Курсы валют ( )
USD: 76.27 р. 100 JPY: 72.9 р.
EUR: 89.48 р. 10 CNY: 11.23 р.
Индексы ( )

|

Finam

Новости finance.comon.ru

LentaInformNews

Коммерции советник

01 Января 1996, 00:00 | Дальний Восток

Михаил Григорьевич Шевелев родился в забайкальском Троицеславском, уездном центре Читинской области, но это название города использовалось только в официальных документах. В России и Китае его называли по стоящей от него в четырех верстах по реке Кяхте на российско-китайской границе слободе – Кяхта.

На кяхтинские ярмарки съезжались все российские чаеторговцы средней руки. Дело в том, что только троицеславским купцам, притом обязательно приписанным к первой гильдии разрешалась в империи оптовая торговля чаем из Китая. Те наживали миллионы.

Отец Миши, Григорий Шевелёв, попал на каторгу при императоре Павле («Оскорбление Его Величества»), был знаком с декабристами и остался в Забайкалье. Он приписался к верхнеудинскому Купеческому обществу, но разорился на казённых подрядах и занялся Вольной почтой в Троицкославске. Иногда сам садился на облучок почтовой тройки.

Однажды кони понесли, и семья, где из шести детей был младшим десятилетний Миша, осталась без отца. Но уже устроены были старшие, и потому, когда он окончил уездное училище, продолжил учёбу в кяхтинской школе китайского языка, созданной ещё в 1830 г. основателем российской синологии архимандритом отцом Иакинфом.

Её выпускники оставались служить в Троицкославском пограничном либо таможенном правлении, или же переводчиками у торговых представителей российских купцов в Кяхте. Но наиболее отличившихся в обучении отправляли в Пекин, где при духовной миссии они три года продолжали изучать не только язык, но и историю Китая, его культуру, правила поведения в общении. Часто переговоры срывались по незнанию этих условностей, и собеседник попадал в категорию «будзили» (близко к русскому – хам).

Михаил Шевелёв оказался не просто способным, прекрасным учащимся, и глава русской духовной миссии архимандрит Гурий предложил остаться в ней переводчиком, потом продолжить учёбу в духовной академии. Но юноша вежливо отказался и уехал в Ханькоу доверенным торговой фирмы «Оборин, Токмаков и К». Здесь он проживёт 15 лет и за эти годы не только сохранит отношения со своими пекинскими друзьями, но и найдёт много новых друзей в провинциях. Их удивляет его знание Китая, истории страны, он всегда помнил усвоенное ещё в китайской школе наставление: «Не каждый человек тебе друг, но каждый человек тебе учитель».

Еще в юности от торговцев в китайском городке Маймачёне, от столичных знакомых в Пекине, от китайских поставщиков в Ханькоу он всегда старается узнать что–то новое, ещё неизвестное об этой стране с её многотысячелетней историей. И ему часто приходится отрываться от дел, чтобы рассказать прибывшим в Китай соотечественникам правила поведения на светских и просто частных приёмах. Объяснить, что нельзя идти к встречающему тебя хозяину прямо от входа, а надо сделать небольшой полукруг. По убеждению китайцев напрямую летают только черти. И еще десяток жёстких условностей, которые надо выполнить, чтобы выглядеть прилично. И хозяева будут рады, что гости не нарушат правила восточного «политеса». Так Михаил Григорьевич стал вхож в гостиные либо членов правительства, либо представителей правительственного окружения. Часто руководители дипломатических или торговых миссий России только консультировались с ним, но и включали его в состав миссии. Ведь в беседе с китайскими сановниками только он мог цитировать Конфуция, либо сослаться на мудрое изречение древнего философа. Ведь помогал ему в знании истории Поднебесной бесконечно увлечённый ею его сотоварищ по кяхтинской школе переводчиков Алексей Старцев. А беседовать или хотя бы переписываться с Алексеем Дмитриевичем почитали за честь многие отечественные и зарубежные ориенталисты.

Ханькоу - глубоководный порт на р. Янцзы – центр чаеторговли и главный порт, откуда вывозили чай во все страны Европы, кроме России. К нам чай везли только через Кяхту. Вот на этом и решил конкурировать с Кяхтой Михаил Григорьевич, совладелец фирмы «Токмаков, Шевелёв и К».

