Курсы валют ( )
USD: 64.43 р. 100 JPY: 59.55 р.
EUR: 71.24 р. 10 CNY: 90.9 р.
Индексы ( )

|

Finam

Новости finance.comon.ru

LentaInformNews

Что скрывается за двойками? Истинные причины школьной неуспеваемости

08 Декабря 2011, 01:09 | Владивосток

Трудности в обучении часто расцениваются окружающими как интеллектуальная несостоятельность или лень, но на самом деле причиной неуспеваемости школьника может быть незрелость структур головного мозга, отвечающих за развитие внимания, памяти, самоконтроля и других психических функций. Как же помочь ребёнку?

Все причины школьных затруднений можно разделить на две группы: нейропсихологические и социально-педагогические (отношения в семье, со сверстниками, учителями и пр.). Сегодня мы остановимся на нейропсихологических аспектах.

Современная система школьного обучения рассчитана на человека, мозг которого полностью сформирован. Но у каждого ребенка процесс созревания мозга индивидуален: он, конечно же, созреет, но может случиться так, что к тому времени, когда это произойдет, ребенок уже упустит многое из школьного материала.

Почему же школьник легко воспринимает один предмет и никак не может освоить другой? Почему, зная наизусть все правила, не умеет правильно писать? Почему он так несобран и неусидчив? Почему он долго выполняет домашнее задание, а иногда и вовсе не хочет учить уроки и ходить в школу? Нейропсихологи объясняют подобные ситуации тем, что сегодня у многих детей наблюдается функциональная незрелость структур головного мозга. Все отделы мозга можно условно разделить на три блока.

Первый блок ­- энергетический, блок регуляции тонуса и бодрствования. Эти отделы первыми принимают информацию извне, они питают мозг, как батарейка питает электроприборы. Если их тонус снижен, то мозг работает, как лампочка вполнакала. Несформированность энергетического блока не позволяет ребенку долго заниматься одним видом деятельности из­за быстрой утомляемости. Зачастую родители и учителя не могут понять, почему на уроке у ребёнка всё падает, он не может усидеть на стуле и трёх минут? Да для того и падает, чтобы он мог поднять! Таким образом ребенок интуитивно ищет способы компенсации и стимуляции работы мозговых структур (во время движения мозг лучше насыщается кислородом).

8­летний Сережа мог быть спокойным и внимательным только одну минуту, а уже в следующую минуту ему необходимо было побегать и попрыгать. Постепенно, работая в специально подобранном режиме, мы смогли развить у Сережи способность быть внимательным в течение всего урока. А ведь речь шла о переводе его на домашнее обучение, поскольку он не мог освоить программу, даже оставшись в первом классе на второй год. Оказалось, что Сережа - достаточно смышленый мальчик, просто его энергетического ресурса хватало ненадолго.

Второй блок отвечает за прием, хранение и переработку информации. Недостаточность второго блока приводит к проблемам с памятью, пространственной ориентацией, трудностям в математике и письме (ребёнок может путать буквы «б» и «д», писать зеркально буквы и цифры).

Обычно считается, что если у ребёнка трудности в письме, то надо больше писать, если в чтении ­- больше читать. Но это мнение ошибочно: получается, что мы пытаемся построить дом без фундамента.

Света никак не могла выучить таблицу умножения, плохо запоминала стихи. Оказалось, причина в том, что у девочки не развито чувство ритма. И бесконечная «долбежка» стихов или таблицы умножения не меняли организацию ее мозга, а приводили к угнетению соответствующего полушария.

Для ребёнка очень важна степень гибкости, натренированности, тактильной чувствительности пальцев. Дети с недостаточно развитой кистью не любят рисовать, склеивать, лепить, плохо режут ножницами, с трудом завязывают шнурки. И конечно, пишут медленнее сверстников, буквы получаются разными по высоте, ширине, наклону, линии часто дрожащие, слишком слабый или сильный нажим. В этом случае необходимо развивать моторику. Зачастую сюда добавляется недостаточность первого, энергетического, блока (ребенок быстро истощается). Для повышения тонуса требуется обеспечить кислородом мозг, усилить кровоток: здесь помогут двигательная коррекция, дыхательная гимнастика, специальный массаж.

