Курсы валют ( )
USD: 73.14 р. 100 JPY: 66.79 р.
EUR: 86.99 р. 10 CNY: 11.33 р.
Индексы ( )

|

Finam

Новости finance.comon.ru

LentaInformNews

Без страха и упрека

01 Января 1996, 00:00 | Дальний Восток

Не дай бог, конечно, но, допустим, у вас заболел зуб, вы пришли в стоматологию, а там вам говорят: "Платных услуг не предоставляем, покупайте страховой полис". Чем на суде страховая компания может доказать законность своих действий - продажу полисов добровольного медицинского страхования уже заболевшим людям? Столкнулись две машины, принадлежащие одному собственнику. Какие основания для отказа в выплате по ОСАГО потерпевшему автовладельцу может предоставить страховщик? Эти и многие другие не менее интересные вопросы разбирали страховщики на семинаре "Судебные споры в страховании", прошедшем в Хабаровске на прошлой неделе.

Вел семинар один из самых авторитетных людей в области страхового права -управляющий партнер адвокатского бюро "Фогельсон, Юнусов и партнеры", профессор кафедры гражданского и предпринимательского права ГУ ВШЭ Юрий ФОГЕЛЬСОН. В Хабаровск из столицы он прибыл на два дня по приглашению генерального директора ООО "Восточная перестраховочная компания" Ольги СИГАЛОВИЧ. В первый день семинара московский гость познакомил страховое сообщество Дальнего Востока с арбитражной практикой в области имущественного, личного, медицинского страхования. Остановился подробно на актуальных сегодня для страховщиков вопросах лицензирования. Во второй - рассказал о правовых проблемах обязательного страхования автогражданской ответственности.

Зубы на полку?

Так что же с монополисами? Согласно теории страхового дела, гражданин, заключая договор страхования, страхуется от возможных убытков на случай наступления какого-то события. Событие это носит название страхового риска и должно соответствовать нескольким критериям. Во-первых, это событие, наступление которого не определено во времени и в пространстве и не зависит от волеизъявления сторон. Во-вторых, это опасное и создающее вследствие этого стимул для страхования событие. В-третьих, это тот риск, который может быть оценен с точки зрения вероятности наступления страхового случая и размеров возможного ущерба. Опираясь на сказанное, в приведенном примере страховая компания в свою защиту привела следующие аргументы. Поскольку медицинское страхование по статье 3 закона о медицинском страховании граждан производится не на случай причинения вреда, а на случай расходов на медицинскую помощь, то продажа полисов тем, у кого уже болят зубы, противоправным действием не является, т.к. расходы на лечение, которые понесет больной, остаются величиной случайной. Главное, чтобы в правилах у страховщика по поводу медицинского страхования было записано - не на случай болезни, а на случай расходов, вызванных болезнью.

Другая интересная ситуация касается права собственности. И о ней непременно надо знать руководителям компаний, занимающихся перевозками грузов. Согласно гражданскому законодательству, только собственник имеет интерес в сохранении своего имущества. Отсюда неприятные последствия для экспедиторов, страхующих перевозимый груз в пользу его владельцев. Нет, насчет компенсации владельцам им волноваться не стоит - страховая компания ее выплатит. Беспокоиться нужно о себе, т.к. после того как страховщик произведет выплаты, он выставит встречное требование экспедиционной компании и выиграет. Практика по таким делам уже есть.

Тем экспедиторам, кто хочет предотвратить нежелательные последствия, рекомендуется включать в договор страхования пункт, исключающий суброгацию. Полезная информация для страхователей - в соответствии с гражданским законодательством при возникновении судебного спора обязанность доказывать отсутствие интереса лежит на лице, подавшем иск. Применительно к страхованию это означает следующее. Допустим, генеральный директор и учредитель ООО имеет машину, но договор страхования на автомобиль заключает от лица компании. Машину угоняют. Страховая компания заявляет о недействительности страхового договора на том основании, что у генерального директора отсутствовал интерес в сохранении автомобиля ООО. Что делает мудрый ответчик? Просит страховщика доказать отсутствие его интереса. При заключении договора страховая компания имеет возможность проверить все, что хочет. Однако после того, как договор заключен и премия выплачена, обязанность доказывать в суде то, что произошла ошибка, лежит на ней.

Затронули на семинаре и тему накопительного страхования жизни, которая в ближайшие 2-3 года станет актуальной для многих россиян. Речь идет о страховании жизни на случай дожития или смерти. Накопительное страхование, и на это обратил внимание собравшихся выступавший, отличается от банковского вклада признаком случайности. А случайность заключается в том, что в случае дожития человек получает на руки одну сумму, а в случае смерти - другую. Если при дожитии и при смерти выплачиваются одинаковые суммы, то страховщик занимается банковской деятельностью и рискует попасть в тюрьму.