По его предложению решили вести торговлю чаем с Россией селенгинские и николаевские купцы через Николаевск, доставляя его морем из Ханькоу в Николаевск, а затем по Амуру в Забайкалье, далее груз сухим путём следовал в Сибирь, на Урал и в Москву.

В 1875 г. по поручению объединившихся Токмакова, Шевелёва, Молоткова, Колыгина, Старцева и Ватсона владивостокский отставной флота лейтенант Зотов покупает в Англии за 100 000 рублей одновинтовой пароход на 531 регистровую тонну. Владельцы назвали его «Батрак», в память о начале своей коммерции. Но финансовые итоги первых лет надёжд не оправдали, и после гибели парохода в 1878 г. созданное в Китае Общество судовладельцев распалось.

В 1880 г. по случаю переустройства управления Приморской областью Высочайше повелено «со званием главного командира портов Восточного океана (его резиденция порт Владивосток. – Прим. авт.) соединить звание военного губернатора Владивостока, который возвести в степень города с присоединением к нему всего полуострова Муравьёв – Амурский и острова Русский».

Михаил Григорьевич переезжает в новый город и, не оставляя чаеторговлю, создаёт первое на Дальнем Востоке русское морское пароходство «Шевелёв и К». Вначале он заключает с правительством контракт об организации частного пароходства на Дальнем Востоке по двум линиям: Владивосток – Николаевск, Владивосток – Ханькоу по 5 рейсов в год с государственным субсидированием 55,9 тысячи рублей. В 1880 г. Шевелёв покупает пароход «Байкал». Перевозку чая в Западную Сибирь пришлось ограничить. Его инициативу поддерживает военный губернатор Владивостока и контр-адмирал Фельдгаузен. В то время вся чётная сторона нынешней ул. Светланской принадлежала Морскому ведомству, и своей властью он передаёт в собственность купцу Шевелёву часть принадлежащей флоту береговой полосы по соседству с Адмиральской пристанью и земельный участок от ул. Светланской до ул. Береговой рядом с участком Я.Л. Семёнова.

Что поделаешь, но вся нечётная сторона Светланской раскуплена и перекуплена. Там и строит свой первый дом во Владивостоке Михаил Григорьевич, а у него будет с 1884 г. квартировать и разместит своё Переселенческое управление Ф.Ф. Буссе.

С 1880 г. регулярными перевозками из Ханькоу в Россию его крупных партий занялся Добровольный флот. Иначе его пароходы в Одессу возвращались бы «в балласте». Ведь из Приморья вывозить практически было нечего, а обслуживание малого каботажа портов Японии, Китая и российского побережья «добровольцами» было просто разорительным.

Вот этим и занялся пароход Шевелёва. Небольшой тоннаж и малая осадка позволяли ему входить в любую бухту или залив. Он обеспечил завоз товаров и в прибрежные селения, доставку из Владивостока российских переселенцев, их имущества и инвентаря.

В 1886 г. Михаилу Григорьевичу пришлось вернуться к общению с китайцами, участвуя в работе Комиссии по редемаркации российско–китайской границы. Представители России в ней - дипломаты из столицы, прибывшие со своими переводчиками, и помощники первого Приамурского генерал-губернатора барона Корфа слишком часто допускали в общении с китайцами протокольные ошибки, дело часто останавливалось. Потому и прибегли к помощи М.Г. Шевелёва, используя его умение найти общий язык с китайскими уполномоченными Комиссии генералами У Ченцаем и И Даженем.

И в том, что в сентябре 1886 г. подписаны Новокиевские проколы, а 14 октября того же года Тяньцзиньское соглашение, заслуга и Михаила Григорьевича. За работу в комиссии ему был пожалован чин коммерции советника, соответствующий VIII классу Табели о рангах и надел в 399 десятин из земель государственных уделов в Приморской области в месте, где он укажет.

