Курсы валют ( )
USD: 73.77 р. 100 JPY: 66.79 р.
EUR: 86.85 р. 10 CNY: 11.39 р.
Индексы ( )

|

Finam

Новости finance.comon.ru

LentaInformNews

Японастрах

01 Января 1996, 00:00 | Дальний Восток

С 1 марта 2005 г. запрещается заход в японские порты иностранных судов, не имеющих полис P&I, - Страна восходящего солнца вводит обязательное P&I страхование ответственности судовладельцев.

Пока это нововведение не вызвало широкий резонанс. Однако эксперты страхового рынка говорят о том, что уже в ближайшем будущем возможен кардинальный передел на рынке страхования ответственности судовладельцев. Если японская сторона свое слово сдержит, то десятки российских страховых компаний будут отлучены от морской "кормушки".

"После того как эта информация стала известна, российские страховые компании зашевелились, - прокомментировал действия страховщиков специалист по морскому страхованию одной из местных судоходных компаний. - Я не буду называть своего имени, чтобы не испортить отношения со своими страховщиками, однако замечу, что этот запрет на руку крупным российским судоходным компаниям. Они уже давно предпочитают работать с крупными западными Клубами взаимного страхования".

"Сутью данного вида страхования является предоставление владельцам судов, фрахтователям или иным лицам, тем или иным образом связанным с эксплуатацией судов, страховой защиты от исков со стороны третьих лиц. В настоящее время в мире действует около 70 клубов взаимного страхования ответственности судовладельцев, наиболее крупными из которых являются клубы Англии, Швеции, Норвегии, США, - утверждают в другой крупной местной судоходной компании. - Все эти клубы уже с давних пор работают в тесном контакте друг с другом".

Еще в 1899 г. несколько P&I клубов объединились в Лондонскую группу клубов (The London Group) в целях страхования рисков сверх определенного лимита. Правопреемником Лондонской группы стала Международная группа P&I клубов, объединившая 18 ведущих клубов, страхующих около 90% мирового тоннажа. Члены международной группы объединены соглашением, ограничивающим конкуренцию между ними, и соглашением о перестраховании, т.е. имеет место своеобразный перестраховочный пул. Если судовладелец страхует свою ответственность в этих организациях, то он может быть абсолютно спокоен за все ситуации, связанные с возможным кораблекрушением или разливом нефти. Хороший пример этому -катастрофа танкера "Престиж" у берегов Франции. С него до сих пор хлещет нефть, и ликвидация последствий разлива нефтепродуктов его страховщикам обходится чуть ли не в сотню миллионов долларов ежегодно.

"Если бы судовладелец работал с российскими страховщиками, то, скорее всего, они не смогли бы покрыть все эти расходы, что в конечном итоге привело бы к разорению судоходной компании", - говорят эксперты.

Пока всего две российские компании известны на этом рынке -"Ингосстрах" и "Российский P&I пул". Обе позиционируют себя как крупные страховые корпорации, готовые работать с серьезными судовладельцами не только в России, но и в других странах с морским судоходством.

Для страхователя заключение договора страхования со страховым пулом означает, что на стороне страховщика выступают все участники пула. Условия соглашения о страховом пуле предусматривают, что его участники несут солидарные обязательства по выплатам, что гарантирует страхователю (или застрахованному лицу) страховую выплату независимо от того, какова платежеспособность каждого из участников пула на дату страхового случая и страховой выплаты.

В практике страхования ответственности судовладельцев в иностранных клубах взаимного страхования и российских страховщиков есть несколько принципиальных отличий.

Клубы оформляют страхование без ограничения суммы обязательств, т.к. все потери распределяются среди самих судовладельцев. "Российский P &I пул" и "Ингосстрах", работая на коммерческих условиях страхования, придерживаются иных позиций в отношении лимита ответственности - фиксированной основы.

Для страхователя главное преимущество страхования на коммерческой основе заключается в том, что он заранее знает сумму своих взносов на весь страховой период и может планировать свои расходы на страхование. При взаимном страховании, предусматривающем оплату дополнительного взноса, размер которого заранее неизвестен, такой возможности страхователь не имеет.

Клубы взаимного страхования, во всяком случае наиболее крупные из них, не принимают на страхование ответственность мелких судовладельцев, владеющих от 1 до 5 судов, в особенности специализированных и не новых. За небольшим исключением (танкеры свыше 5000 тонн БРТ или более 20 лет, балкеры свыше 35000 тонн БРТ, пассажирские суда) на страхование, например, в "Российский пул" принимаются любые типы судов без возрастных ограничений (для судов более 15 лет предусмотрен обязательный предстраховой оценочный сюрвей).

В представительстве российского страхового пула рассказали, что в конце 2004 г. делегация этой организации находилась в Японии и получила допуск к страхованию ответственности. "Ингосстрах" также получил признание японских властей в качестве P&I страховщика.

