Курсы валют ( )
USD: 73.55 р. 100 JPY: 70.92 р.
EUR: 89.25 р. 10 CNY: 11.36 р.
Индексы ( )

|

Finam

Новости finance.comon.ru

LentaInformNews

Газификация Дальнего Востока обернулась ожидавшимися проблемами

22 Мая 2012, 09:13 | Владивосток

Запущенный в декабре 2011 года магистральный газопровод Сахалин-Хабаровск-Владивосток с бюджетом в полтриллиона рублей, из которых освоено уже более 250 млрд рублей, до сих пор не может выйти на уверенный режим работы из-за постоянных гидратных пробок, парализующих работу газовиков и энергетиков.

По данным «ЗР», за зиму на отрезке газопровода от Хабаровска до Владивостока образовалось 6 гидратных пробок: 14-18 декабря 2011 года на участке 959-977 км, 22 и 24 декабря 2011 года в районе Владивостока, 25 декабря 2011 года на участке 995-1015 км, 10-15 января 2012 года - 955-977 км, 17 января - 1378-1521 км.

Пробки появлялись после того, как ночная температура опускалась ниже минус 30 градусов Цельсия в течение двух суток. Однако с окончанием морозов проблемы не пропали - в конце апреля труба снова останавливалась из-за очередной пробки (на участке 1131-1153 км).

Как следствие, 17 января 2012 года было издано распоряжение полпреда в ДФО о проведении проверки технического состояния газопровода. В распоряжении в частности отмечается, что в течение декабря 2011 года - первой декады 2012 года (!) «нормальная эксплуатация газопровода стала НЕВОЗМОЖНА вследствие образования гидратных пробок. Принятые ООО «Газпром трансгаз Томск» меры ЭФФЕКТА НЕ ДАЛИ».

Так, 12 января в ходе удаления гидратной пробки на участке газопровода в 3 км от села Капитоновка Хабаровского края произошло возгорание газа. В период с 10 по 14 января было нарушено нормальное обеспечение газом потребителей Владивостока.

Для выяснения и устранения причин образования пробок была создана комиссия при полномочном представителе Президента РФ в ДФО, в состав которой включены представители Ростехнадзора и ОАО «Дальневосточная генерирующая компания» (ДГК). Вывод комиссии - «причиной возникновения закупоривающих сечение газопровода гидратных отложений предположительно являются допущенные в процессе монтажа и наладки отступления от норм». Возгорание же произошло в результате несоблюдения мер безопасности при ликвидации гидратной пробки.

В управлении информации «Газпрома» Агентству газовой информации (АГИ) заявили: «Проблем с образованием гидратных пробок на ГТС «Сахалин-Хабаровск-Владивосток» не существует. Последняя гидратная пробка была ликвидирована в апреле текущего года». Ростехнадзор ситуацию не комментирует.

В чем дело, Зин?

Есть несколько не исключающих друг друга версий образования пробок.

Первая - нарушения в процессе строительства и наладки. У газопровода два генподрядчика: «Стройгазмонтаж» и «Стройгазконсалтинг». СГМ варил трубу на участках 0-133 км, 247-505 км, 874-926 км, а также отвод до ГРС «Владивосток». СГК строил газопровод от 926 км до Владивостока. Пробки образовывались на отрезке от 955 км до Владивостока.

Специалист «Газпрома» в беседе с АГИ признал, что при строительстве был допущен брак. «Там были нюансы, что, может быть, трубу не очистили. Это брак, но от этого уже избавились», - отметил он.

Автором идеи строительства газопровода в привязке газификации острова Русский к саммиту АТЭС называют бывшего зампреда правления «Газпрома» Александра АНАНЕНКОВА. Газовики рассказывают, что Ананенков утвердил этот проект у чиновников лично, в обход руководства компании. Критика работы одного из подрядчиков в прошлом году стоила Ананенкову должности в «Газпроме».

Вторая причина - недостатки в контроле над строительством, а также в процессе приемки объекта со стороны заказчика. Заказчиком стройки является ООО «Газпром инвест Восток», эксплуатирующей организацией - ООО «Газпром трансгаз Томск». Виталий МАРКЕЛОВ, сменивший Александра Ананенкова во главе производственного блока «Газпрома», до декабря прошлого года руководил «Газпром трансгаз Томск», а накануне перевода в Москву успел несколько недель порулить и «Газпром инвест Восток».

Первую и вторую причины можно объяснить следствием спешки. Магистраль потребовалось построить в рекордные сроки - два года для обеспечения подачи газа на объекты саммита АТЭС на острове Русский. При этом некоторые газовики говорили, что во много раз дешевле газифицировать остров Русский автономно - баллонным газом, а не подводить магистральную трубу.

Есть еще одна причина - недостаточный объем транспортировки. По признанию Минэнерго, труба стоит почти пустая - реальный спрос на газ оказался значительно ниже мощностей магистрали. Сейчас гидраты уже естественно выделяются из-за низкого давления в трубе. Эта проблема решается закачкой ингибиторов. В этих условиях «Газпром» даже задумался о том, как ему самому построить заводы по производству азотных удобрений в Приморье - лишь бы загрузить «золотую» трубу.

