модернизация последних лет позволили поднять уровень производства региональных цементных предприятий до 4 млн т в год. По мнению экспертов, в 2008 г. стройки региона потребуют около полутора миллионов тонн цемента.

В 2007 г. проектная мощность заводов "Спасскцемента" достигла 62%. Было выпущено 1631 тыс. т клинкера, или в 1,3 раза больше, чем в 2006 г., и 1204 тыс. т цемента, что соответствует 156,4% к уровню предыдущего года. Благодаря процессу обновления основных средств, запущенному после приобретения "Спасскцементом" крупного пакета акций ОАО "Теплоозерский цементный завод", выпуск продукции последнего вырос в 2007 г. по сравнению с 2006 г. на 46,4% и составил 446 тыс. т. На 47% вырос объем продаж.

Региональные производители цемента в прошлом году до 36,8% своей продукции поставили в Ленинградскую область, 21,3% - в Красноярский край, 10,1% - в Пермскую область, 10% - в Кемеровскую область, 3,7% - в Башкирию, 7,9% - в Московскую область, 2% - в Магаданскую область. Могли бы и больше, но проблема упирается в дефицит вагонов-хопров, причем не только для транспортировки на дальние расстояния. Сбои в работе железной дороги до полутора месяцев увеличивают доставку и внутри региона, заставляя покупателей по-своему искать выход. Ритмичность поставок они страхуют закупками в находящемся рядом Китае небольших партий цемента, доставляя их автотранспортом.

Крупным же импортерам без координации с железной дорогой и портами, через которые переваливается основной объем импортного цемента, не обойтись. По расчетам "Эксперта", дальневосточные порты и причалы могли бы переваливать в совокупности до 3,1 млн т цемента в год, обладая специализированными терминалами для приема и отгрузки навального цемента. Пока же основной объем морских поставок осуществляется в биг-бэгах - полуторатонных мешках, что существенно ограничивает объем перевалки.

Будут проекты - будут объемы

Пока решаются проблемы импорта, а уже есть информация, что некоторые порты, в том числе среди дальневосточных, намерены приобрести специализированные погрузочные терминалы, комиссия Счетной палаты РФ пришла к выводу, что одной из основных причин дефицита цемента в России и роста цен на цементную продукцию является неосвоенность сырьевых запасов. Министр природных ресурсов Юрий ТРУТНЕВ признал, что "в связи с программой доступного жилья у нас появились определенные проблемы с обеспечением строительными материалами, но мы не ставим вопрос так, что в стране ресурсный коллапс и нет цемента". Цемент есть, но запасы пополнять все равно нужно, чтобы возле каждого промышленного центра была возможность добывать цементное сырье. Исходя из этого постулата, правительством и аппаратом президента уже сформулированы намерения активизировать распределение запасов по цементному сырью. И сделать это так, чтобы они принадлежали как можно большему числу игроков, а не ограниченному кругу лиц, что наблюдается сейчас в России, считают в правительстве.

Что касается Дальневосточного региона, то, по данным Минприроды, крупные месторождения цементного сырья здесь, помимо разрабатываемых в Приморском крае и Еврейской АО, есть в Якутии, Магаданской области, Хабаровском крае, на Сахалине. Кстати, в Сахалинской области давно поговаривают о том, чтобы восстановить производство цемента в Поронайском районе. Пока, правда, дальше разговоров дело не идет. Всему виной отсутствие в области крупных строительных объектов. Но в недалеком будущем ситуация может измениться. На острове разворачивается строительство дорог, жилья, возможна реализация проекта строительства электростанции на Солнцевском месторождении угля, ведутся переговоры о возведении алюминиевого завода. Все эти проекты потребуют много цемента. Не исключено, что уже в этом году в области состоится аукцион на предоставление месторождения цементного сырья в разработку, учитывая, что потребуется время на строительство цементного завода.

