Курсы валют ( )
USD: 75.03 р. 100 JPY: 71.75 р.
EUR: 88.96 р. 10 CNY: 11.1 р.
Индексы ( )

|

Finam

Новости finance.comon.ru

LentaInformNews

Беззащитная крепость

01 Января 1996, 00:00 | Дальний Восток

Первым оборонительным сооружением Владивостока были казармы пограничников прапорщика Комарова и моряков корвета "Гридень" капитана Эгершельда. Построивший казарму моряков прапорщик Александр Колчак (дядя будущего Верховного правителя России) сумел установить на её крыше лёгкое десантное орудие.

В 1872 г. 70 тяжёлых орудий, доставленных из Батавии (Джакарты), стали береговыми батареями на мысах Поспелова, Ларионова, Назимова и Эгершельда. Они своим огнём полностью перекрывали пролив и вход в бухту. Потом их заменили новые, уже казнозарядные пушки.

В ожидании новой войны

Дальнейшее наращивание оборонной системы Владивостока, начатое в 1876 году, было вызвано ожиданием новой войны.

Вот как об этом рассказал посетивший Владивосток в 1878 г. писатель В. Крестовский:

"Вот справа открылась высота, увенчанная несколькими траверсами земляного укрепления. Это мыс Голдобина. Место для укреплений, опоясывающих Голдобинскую возвышенность отдельными батареями в три яруса, выбрано очень удачно: они могут обстреливать весь пролив и доступы к нему как с восточной стороны от о. Скрыплёва, так и с запада, между мысами Токаревского и Ларионова. Все укрепления были возведены ещё в 1876 г. и продолжены в 1878 г. по причине предполагавшегося разрыва с Англией. Они малозаметны с моря. С их помощью и ещё при целой системе минных заграждений оборона Владивостока может считаться почти обеспеченной".

Все проектные работы выполнялись прямо по месту, их вели военные инженеры, подполковники Зотиков и Петропавловский, начальник инженерной части полковник Унтербергер и капитан Широков.

30 августа (11 сентября н.с.) 1889 г. на батарее м. Голдобина был зачитан приказ о переводе Владивостока в разряд морских крепостей, и под гром орудий над всеми батареями и укреплениями взвились кайзер - флаги. Позднее был утверждён герб Владивостокской крепости, который был помещён в 1891 г. на Николаевской арке. Первые долговременные укрепления в северной части города начали строиться с 1897 г. по проекту и под руководством начальника инженеров крепости полковника Чернокнижникова. По его плану на хребте Центральном возведены форты первой линии сухопутной обороны: Северо-Восточный, Северный, Северо-Западный и Седанка. Для переброски подкреплений к фортам была проложена Центральная военная дорога (ул. Военное шоссе и Снеговая). В то же время были соединены каналом (канал миноносок) пролив Босфор Восточный и бухта Новик острова Русский.

В дальнейшем планы строительства несколько раз пересматривались, линию укреплений смещали то к северу, то к югу. К русско-японской войне строительство сухопутной обороны во Владивостоке не было завершено. Им занимались всю войну и продолжили после её окончания.

При этом использовались последние технические новинки отрасли. В долинах, около речек, разместили бетонные заводы. Для подачи раствора на вершину сопки, где шла стройка, была устроена целая сеть канатных дорог. Особого внимания заслуживают две рокадные дороги, которые служат городу до сих пор. Хорошо продуманная система водоотведения позволила им сохраниться до наших дней. За размещением на местности фортов и укреплений инженеры и офицеры гарнизона следили с привязных аэростатов. С них было видно любое отклонение от проектной линии. Постоянно в этом участвовал старший адъютант артиллерийской бригады поручик Нестеров. К 1916 г. сухопутная оборона с севера состояла из 7 фортов, протянувшихся цепью от Уссурийского (форт № 1) до Амурского залива (форт № 7), размещённых по вершинам сопок северной стороны хребта Центральный. Они перекрывали все подступы к городу со стороны долины р. Седанки. Мощные железобетонные своды казематов могли выдержать обстрел 420 - мм. снарядами.

На фортах были электростанции и водопроводы от скважин. Из передовых казематов в глубь сопки уходили противоминные галереи. Промежутки между фортами прикрывали опорные пункты.

Три форта, строившиеся на о. Русском, делали его неприступным и защищали крепость с юга.

