Курсы валют ( )
USD: 75.04 р. 100 JPY: 72.36 р.
EUR: 91.22 р. 10 CNY: 11.6 р.
Индексы ( )

|

Finam

Новости finance.comon.ru

LentaInformNews

Контейнерные перевозки стали накладными

23 Августа 2011, 03:17 | Владивосток

Приморцы, пожелавшие переехать в западные регионы России, столкнулись с проблемой отправки своих вещей – то нет контейнеров для домашнего скарба, то их доставку в большинство регионов страны попросту не принимают.

Причиной этому стало неожиданное для многих решение «дочки» РЖД в области контейнерных перевозок - ОАО «ТрансКонтейнер» - расторгнуть договор с материнской компанией на аренду среднетоннажных контейнеров. Случилось это аккурат 1 июля, как впрочем, и рост тарифов на перевозку.

Переселенцы, вынужденные в срочном порядке распродавать нажитое имущество и уезжать, что называется, налегке, усматривают в этом политическую подоплеку: мол, этим самым власти надеются приостановить отток населения с дальневосточной окраины. Однако причина сложившейся ситуации проще – монополизм. По контейнерным перевозкам «дочка» РЖД занимает более 50% сегмента рынка, и ФАС Росси включил «ТрансКонтейнер» в реестр монополистов.

Наследство для «дочки»

История компании началась с реформирования РЖД, в октябре 2003 года, когда был создан Центр по перевозке грузов в контейнерах - филиал ОАО «РЖД». В марте 2006 года филиал был преобразован в ОАО - дочернюю компанию ОАО «РЖД», а с 1 июля 2006 года она начала свою хозяйственную деятельность.

Новая «дочка» унаследовала от РЖД 47 контейнерных терминалов, 48 тыс. крупнотоннажных контейнеров и почти 24 тыс. фитинговых платформ. И через несколько месяцев своей деятельности увеличила тарифы на контейнерные перевозки в среднем на 20%, в результате чего часть грузов, в первую очередь транзитных, с железной дороги перешла на автомобильный транспорт. Обозначился и дефицит контейнеров в новообразованной компании.

Правила поведения

В тарифе железнодорожной «дочки» есть две составляющие. Первая связана с платой за перевозку груза - непосредственную эксплуатацию дороги и инфраструктуры, принадлежащих материнской компании - ОАО «РЖД». Ее устанавливает Федеральная служба по тарифам. Вторая - гибкая часть: плата за предоставление контейнеров и вагонов для перевозки грузов. Здесь «ТрансКонтейнер» может устанавливать и регулировать наиболее выгодные себе цены.

Транспортно-логистические компании обвинили «ТрансКонтейнер» в том, что он не столько развивает рынок, сколько стремится монополизировать услуги для получения максимальной прибыли. И Федеральная антимонопольная служба выдала поведенческие условия ОАО «ТрансКонтейнер» и ОАО «РЖД». «Антимонопольщики» потребовали обеспечить равный доступ грузовладельцев к контейнерам, а владельцев крупнотоннажных контейнеров - к фитинговым платформам, переданным «ТрансКонтейнеру». В результате грузоотправитель смог оплачивать тариф по отправкам с контейнерных терминалов «ТрансКонтейнера» напрямую перевозчику - ОАО «РЖД». Но когда срок договора аренды истек, а случилось это 1 июля 2011 года, «ТрансКонтейнер» вновь стал диктовать свои условия рынку.

Ценовая шокотерапия

До 1 июля, пока грузоотправитель оплачивал отправку контейнера напрямую «РЖД», пятитонник из Владивостока в Москву обходился ему в 33,5 тыс. рублей, теперь – 55,7 тыс. рублей. Санкт-Петербург «подорожал» с 34,5 тыс. рублей до 57,2 тыс. рублей, Краснодар – с 35 тыс. рублей до 58,5 тысяч. Ранее стоимость отправки контейнеров, если и росла, то в пределах 500-1500 рублей в год.

Чем вызван столь резкий рост тарифов? В компании «ТрансКонтейнер» дать официальный ответ отказались. Не дождался «ЗР» ответа на запрос и от ОАО «РЖД». Но, по словам независимых операторов, «ТрансКонтейнер», получив в собственность государственное имущество, не ремонтировал его, не обновлял. В результате трехтонные контейнеры пришлось списать из-за ветхости, готовятся к списанию и «пятитонники». Нехватка контейнеров стала одной из причин затягивания сроков отправки грузов.