У страховщиков вызвала интерес тема лицензирования. Вера МОЦАК, юрист страховой компании "Защита-Находка", замечает: "Мне было интересно узнать точку зрения московских компаний на лицензирование страховой деятельности: каким образом в Москве работают с правилами страхования, как применяют тарифы? Оказалось, что там достаточно широко используются новые возможности закона. Я поняла, что в этой области нам можно действовать достаточно свободно, и судебной практикой это обосновано. Так, правила страхования, утвержденные в нашей компании еще в конце 90-х, сейчас можно пересмотреть согласно лицензии и работать по правилам, отправленным в Москву в порядке уведомления. Такие семинары нужны, потому что в Москве концентрируется вся практика по страховому делу. К нам все приходит с запозданием. В Москве уже широко применяют, а во Владивостоке все еще сомневаются".

Платить, нельзя помиловать

Много вопросов приезжему гостю было задано по ОСАГО. Тема - особенно для Хабаровска - больная. Уровень выплат по итогам только 9 месяцев прошлого года перешагнул в городе 70%-ный рубеж. "Хорошо, что вопросы про ответственность участников ДТП разобрали. Мне к суду как раз надо," - делится впечатлениями Людмила СВЕРЕДЕНКО, начальник отдела страхования хабаровского филиала страховой компании "НАСТА". Однако не все, что говорил Юрий Фогельсон про ОСАГО, понравилось страховщикам. Потому что говорил он о том, что платить, если по закону положено, надо. И несколько раз повторил, что ОСАГО принималось для того, чтобы потерпевшие получали выплаты автоматически.

Юрист страховой компании "Спасские ворота" (хабаровский филиал) Ольга АГАБЕКЯН отмечает: "Я задавала много вопросов по ОСАГО, потому что ни РСА, ни страхнадзор не могут дать четкого и одинакового ответа, как действовать. В частности, возмещение утраченного заработка потерпевших, находящихся на лечении. Страхнадзор на вопрос, как надо оплачивать больничные листы, отвечает, что проконсультировать не может, т.к. у них нет специалистов. В РСА позиция четкая -они платят только 40% от общей суммы и не требуют медико-социальной экспертизы, потому что во время болезни человек на 100% теряет трудоспособность. В рамках социального страхования работодатели компенсируют больному до 60%. У меня вопрос: сколько платить нам и почему РСА платит только 40%, учитывая, что один из пунктов правил гласит, что страховые компании должны платить независимо от других страховых выплат? При этом на практике мы уже столкнулись с тем, что человек, попавший в ДТП, несколько раз побывав на больничном, получил выплаты 100% как от работодателя, так и от нас. Почему мы должны платить бешеные суммы? Разве это не неосновательное обогащение? Фогельсон дал ответ - платите 100%".

Из тех, кто давал оценку семинару, каждый отмечал высокий уровень мероприятия и актуальность разбираемых вопросов. В том числе Евгений ВОРОБЬЕВ, руководитель Инспекции страхнадзора по ДВФО: "Профессиональное, инструктивное повествование. На Дальнем Востоке юристы в области страхования только появляются, профессионалов нет, поэтому то, что говорит Фогельсон, надо слушать внимательно. И проблематику эту должны знать не только страховщики, но и страхователи, и суды. Чтобы у всех было понимание".

Автор:
Теги:




Новости партнеров





Новости тематики





Новости раздела








Комментарии

  • Правила пользования функцией «Комментарии» на сайте Zrpress.Ru
  • Запрещается:
    1. Нецензурная брань.
    2. Личные оскорбления в любом виде.
    3. Высказывания расистского толка, призывы к свержению власти насильственным путем, разжигание межнациональной розни.
    4. Проявления религиозной, расовой, половой и прочей нетерпимости или дискриминации.
    5. Публикация сообщений, наносящих моральный или любой другой урон любому лицу (юридическому или физическому).
    6. Использовать в имени (нике) адреса веб-сайтов, грубые и нецензурные выражения.
    7. Совершать любые попытки нарушения нормальной работы функции «Комментарии» и сайта.
    8. Осуществление прямой рекламы в сообщениях.
    9. Помещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, а также нечестные приемы ведения дискуссий.
    10. Мнения авторов комментариев может не совпадать с мнение авторов материалов и администраторов сайта. Администраторы имеют право удалить, отредактировать, перенести или закрыть любое ваше сообщение в любое время по своему усмотрению. Оставляя сообщение в «Комментариях», будьте взаимно вежливы и культурны, старайтесь не нарушать установленный порядок.

 

Авторизация:


Анонимно
Авторизовано
E-mail:
Пароль:

Популярно

Loading...

MarketGidNews