Консультация нейропсихолога позволяет родителям получить представление о том фундаменте, на котором мы хотим построить прочное здание грамотности. Анализ ошибок при письме (нечитаемый почерк, пропуск буквы, «глупые» ошибки, сложности в понимании условий задачи и пр.) помогает найти истинные причины трудностей ребенка: это могут быть недоформированные пространственные представления, слабость фонетико­фонематического восприятия, трудности переключения с одного вида деятельности на другой, низкий самоконтроль, отчетливо выраженная активность только левого или правого полушария, ведущий левый глаз и пр.

Третий блок непосредственно связан с функцией самоконтроля, отвечает за концентрацию и переключение внимания. Недостаточность этого блока, впрочем, как и первых двух, часто наблюдается после осложненного прохождения беременности и родов, у детей с особенностями развития, часто и длительно болеющих. Иногда стоит диагноз «гиперактивность» и «двигательная расторможенность», имеет место общая моторная неловкость.

Импульсивный третьеклассник Саша все время забывал, что нужно поднять руку, прежде чем ответить, и выкрикивал сразу то, что знает. Мальчик очень несобранный и неусидчивый, он мог встать во время урока и пройтись по классу. Поведение его внешне выглядело как дурашливость и становилось все более бесконтрольным. Мальчик не мог себя контролировать, даже если хотел. Главным направлением работы нейропсихолога с Сашей было формирование умения следовать правилам и контроля собственной деятельности.

Нейропсихологическая диагностика позволяет определить, как развиты те или иные зоны мозга вашего ребенка. Пройти такую диагностику полезно любому ребенку от 5 до 12 лет, и особенно важно детям гиперактивным, медлительным, леворуким, с нарушениями внимания и поведения, со сложностями в развитии и усвоении школьной программы. Это безаппаратный, не медицинский, а психологический метод исследования. Диагностика проводится за столом, в присутствии родителей: ребёнок выполняет специальные задания, и родителям видны и понятны первопричины трудностей.

При необходимости по итогам диагностики составляется курс коррекционно­развивающих занятий (они проводятся в игровой форме и могут быть индивидуальными, парными или групповыми). Нейропсихологическая коррекция не только помогает преодолеть трудности в обучении, но оказывает общее позитивное воздействие на развитие личности. Мозг ребенка пластичен: психические функции эффективно корригируются в возрасте до 12 лет. Когда человек становится старше, слабые звенья психических функций можно компенсировать за счет сильных, но это процесс более трудоемкий.

Татьяна КАЦУРА, нейропсихолог.

"Журнал Здоровья".

Автор:
Теги:








Новости раздела








Комментарии

  • Правила пользования функцией «Комментарии» на сайте Zrpress.Ru
  • Запрещается:
    1. Нецензурная брань.
    2. Личные оскорбления в любом виде.
    3. Высказывания расистского толка, призывы к свержению власти насильственным путем, разжигание межнациональной розни.
    4. Проявления религиозной, расовой, половой и прочей нетерпимости или дискриминации.
    5. Публикация сообщений, наносящих моральный или любой другой урон любому лицу (юридическому или физическому).
    6. Использовать в имени (нике) адреса веб-сайтов, грубые и нецензурные выражения.
    7. Совершать любые попытки нарушения нормальной работы функции «Комментарии» и сайта.
    8. Осуществление прямой рекламы в сообщениях.
    9. Помещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, а также нечестные приемы ведения дискуссий.
    10. Мнения авторов комментариев может не совпадать с мнение авторов материалов и администраторов сайта. Администраторы имеют право удалить, отредактировать, перенести или закрыть любое ваше сообщение в любое время по своему усмотрению. Оставляя сообщение в «Комментариях», будьте взаимно вежливы и культурны, старайтесь не нарушать установленный порядок.

 

Авторизация:


Анонимно
Авторизовано
E-mail:
Пароль:
Loading...

MarketGidNews