Головная боль энергетиков

Еще в прошлом году ДГК, входящая в «РАО ЭС Востока», начала перевод котлов Владивостокских ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 с мазута на газ в соответствии с графиком, утвержденным Министерством энергетики России РФ и Министерством регионального развития РФ, а также в рамках подготовки к саммиту АТЭС. Газификация ТЭЦ проводится в рамках федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Забайкалья и Дальнего Востока на период до 2013 года».

Исторически сложилось так, что угольная ТЭЦ-2, по сути, находится в центре Владивостока. Что такое угольная станция? Это золоотвал вблизи станции, склады угля и, собственно, дымовые трубы, через которые идут выбросы достаточно вредных веществ. Кроме этого, на территории Владивостока немало котельных, которые работают на мазуте. Назвать его экологически чистым топливом язык тоже не поворачивается. При сжигании мазута в воздух выбрасывается сера, а при большом выбросе возможно образование кислотных дождей.

«Поэтому мы ждали прихода газа во Владивосток и активно к этому готовились, - говорит генеральный директор «РАО ЭС Востока» Сергей ТОЛСТОГУЗОВ. - Были синхронизированы программы перевода на газ ТЭЦ-2 и ТЭЦ-1, а также теплоцентрали «Северная». По ТЭЦ-2 мы достаточно синхронно сработали с газовиками, и к моменту подачи газа в декабре 2011 года необходимое количество котлов было готово. Программа перевода ТЭЦ-2 заканчивается в 2013 году, но уже в 2012 году в топливном балансе мы планируем полностью исключить уголь и, в основном, работать на газе».

Далее энергетики были вынуждены скорректировать инвестпрограмму с тем расчетом, чтобы до момента отработки технологий транспортировки газа по газопроводной системе можно было пережить зиму 2012-2013 гг. без ограничений.

«Для этого перевод двух котлов с угля на газ мы перенесли на 2012 год, чтобы в указанный промежуток времени на угле работали шесть котлов. Но это не значит, что мы будем их достаточно активно эксплуатировать. Если будут ограничения по поставкам газа, нам нужна возможность перейти на второе резервное топливо - уголь (первым резервным топливом остается мазут. - Прим. авт.) На ТЭЦ-2 мы уже достигли сокращения уровня выбросов в атмосферу твердых веществ в 1,6-1,8 раза. В результате перевода на газ 6 котлоагрегатов снижение выбросов диоксида азота составит порядка 450 тонн в год, диоксида серы - 4,5 тыс. тонн, парникового газа - 250 тыс. тонн. Выбросы золы угля полностью превратились из трубы №1. И работу в этом направлении мы продолжаем. Я бы отметил, что перевод на газ ТЭЦ-2 для нас не конечный этап в части развития станции. Сжигать газ на оборудовании, которое имеет КПД в районе 36%, мягко говоря, не очень эффективно. Поэтому у нас есть два проекта, которые, так или иначе, предполагают развитие ТЭЦ-2 в новом качестве», - рассказывает глава «РАО ЭС Востока».

Другое дело, что у энергетиков уже возникали сложности с отбором газа. «В течение зимнего периода, а также в апреле мы несколько раз получали от поставщика просьбы значительно сократить отбор газа из трубы в связи с возникновением гидратных пробок. Для обеспечения бесперебойной работы станций ДГК была вынуждена закупать более дорогостоящее топливо - мазут. В результате затраты компании, связанные с работой котельного оборудования на мазутном топливе, превысили 400 млн рублей», - заявили в «РАО ЭС Востока».

По сведениям «ЗР», в настоящее время готовятся материалы для предъявления исков в суд о возмещении ущерба, однако ДГК не исключает возможности достичь с поставщиком газа договоренности об урегулировании спорной ситуации.

Олег КЛИМЕНКО, «Золотой Рог».

Теги:




Новости партнеров





Новости тематики





Новости раздела








Комментарии

  • Правила пользования функцией «Комментарии» на сайте Zrpress.Ru
  • Запрещается:
    1. Нецензурная брань.
    2. Личные оскорбления в любом виде.
    3. Высказывания расистского толка, призывы к свержению власти насильственным путем, разжигание межнациональной розни.
    4. Проявления религиозной, расовой, половой и прочей нетерпимости или дискриминации.
    5. Публикация сообщений, наносящих моральный или любой другой урон любому лицу (юридическому или физическому).
    6. Использовать в имени (нике) адреса веб-сайтов, грубые и нецензурные выражения.
    7. Совершать любые попытки нарушения нормальной работы функции «Комментарии» и сайта.
    8. Осуществление прямой рекламы в сообщениях.
    9. Помещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, а также нечестные приемы ведения дискуссий.
    10. Мнения авторов комментариев может не совпадать с мнение авторов материалов и администраторов сайта. Администраторы имеют право удалить, отредактировать, перенести или закрыть любое ваше сообщение в любое время по своему усмотрению. Оставляя сообщение в «Комментариях», будьте взаимно вежливы и культурны, старайтесь не нарушать установленный порядок.

 

Авторизация:


Анонимно
Авторизовано
E-mail:
Пароль:

Популярно

Loading...

MarketGidNews