Первый замминистра природных ресурсов Хабаровского края Александр СИДОРЕНКО, комментируя планы лицензирования месторождений цементного сырья у себя в крае, говорит, что уже подана заявка в Минприроды РФ, и в четвертом квартале этого года может состояться аукцион по месторождению "Миланское". Там сконцентрированы промышленные запасы высококачественного сырья, месторождение находится в 30 км от железной дороги. Желание выставить данное месторождение на аукцион объясняется активным ростом строительства в крае, тем более что пока здесь отсутствует собственная сырьевая база.

А вот крупное месторождение в Магаданской области вряд ли будет лицензироваться в ближайшие годы. Оно находится в труднодоступном районе. В отличие от золота, которое можно вывезти и вертолетом, для вывоза цемента нужна как минимум железная дорога.

Потенциальным регионом для расширения добычи цементного сырья является Приморский край, где его разработка ведется еще с 30-х. Помимо месторождения, разрабатываемого ОАО "Спасскцемент", в Приморнедра считают, что ближайшими пригодными запасами сырья для цементной промышленности располагает Многоудобненское месторождение известняков. Но, учитывая, что Приморский край пока не испытывает острой нужды в цементе, Приморнедра не рассматривают планы выставления новых месторождений на аукцион, во всяком случае на ближайший год.

Ситуация может измениться в том случае, если Россия начнет экспорт цемента в страны АТР. А такие планы уже вынашиваются. С недавних пор просматривается интерес инвесторов к освоению в регионе сырьевой базы и созданию новых производственных мощностей. Правда, пока об этом открыто заявлял лишь китайский бизнес, имеющий намерение инвестировать в Сахалин. Рано или поздно насыщение цементом дефицитных российских регионов может вновь отрезать дальневосточных производителей от западного рынка. Между тем при определенных условиях Россия вполне может составить конкуренцию Китаю и Турции на мировом рынке цементного сырья. Надо лишь к этому хорошо подготовиться и ликвидировать пробелы в логистической системе, считают эксперты.

Правда, главный наш конкурент на рынке АТР - Китай - тоже не собирается стоять на месте. В настоящее время число производителей цемента там оценивается в 5 тыс., большинство из которых являются мелкими и средними, что привлекает крупные мировые финансовые институты вкладывать средства в их объединение и укрупнение. Прогнозируется, что в среднесрочной перспективе производители цемента с ежегодным объемом производства менее 300 тыс. т будут вытеснены с китайского рынка.

Если российские производители хотят конкурировать на рынке АТР, то должны учесть эту тенденцию, а также и то, что это тяжелая отрасль промышленности, как и вся горнорудная, т. к. имеет длительный цикл создания мощностей. К тому же входной барьер в цементный бизнес, по оценке специалистов очень высок, только установка технологической линии на один миллион тонн в год обойдется инвесторам в $130-150 млн, не говоря о строительстве полного производственного цикла.

Автор:
Теги:




Новости партнеров





Новости тематики





Новости раздела








Комментарии

  • Правила пользования функцией «Комментарии» на сайте Zrpress.Ru
  • Запрещается:
    1. Нецензурная брань.
    2. Личные оскорбления в любом виде.
    3. Высказывания расистского толка, призывы к свержению власти насильственным путем, разжигание межнациональной розни.
    4. Проявления религиозной, расовой, половой и прочей нетерпимости или дискриминации.
    5. Публикация сообщений, наносящих моральный или любой другой урон любому лицу (юридическому или физическому).
    6. Использовать в имени (нике) адреса веб-сайтов, грубые и нецензурные выражения.
    7. Совершать любые попытки нарушения нормальной работы функции «Комментарии» и сайта.
    8. Осуществление прямой рекламы в сообщениях.
    9. Помещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, а также нечестные приемы ведения дискуссий.
    10. Мнения авторов комментариев может не совпадать с мнение авторов материалов и администраторов сайта. Администраторы имеют право удалить, отредактировать, перенести или закрыть любое ваше сообщение в любое время по своему усмотрению. Оставляя сообщение в «Комментариях», будьте взаимно вежливы и культурны, старайтесь не нарушать установленный порядок.

 

Авторизация:


Анонимно
Авторизовано
E-mail:
Пароль:

Популярно

Loading...

MarketGidNews