К 1914 г. планировавшиеся укрепления на две трети были готовы. В гарнизон её входили: 4-й армейский корпус (2 стрелковые дивизии и артиллерийско-стрелковая бригада), мортирный дивизион, 2 полка крепостной артиллерии и сапёрная бригада. Со стороны моря крепость защищали более 200 орудий. История крепости связана с именами служивших в ней и вошедших в историю России. Это герои Порт - Артура генерал-лейтенанты Белый и Ирман, генерал-майор Корнилов - организатор Белого движения в Сибири, и артиллерийский поручик, ставший потом авиатором, создатель высшего пилотажа Нестеров. Правый берег Второй речки, территория строевых смотров и торжественных построений летних лагерей гарнизона, вскоре стал служить и взлётно - посадочной полосой первых приморских военных авиаторов. Начавшаяся мировая война строительство остановила, а потом началось постепенное разоружение крепости. Пушки отправлялись на запад, в действующую армию. Туда же уходили и пехотные части.

Создаваемая по проекту инженера - генерала А. П. Вернандера начальником инженеров генерал - майором А. Р. Шошиным крепость могла стать венцом фортификации своего времени и абсолютно бесполезной в будущем. До 1918 г. её форты ещё охранялись, но с началом гражданской войны вся линия обороны была заброшена.

Инженеры японского Экспедиционного корпуса в Приморье не только забрали копии чертежей фортов, но и облазили все укрепления. До сих пор в подземельях старых фортов встречаются иероглифы. Возможно, они указывают направления, а может быть просто констатируют - "здесь был японский Вася".

По советско-японскому соглашению 1923 г. владивостокская крепость восстановлению не подлежала и потому была заброшена.

Право на жизнь

После настоятельных требований председателя Приморского отделения ВООПиК Н. Полозовой краевая администрация обратилась в Москву. В 1995 г. Указом Президента РФ Ельцина все 112 сооружений владивостокской крепости объявлялись памятником культурного наследия федерального значения. Он дал основание управлению культуры края получить от командиров частей, занимающих форты и казармы, входившие в перечень памятников, охранные обязательства.

В настоящее время все сооружения крепости переданы учреждению федерального уровня "Агентству по использованию памятников истории и культуры".

Но до сих пор оно не имеет чёткого представления о том, кто и как должен охранять и использовать это культурное наследие прошлого. Штат его благополучно кормится на своих должностях, а крепостные укрепления не разрушают и стальную арматуру его фортов не разворовывают только ленивые.

Город помнит те времена, когда морские сапёры, уничтожая списанные боеприпасы, взорвали каземат форта №5, одного из красивейших и лучше остальных сохранившихся. Форт Императора Александра Освободителя, компактно разместившийся на северной стороне вершины сопки Зубрицкого, защищал склон хребта со стороны речки Большая Седанка и фланги фортов №4 и №6. Его хорошей сохранности способствовало то, что к нему вела северная рокадная дорога, а основная масса любителей лесных прогулок и лазанья по подземельям сворачивала от 6-го форта на южную.

Сейчас узнать о крепостях вообще и всё о крепости Владивосток можно только в музее "Владивостокская крепость" в укреплениях батареи береговой обороны рядом со Спортивной гаванью на сопке Безымянной. Созданный краеведами-энтузиастами 20 лет назад, он знакомит не только с прошлым крепости, но и с вооружением, русской, Красной,Советской и российской армий. И, пока жив музей и люди, его создавшие, память о крепости Владивосток будет жить.

Автор:
Теги:




Новости партнеров





Новости тематики





Новости раздела








Комментарии

  • Правила пользования функцией «Комментарии» на сайте Zrpress.Ru
  • Запрещается:
    1. Нецензурная брань.
    2. Личные оскорбления в любом виде.
    3. Высказывания расистского толка, призывы к свержению власти насильственным путем, разжигание межнациональной розни.
    4. Проявления религиозной, расовой, половой и прочей нетерпимости или дискриминации.
    5. Публикация сообщений, наносящих моральный или любой другой урон любому лицу (юридическому или физическому).
    6. Использовать в имени (нике) адреса веб-сайтов, грубые и нецензурные выражения.
    7. Совершать любые попытки нарушения нормальной работы функции «Комментарии» и сайта.
    8. Осуществление прямой рекламы в сообщениях.
    9. Помещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, а также нечестные приемы ведения дискуссий.
    10. Мнения авторов комментариев может не совпадать с мнение авторов материалов и администраторов сайта. Администраторы имеют право удалить, отредактировать, перенести или закрыть любое ваше сообщение в любое время по своему усмотрению. Оставляя сообщение в «Комментариях», будьте взаимно вежливы и культурны, старайтесь не нарушать установленный порядок.

 

Авторизация:


Анонимно
Авторизовано
E-mail:
Пароль:
Loading...

MarketGidNews