Курсы валют ( )
USD: 72.87 р. 100 JPY: 66.73 р.
EUR: 86.56 р. 10 CNY: 11.27 р.
Индексы ( )

|

Finam

Новости finance.comon.ru

LentaInformNews

Пенсионер скорее жив...

01 Января 1996, 00:00 | Дальний Восток

Пенсионная реформа необходима. Население России неуклонно стареет, и улучшения этой ситуации в обозримом будущем не будет. Работающих становится меньше, пенсионеров больше. Обеспечивать последних все сложнее.

Суть реформы в переходе от распределительной системы выплат пенсий к индивидуально-накопительной. Пенсия нового образца будет складываться из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Изюминка новой системы - накопительная часть: она формируется из отчислений от зарплаты (от 2% до 4%, в зависимости от возраста человека), которые делает работодатель за своего работника. Важно то, что один раз в год человек может распорядиться своей накопительной частью и доверить ее одному из управляющих, которые обязаны приумножать данные им пенсионные накопления. Таким образом, и пенсионные деньги работают, и современные финансовые механизмы задействованы. Изначально накопительную часть пенсии имели мужчины 1953 г. рождения и моложе и женщины 1957 г. рождения и моложе.

Сама по себе идея реформирования пенсионной системы хороша. Да только за 3 года у реформы набралось столько проблем, и не все из них решены или даже решаются. Эти "пенсионные беды": по ходу реформы постоянно вносятся существенные коррективы, способные запутать кого угодно, в том числе и специалиста; неполнота нормативной базы, о которую реформа спотыкается на каждом этапе; неинформированность населения о сути реформы.

Последнее вообще странно. Ну если так хороша новая система и государству она нужна, то просто необходимо просветить народ, объяснить, что такое пенсионная реформа, для чего она. Однако ничего подобного в массовом порядке пока не наблюдается. Получается, государству это не надо? Пусть в 2004 г. "письма счастья" опоздали всего на месяц против трех месяцев в прошлом году, однако и этого хватило, чтобы внести сумятицу в сроки выбора управляющего для накопительной части пенсии: сначала сроки выбора управляющего хотели перенести на три месяца вперед, а когда все расслабились, этого решили не делать.

В 2003 г. участники пенсионной реформы могли доверить накопительную часть одной из 55 частных УК или одной государственной. Расчет на то, что россияне, имеющие накопительную часть, организованно пойдут передавать ее управляющим, не оправдался. В Приморском крае из 600 тыс. работающих, у которых есть накопительная часть, только 4,55 тыс. сделали пенсионный выбор. В этом году энтузиазм населения заметно поубавился, в пользу частников было подано 1 256 заявлений. И это при том, что выбор потенциальных пенсионеров расширился аж на 77 негосударственных пенсионных фондов (НПФ), которые в этом году начали участие в реформе в качестве потенциальных управляющих накопительной части. Если посмотреть на распределение заявлений, поданных в 2004 г., многое становится понятным. В пользу частных УК было подано всего 410 заявлений. Остальные 846 приморцев выбрали НПФ.

Таким образом, 2 года подряд лидирует государственная УК, Внешэкономбанк, куда по умолчанию попадают накопительные части тех людей, которые не воспользовались правом выбора. Частные УК оказались "в пролете". Готовясь к принятию пенсионных денег, и очень на них рассчитывая, они выполнили ряд жестких требований для участия в реформе, потратив на это массу усилий и средств.

В 2003 г. УК пришлось столкнуться с тем, что чуть ли не на каждом шагу (а государство контролирует работу пенсионных денег) они что-то нарушали. Буквально через пару недель было объявлено, что УК допустили множество ошибок в своей работе: не вовремя начали вкладывать пенсионные деньги, делали это с нарушениями. Причиной этому стала как раз неполнота нормативной базы.

Ударом по реформе и ее имиджу стало решение правительства с начала 2005 г. снизить ставку единого социального налога (ЕСН) с 35,6% до 26% в рамках налоговой реформы. Ранее из 35,6% ЕСН 28% уходили в Пенсионный фонд. 14% шли на выплату пенсий нынешним пенсионерам, а 14% на формирование (фонда пенсий) для будущих пенсионеров. После снижения ставки ЕСН в ПФР будут уходить только 20% из 26%, 14% из которых по-прежнему будут складываться для будущих пенсионеров, и только 6% пойдут на выплату пенсий сегодняшним пенсионерам. Получается огромный дефицит пенсионных средств. Эту финансовую дыру было решено закрыть за счет исключения из накопительной системы тех, кто старше 37 лет. Взамен им предложили новую модель пенсобеспечения: в добровольном порядке от своей ежемесячной зарплаты отчислять 4% на собственный накопительный пенсионный счет.

Так из пенсионной реформы были выброшены люди, имеющие самые высокие доходы, и которые могли бы доверить УК наибольшие суммы. УК лишились самой сладкой части пенсионного пирога, а люди, пытавшиеся сделать выбор между частной УК и государственной, оказались перед новым выбором: копить ли пенсию по новой схеме, предложенной государством, потратить их сейчас или формировать пенсию каким-то другим способом.