Сегодня в Приморье на рынке транспортно-экспедиторских услуг действует свыше 100 независимых операторов. Большинству из них недостает средств, чтобы обзавестись контейнерами и платформами для организации контейнерных перевозок. Некоторые компании - но таких немного - имеют собственные крупнотоннажные контейнеры, а вот среднетоннажные - лишь у одной. Причем пять принадлежащих ей «пятитонников» она сдала в аренду в другой регион.

Наши собеседники просили не называть их имен, так опасаются, что это может осложнить их отношения с монополистом. Ведь «ТрансКонтейнер» при отправке грузов прежде всего учитывает интересы своих прямых клиентов, а уже следующими в очереди на погрузку стоят частные операторы. Говорят, что компания-монополист намерена полностью отказаться от среднетонажных контейнеров, увеличив объемы перевозок в крупнотоннажных контейнерах. Это куда более прибыльно, чем возиться с мелкими грузоотправителями, включая население.

К слову, за первое полугодие 2011 г. объемы контейнерных перевозок ОАО «ТрансКонтейнер» выросли на 18,3% к аналогичному периоду 2010 г. При этом выручка по РСБУ выросла на 35,7%, а прибыль компании в 2,7 раза.

Стоп, контейнер!

Прекращение договора между дочерней и материнской компаниями на аренду контейнеров создало еще одну проблему, причем еще более острую, чем рост тарифов. С 1 июля порядка 70% крупных железнодорожных станций включая Белгород, Брянск, Новороссийск, Анапу, Калининград, Кемерово, Тюмень, Воркуту и многие другие станции оказались заблокированными для отправки и приема контейнеров.

Это у «РЖД» на каждой крупной станции есть и вокзал, и грузовой терминал, и люди, и техника и все прочее. А у «ТрансКонтейнера» - нет. Поэтому дочерняя структура может отправлять грузы лишь туда, где у нее имеются терминалы, ну и, соответственно, филиалы. Неужто придется создавать еще порядка сотни новых? Оборудовать, укомплектовывать штатами? Но ведь это затраты! И немалые! Значит, расценки, вновь устремятся ввысь…

Помнится, в свое время Министерство путей сообщения прилагало немало усилий, чтобы привлечь на Транссиб транзитные грузы. Даже сквозные ставки на прогон транзитных контейнеров снизило - дальше некуда. Контейнерный экспресс показательно по транссибирскому коридору прогнало. С невиданной прежде скоростью. Но желаемого контейнерного грузопотока РЖД так и не получили. Пока РЖД предлагало свой ненавязчивый сервис, океанские перевозчики понастроили суперконтейнеровозов и предложили такой уровень сервиса, который нашим и не снился.

Тем, кто живет в центральной части страны, проще - расстояние между городами относительно невелико и можно отправить груз автомобильным транспортом. Здесь же железной дороге альтернативы нет. Перевозчик один - отказал, значит, вези буфет самолетом.

Кстати, от произвола монополиста страдают не только население и фирмы, отправлявшие небольшие партии грузов. На грани банкротства оказались и частные операторы. Нет контейнеров – нет работы.

Теги:




Новости партнеров





Новости тематики





Новости раздела








Комментарии

  • Правила пользования функцией «Комментарии» на сайте Zrpress.Ru
  • Запрещается:
    1. Нецензурная брань.
    2. Личные оскорбления в любом виде.
    3. Высказывания расистского толка, призывы к свержению власти насильственным путем, разжигание межнациональной розни.
    4. Проявления религиозной, расовой, половой и прочей нетерпимости или дискриминации.
    5. Публикация сообщений, наносящих моральный или любой другой урон любому лицу (юридическому или физическому).
    6. Использовать в имени (нике) адреса веб-сайтов, грубые и нецензурные выражения.
    7. Совершать любые попытки нарушения нормальной работы функции «Комментарии» и сайта.
    8. Осуществление прямой рекламы в сообщениях.
    9. Помещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, а также нечестные приемы ведения дискуссий.
    10. Мнения авторов комментариев может не совпадать с мнение авторов материалов и администраторов сайта. Администраторы имеют право удалить, отредактировать, перенести или закрыть любое ваше сообщение в любое время по своему усмотрению. Оставляя сообщение в «Комментариях», будьте взаимно вежливы и культурны, старайтесь не нарушать установленный порядок.

 

Авторизация:


Анонимно
Авторизовано
E-mail:
Пароль:

Популярно

Loading...

MarketGidNews