"В настоящее время лицензию на страхование ответственности перед третьими лицами имеют множество компаний, - утверждает заместитель главы представительства клуба Виктор ТИХОНОВ. - Но большинство стран с их страховками работать не хотят. Российские страховщики, не задумываясь, страхуют ответственность проблемных судов. При этом они не могут выполнить даже ряд определенных своих обязанностей. При любом страховом случае нужно сразу организовать осмотр места происшествия, начать работы по спасению, принять меры к очистке окружающей среды. Реально российские страховые компании такого быстрого реагирования предоставить не могут. В результате мы имеем довольно "страшненький тандем": некомпетентный судовладелец и такой же страховщик. С таким тандемом те же японские портовые власти работать не хотят. Мы же для урегулирования разного рода претензий имеем свою собственную сеть корреспондентов в 600 портах мира. За время работы было успешно урегулировано несколько различных убытков, в том числе арест судов в Южной Корее, Китае и ряде других стран Юго-Восточной Азии. Что касается Японии, то ряд страховых случаев был отработан таким образом, что задержания судов или их ареста не происходило. В настоящий момент Российский P&I пул предоставил надежное страховое покрытие судовладельцам более 400 судов".

Сотрудники "Ингосстраха" в свое время разработали новую экономически эффективную коммерческую программу страхования ответственности судовладельцев на лимитированной базе, фиксированной ставке, без взимания дополнительных взносов, что выгодно отличало "Ингосстрах" от клубов взаимного страхования. Чтобы встать в один ряд с западными конкурентами, "Ингосстраху" пришлось укреплять сеть P&I корреспондентов в мировых портах, организовать гарантийные обеспечения в случаях арестов или задержаний судов своих клиентов в связи со страховыми случаями. Важным достижением стало увеличение лимита ответственности со $ 100 млн до $ 500 млн по каждому страховому случаю в 2005 г.

Однако несмотря на значительный прогресс этих двух компаний, судовладельцы все равно продолжают скептически относиться к российским страховщикам. "Практика показала, что работать с отдельными российским компаниями - прямой путь к разорению, - говорит директор отдела фрахтования судоходной компании "Эрма" Григорий ПОСТАХОВ. - Правда, наши претензии относятся к другой части морского страхования - каско судов. Одно наше судно был застраховано в компании "Россгострах" по версии каско. И после того как оно затонуло по аварийному случаю, страховку за имущество этот российский страховщик возмещать не желает. Хотя есть решение Лондонского суда в нашу пользу. В то же время ответственность была застрахована в Российском P&I пуле. И он свои обязательства выполнил в кратчайшие сроки".

"Морские аварии всегда вызывают многоплановые правовые последствия, вытекающие из нарушения договора морской перевозки, причинения ущерба здоровью членов экипажа, удаления затонувшего в море имущества, столкновения судов и спасания и т.д. Одним из наиболее тяжелых последствий морских происшествий может быть разлив в морскую среду нефтепродуктов, в частности сырой нефти, перевозимой навалом на супертанкерах. Такие происшествия наносят колоссальный ущерб окружающей среде и влекут за собой многомиллионные убытки за ликвидацию последствий аварии", - утверждает Виктор Тихонов. - И этим должны заниматься корреспонденты страховых компаний. Поэтому компания, работающая на этом рынке, должна сотрудничать с высококвалифицированными морскими юристами, опытными сюрвейерами, агентами судовладельцев. И они обязаны хорошо разбираться в области национального законодательства и международного права, постановлений и регулирующих документов портовых властей, иметь эффективные связи с экспертами в области кораблестроения, пожарной безопасности, биохимии и тому подобное. Но в России количество таких профессионалов ограничено".

Автор:
Теги:




Новости партнеров





Новости тематики





Новости раздела








Комментарии

  • Правила пользования функцией «Комментарии» на сайте Zrpress.Ru
  • Запрещается:
    1. Нецензурная брань.
    2. Личные оскорбления в любом виде.
    3. Высказывания расистского толка, призывы к свержению власти насильственным путем, разжигание межнациональной розни.
    4. Проявления религиозной, расовой, половой и прочей нетерпимости или дискриминации.
    5. Публикация сообщений, наносящих моральный или любой другой урон любому лицу (юридическому или физическому).
    6. Использовать в имени (нике) адреса веб-сайтов, грубые и нецензурные выражения.
    7. Совершать любые попытки нарушения нормальной работы функции «Комментарии» и сайта.
    8. Осуществление прямой рекламы в сообщениях.
    9. Помещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, а также нечестные приемы ведения дискуссий.
    10. Мнения авторов комментариев может не совпадать с мнение авторов материалов и администраторов сайта. Администраторы имеют право удалить, отредактировать, перенести или закрыть любое ваше сообщение в любое время по своему усмотрению. Оставляя сообщение в «Комментариях», будьте взаимно вежливы и культурны, старайтесь не нарушать установленный порядок.

 

Авторизация:


Анонимно
Авторизовано
E-mail:
Пароль:

Популярно

Loading...

MarketGidNews