В 2004 г. выбирающих для своей накопительной части управляющего ожидало еще одно новшество, на сей раз запланированное: к 55 УК в этом году присоединились 77 НПФ. В части вступления НПФ в реформу есть несколько вопросов. Например, почему к управлению пенсионными накоплениями были допущены сначала малопонятные УК, а уж потом более знакомые НПФ? Рынок негосударственного пенсионного обеспечения начал формироваться 10 лет назад, в России работают около 300 НПФ, и очень много россиян уже получают пенсии от НПФ. Вероятно, НПФ, более опытные в части общения с простым народом, смогли бы более доходчиво объяснить населению, зачем нужна пенсионная реформа и накопительная часть пенсии. При всем этом НПФ все равно будут инвестировать накопительные части пенсий через те УК, из которых выбирают люди управляющих для своих пенсий.

Эта инверсия во введении в пенсионную реформу сначала УК, а потом НПФ имеет свой смысл. Возьмем хотя бы тот факт, что та накопительная часть, которую человек доверяет частной УК, а тем более государственной УК, фактически остается в ПФР. Потом людям, доверившим формирование пенсии УК, назначает и выплачивает пенсию ПФР. Если же вы выберете в качестве управляющего НПФ, то ваша накопительная часть уйдет от ПФР в ведение НПФ. А по наступлении пенсионного возраста именно НПФ будет назначать и выплачивать вам пенсию.

Круг допущенных к управлению пенсионными деньгами НПФ был определен и выданы соответствующие лицензии, когда возникла еще одна проблема - налоговая. Встал вопрос: будет ли облагаться налогом доход, полученный фондами вследствие операций с доверенными им пенсионными средствами? Но представьте: какой огрызок получит пенсионер, если его накопительная пенсия будет облагаться налогом?

И последнее. В сентябре сего года в правительстве обсуждался законопроект "О порядке финансирования выплат накопительной части трудовой пенсии и особенностях инвестирования пенсионных накоплений граждан предпенсионного и пенсионного возраста". Этот законопроект предусматривает создание отдельной госкомпании для управления пенсионными средствами пенсионного и предпенсионного возраста. С 2005 г. из УК сюда начнут переводить пенсионные накопления граждан, которым до пенсии осталось 5 и меньше лет. Таким образом будет сформирован аннуитетный резерв. Однако за вопрос создания аннуитетного резерва взялись как-то совсем заранее. Первые граждане, в структуре трудовой пенсии которых будет незначительная накопительная составляющая, - пенсионеры 2012 г.

Генеральный директор единственного приморского фонда, участвующего в реформе, НПФ "Порт-Гарант" Александр ЗЫКИН так прокомментировал работу реформы: "Пенсионная реформа идет по плану, утвержденному Правительством РФ. Основные приоритеты выработаны, ближайшие цели намечены. То, что в этом году в пенсионной реформе поучаствовало небольшое количество россиян, обусловлено тем, что пенсионная реформа стала еще сложнее, чем в предыдущем году: кого-то исключали, сроки ужесточили - не было переноса подачи заявлений до 31 декабря 2004 г., на что все надеялись и т.д. Основная причина бед реформы - это сроки. На выбор НПФ или УК были отведены практически 2 недели. Одна из неразрешенных на сегодня проблем пенсионной реформы заключается в том, что не все граждане поняли: заботиться о старости они должны самостоятельно и нельзя надеяться на одну государственную пенсию, хотя и состоит она из 3-х "красивых" частей - от этого итоговая сумма не меняется. Несмотря на все это, думаю, что пенсионная реформа в 2005 г. будет идти по тому же сценарию, что и в 2004 г.". Поживем-увидим.

Автор:
Теги:




Новости партнеров





Новости тематики





Новости раздела








Комментарии

  • Правила пользования функцией «Комментарии» на сайте Zrpress.Ru
  • Запрещается:
    1. Нецензурная брань.
    2. Личные оскорбления в любом виде.
    3. Высказывания расистского толка, призывы к свержению власти насильственным путем, разжигание межнациональной розни.
    4. Проявления религиозной, расовой, половой и прочей нетерпимости или дискриминации.
    5. Публикация сообщений, наносящих моральный или любой другой урон любому лицу (юридическому или физическому).
    6. Использовать в имени (нике) адреса веб-сайтов, грубые и нецензурные выражения.
    7. Совершать любые попытки нарушения нормальной работы функции «Комментарии» и сайта.
    8. Осуществление прямой рекламы в сообщениях.
    9. Помещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, а также нечестные приемы ведения дискуссий.
    10. Мнения авторов комментариев может не совпадать с мнение авторов материалов и администраторов сайта. Администраторы имеют право удалить, отредактировать, перенести или закрыть любое ваше сообщение в любое время по своему усмотрению. Оставляя сообщение в «Комментариях», будьте взаимно вежливы и культурны, старайтесь не нарушать установленный порядок.

 

Авторизация:


Анонимно
Авторизовано
E-mail:
Пароль:

Популярно

Loading...

MarketGidNews