Шевелёв смог вернуться к пароходам. Правительство, убедившись в добросовестности судовладельца, в 1888 г. заключает с ним новый контракт с государственной поддержкой 190 тысяч рублей в год. Теперь у него на линии кроме «Байкала» пароходы «Восток», «Новик», «Владимир», «Стрелок». В иностранных портах его пароходство уже имеет конторы и склады, так как многие отправители выбирают для доставки грузов компанию Шевелёва.

В 1892 г. Шевелёв совместно с купцом А. Серебряковым открывают по примеру РОПиТ (Русское Общество Пароходства и Торговли) Амурское общество пароходства и торговли, которое быстро набирает акционеров и клиентов. Но с 1897 г. интерес к пароходствам у него снижается. Во-первых, в 1897 г. погибли его суда «Владимир» и «Стрелок», во-вторых, на эти линии поставило пароходы Общество КВЖД. Шевелёв продаёт свой последний, вошедший в русскую литературу благодаря А.П. Чехову пароход «Байкал», с которого он начинал дело. Теперь он занимается разведкой нефти на Сахалине, своим Белогорским железным рудником и трепанговыми промыслами. Всё больше времени он уделяет Шевелёвке, принадлежащему ему имению в бухте Кангоуз.

Как и его друг Старцев на о.Путятин он заводит свиноферму, большое животноводческое хозяйство и конный двор. За бесценок, а то и даром отдаёт он крестьянам окрестных деревень Романовка, Петровка, Промысловка, Новороссия и многих других поросят, скотский молодняк и жеребят. Из своего огородного хозяйства раздаёт саженцы, рассаду и семена.

Большое внимание Михаил Григорьевич уделяет изучению края. В 1884 г. он становится одним из учредителей и членом распорядительного комитета Общества изучения Амурского края. Даже экспонаты музея Общества до открытия здания на Прудовой нашли приют в одном из складов пароходства Шевелёва, временно переоборудованного в хранилище. Он же первый обнаружил остатки бохайской крепости и поселения в Кангоузе.

В июле 1883 г. прошли выборы в первую Думу города Владивостока. Шевелёв Михаил Григорьевич был избран и 20 лет состоял её гласным. Его всегда приглашали в попечительские и наблюдательные комитеты, его честность и порядочность были общеизвестны.

14 ноября 1903 г. из газеты «Дальний Восток» горожане узнали печальную весть: скоропостижно скончался купец 1 гильдии, коммерции советник Михаил Григорьевич Шевелёв.

Его похоронили на Покровском кладбище. Могила Шевелева, как и все остальные, снесены. Некролог об усопшем журналист завершил словами: «Надеемся, что наш биографический очерк является лишь первой попыткой, за которой последуют более солидные работы людей, лучше осведомлённых о жизни М.Г. Шевелёва».

Ну, это вряд ли!

Память о нём хранят морские карты, на которых нанесён входной в бухту Кангоуз мыс Шевелёва.

Автор:
Теги:




Новости партнеров





Новости тематики





Новости раздела








Комментарии

  • Правила пользования функцией «Комментарии» на сайте Zrpress.Ru
  • Запрещается:
    1. Нецензурная брань.
    2. Личные оскорбления в любом виде.
    3. Высказывания расистского толка, призывы к свержению власти насильственным путем, разжигание межнациональной розни.
    4. Проявления религиозной, расовой, половой и прочей нетерпимости или дискриминации.
    5. Публикация сообщений, наносящих моральный или любой другой урон любому лицу (юридическому или физическому).
    6. Использовать в имени (нике) адреса веб-сайтов, грубые и нецензурные выражения.
    7. Совершать любые попытки нарушения нормальной работы функции «Комментарии» и сайта.
    8. Осуществление прямой рекламы в сообщениях.
    9. Помещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, а также нечестные приемы ведения дискуссий.
    10. Мнения авторов комментариев может не совпадать с мнение авторов материалов и администраторов сайта. Администраторы имеют право удалить, отредактировать, перенести или закрыть любое ваше сообщение в любое время по своему усмотрению. Оставляя сообщение в «Комментариях», будьте взаимно вежливы и культурны, старайтесь не нарушать установленный порядок.

 

Авторизация:


Анонимно
Авторизовано
E-mail:
Пароль:
Loading...

MarketGidNews