Курсы валют ( )
USD: 76.04 р. 100 JPY: 73.07 р.
EUR: 90.01 р. 10 CNY: 11.23 р.
Индексы ( )

|

Finam

Новости finance.comon.ru

LentaInformNews

И море, и Гомер – всё движется любовью…

01 Января 1996, 00:00 | Дальний Восток

Первые такты «Тихоокеанской сюиты» Михаил Аркадьев позаимствовал у моря. Точно так же, как Гомер позаимствовал у моря свой знаменитый гекзаметр, чтобы воспеть в «Илиаде» осаду Трои и подвиги ахейских вождей. Маэстро соглашается: - У моей сюиты есть конкретное место рождения: полуостров Шкота. Кошка Токаревского. Маяк. Скалистый берег с темной от недавнего шторма водой. Над ней - воздух серебристого, седоватого оттенка - как будто патина времени… Первозданность. Античность. Отраженная в воде тень Гомера… Проникся, и воображение заработало… Три года назад Михаила Аркадьева, назначенного главным дирижером Тихоокеанского симфонического оркестра, знакомили с достопримечательностями города, в котором ему предстояло жить и работать. Привезли на маяк. Штормило… Волна шла к берегу, неся с собой некий таинственный звук. То ли начало музыкальной темы, то ли начало эпического сказания. Замысел возник тогда же. Как результат - творческая бессонница, и первая нотная страница. На ней – и диспозиция боя у стен Трои, и шквал огня, обрушившегося на Порт-Артур… Мне по душе набросанный моим собеседником ландшафт партитуры его сюиты. Похоже на строчки из Мандельштама, которого Михаил Аркадьев может цитировать целыми периодами: Бессонница. Гомер. Тугие паруса. Я список кораблей прочел до середины… Не тот ли список императорских парусников, вошедших в тихоокеанские воды с гидрографическими целями и в котором особой метой будут помечены «троянцы» - «Аякс», «Патрокл» и «Парис»? Волей первооткрывателей этим именам суждено будет перекочевать в названия бухт залива Петра Великого. А волей воображения музыканта – в название нескольких частей его сюиты. - Мандельштам – тоже часть вашего замысла? - Не впрямую. Исподволь… - На этих берегах фигуру Мандельштама видеть привычнее, чем фигуру Гомера? - Разумеется. Мандельштам во Владивостоке попрощался с жизнью. Короткий разговор во время перерыва между репетициями. На сцене - все семейство медных: трубы, тромбоны и похожие на океанические раковины валторны. В сюите доминируют медные инструменты, а литавры соревнуются со скрипками. И нужен какой-нибудь из античных богов, который бы мог выступить арбитром в этом нелегком творческом состязании. Сочинение Аркадьева спорит с выбранным для него жанром. Оно рвется в симфонические пределы так же, как Патрокл рвался на бой с Гектором. - Чего вы добивались от музыкантов? Вы останавливали их каждые три минуты? - Во-первых, целостности ощущения. Ощущения большого сочинения. Оно еще, к сожалению, не пришло. Во-вторых, были конкретные ошибки. Кто-то из артистов все время просчитывался. В этой музыке довольно сложный счет. Такая партитура, в которой почти в каждом такте меняется метр. А это трудно… …Назавтра это самое ощущение большого сочинения будет передано первым слушателям сюиты в звуках величественного и монументального музыкального искусства, прославляющего подвиги античных героев и доблесть морских офицеров – исследователей и первооткрывателей тихоокеанского берега своей огромной Державы. Все замечательно соберется в грандиозную музыкальную фреску. В некий звуковой поток, в котором движение истории воплотится в перекличке медных, деревянных, смычковых и ударных инструментов и в котором литаврам будет поручено имитировать и сшибку мечей, и орудийную канонаду, и нарастание мощи событий, обрушившихся на этот вчера еще не существовавший на географических картах берег. - Наверное, то, о чем вы говорите, произошло. Сюита посвящена 150-летию Владивостока. 150 лет – хороший отрезок истории. Но… я не хотел бы, чтобы Владивосток был выражен в моей музыке в буквальной конкретике. И в конкретике своей истории в том числе. Мифология для меня важнее, чем история. Поэтому части сюиты названы – Аякс, Патрокл, Парис. Древний миф окружил город-порт. Напитал его. Возник мифический Владивосток. Сюита об этом. О том, что море, и Гомер, и подвиги первооткрытий – все движется любовью… Кажется, так у Мандельштама, который, кстати, тоже часть владивостокского мифа, - подчеркивает Аркадьев. …Стиль сюиты богат и многообразен. Аркадьев использует самые разнообразные средства музыкальной выразительности. Делает это с присущей ему виртуозностью. Со свободой, похожей на ту, которую испытали моряки – исследователи на вольных просторах еще не перенесенных на карту морей, заливов и бухт. Все ново на этих просторах. Все свежо и ново в передающей их вольную даль музыке. Все ново в оркестре, впервые исполняющем произведение, написанное автором на тихоокеанском музыкальном материале. Какая легкая, уверенная дирижерская рука управляет этой армадой музыкальных инструментов. Дирижерские мостки кажутся капитанским мостиком. Звук флейты - словно кристальные регистры голосов чаек… - Ассоциации принципиально не бытового характера для меня очень важны. Я приверженец романтической традиции в музыке. На дворе - прагматичнейший ХХI век, и мне говорят, что музыкальные образы должны соответствовать веку. Возможно. Но я в музыкальном творчестве ищу равновесия, - говорит Аркадьев. Премьера «Тихоокеанской сюиты» Михаила Аркадьева состоялась 9 июля. Уставший от праздничных торжеств город, возможно, еще не в полной мере осознал, какой музыкальный дар ему преподнесен. Разумеется, соответствующий событию ритуал на премьере был выдержан. С выходом на сцену ответственных лиц. С торжественной передачей партитуры представителю градоначальника. С воодушевленным, хотя и не заполненным, как того требовало событие, залом. В финале, когда музыку оркестра окутал звон подлинных колоколов, управляемых звонарем одного из владивостокских храмов, композитор и дирижер Михаил Аркадьев, вдруг на какой-то миг показался взволнованным слушателям истинным спасителем нашего музыкального мира. Ассоциация, может быть, случайная. А может быть, и нет?...

Автор:
Теги:




Новости партнеров





Новости тематики





Новости раздела








Комментарии

  • Правила пользования функцией «Комментарии» на сайте Zrpress.Ru
  • Запрещается:
    1. Нецензурная брань.
    2. Личные оскорбления в любом виде.
    3. Высказывания расистского толка, призывы к свержению власти насильственным путем, разжигание межнациональной розни.
    4. Проявления религиозной, расовой, половой и прочей нетерпимости или дискриминации.
    5. Публикация сообщений, наносящих моральный или любой другой урон любому лицу (юридическому или физическому).
    6. Использовать в имени (нике) адреса веб-сайтов, грубые и нецензурные выражения.
    7. Совершать любые попытки нарушения нормальной работы функции «Комментарии» и сайта.
    8. Осуществление прямой рекламы в сообщениях.
    9. Помещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, а также нечестные приемы ведения дискуссий.
    10. Мнения авторов комментариев может не совпадать с мнение авторов материалов и администраторов сайта. Администраторы имеют право удалить, отредактировать, перенести или закрыть любое ваше сообщение в любое время по своему усмотрению. Оставляя сообщение в «Комментариях», будьте взаимно вежливы и культурны, старайтесь не нарушать установленный порядок.

 

Авторизация:


Анонимно
Авторизовано
E-mail:
Пароль:
Loading...

MarketGidNews