Курсы валют ( )
USD: 76.47 р. 100 JPY: 73.1 р.
EUR: 90.41 р. 10 CNY: 11.47 р.
Индексы ( )

|

Finam

Новости finance.comon.ru

LentaInformNews

«Лопнет» ли «Соллерс-ДВ»?

10 Ноября 2010, 04:05 | Владивосток

Министерство промышленности и торговли (Минпромторг) РФ планирует в течение месяца урегулировать разногласия с Министерством экономического развития (МЭР) и утвердить соглашение по новому режиму промсборки автомобилей на территории России.

«В течение месяца договоримся об окончательном решении», - сообщил журналистам замглавы Минпромторга
Андрей ДЕМЕНТЬЕВ. Он отметил, что новое соглашение не будет отменять все предыдущие, которые были подписаны ранее, «так как это будет дополнительная опция для компании».

Как заявляла ранее глава МЭР Эльвира НАБИУЛЛИНА, МЭР свои предложения в Минпромторг уже направило. По ее словам, главный вопрос: какие проекты будут попадать под этот режим - объем проектов и масштаб продаж. «С одной стороны, они должны быть масштабные, так как если они будут маленькие, то это экономически невыгодно. Совсем высоко фиксировать тоже нецелесообразно, так как будут отсечены уже начатые проекты», - сказала Набиуллина.

Как заявлял Минпромторг, новый режим промсборки позволяет беспошлинно ввозить автокомпоненты при условии локализации их производства на уровне 60% к 2020 г. Новый режим также обязывает инвесторов вкладывать минимум $500 млн в проекты в России и создавать здесь производство минимум 300 тыс. машин, 200 тыс. двигателей и коробок передач, штамповку кузовов. Эти требования гораздо жестче нынешних условий, по которым работают иностранные автоконцерны: 25 тыс. машин с локализацией сварки и окраски кузова и сокращение ввоза компонентов на 30%. Предполагается, что положение по соглашению будет действовать в течение восьми лет. По мнению Минпромторга, предприятия, которые заключали договор о промсборке на старых условиях, могут перезаключить его на новых условиях. Предприятия, которые не захотят присоединиться к новому режиму промсборки, должны будут платить полную ввозную пошлину на машинокомплекты.

По словам Набиуллиной, соглашения по промсборке иномарок в РФ будет разрешено перезаключать только до конца февраля 2011 г. До этого же срока можно будет заключать и новые договоры.

Таким образом, Минэкомразвития и Минпромторг дали понять, что государство намерено использовать инструмент промышленной сборки для того, для чего он собственно и разрабатывался - стимулировать на территории России производство собственных автомобильных компонентов. Несмотря на то, что более десяти компаний заключили соглашения по промышленной сборке и получили разрешения на импорт автомобильных кузовов и автомобильных деталей по сниженным пошлинам (по ставкам 0-5%), производство собственных российских компонентов выросло незначительно. Так, по словам депутата Государственной Думы РФ Александра ХИНШТЕЙНА, «фактически промсборка превращается в способ продаж иномарок без уплаты таможенных платежей. Есть примеры, когда на границе с машин снимают колеса, а затем в России их прикручивают, и вся локализация на этом заканчивается».

Получается, что, если новые требования по промышленной сборке будут приняты в планируемом варианте уже осенью
2010 г., то предприятия будут вынуждены в течение полугода принять судьбоносное решение: либо отказаться от режима промсборки совсем и утратить льготы на импорт автокомпонентов, либо выполнить новые более жесткие требования.

Новые правила по промышленной сборке, безусловно, могут серьезно навредить тем автомобильным предприятиям, которые уже работают в этом режиме. В настоящее время в России в режиме промсборки работают заводы Ford, Toyota, Volkswagen, Peugeot-Citroen, Nissan, GM, Hyundai, а также «ИжАвто», «УАЗ», «Автофрамос», «Соллерс», «АвтоВАЗ» и «ГАЗ». Специалисты отмечают, что не все из них смогут сохранить льготы на импорт автокомпонентов в течение ближайших десяти лет.

Соглашение по промышленной сборке между Минэкономразвития РФ и «Соллерс» было заключено в конце 2009 г. и заканчивается в конце 2016 г. Согласно соглашению, на владивостокском заводе, созданном в цехах «Дальзавода», к 2012 г. должна быть налажена сварка и окраска кузовов собираемых автомобилей, а к 2016 г. - степень локализации (доля производства местных компонентов) должна составить около 30%.

В пресс-службе ОАО «Соллерс - Дальний Восток» отметили, что предприятие «полностью выполняет все вышеуказанные предписания. Компания «Соллерс» поддерживает новый курс развития автопрома в виде организации инжиниринговых центров и развития парка поставщиков. Сварка и окраска на заводе «Соллерс - Дальний Восток» будет налажена к 2012 г., когда регион будет газифицирован, так как пока это технологически невозможно».

Таким образом, «Соллерсу» придется или повторно заключать соглашение по промышленной сборке, но уже на новых условиях Минпромторга, или ввозить компоненты без льгот по таможенным платежам. Второе выглядит маловероятным, так как грозит компании колоссальными издержками. По расчетам, ранее сделанным РИА «Дейта», только на таможенных пошлинах при импорте тысячи кузовов компания экономит порядка 5 млн евро. Если «Соллерс» утратит льготы на импорт автокомпонентов, то при сборке во Владивостоке хотя бы 25 тыс. машин в год (что предусмотрено действующим соглашением по промсборке) дополнительные издержки в виде таможенных пошлин превысят 100 млн евро (более $150 млн) в год. Такие расходы из российских компаний может взять на себя разве что «АвтоВАЗ».

Ситуация усугубляется тем, что «Соллерс» по итогам 2009 г. оставался убыточной компанией и, скорее всего, не располагает значительным объемом денежных средств для инвестиций, а по новым условиям, предлагаемым Минпромторгом, для организации промышленной сборки необходимы инвестиции в размере не менее $500 млн.

По итогам 2009 г. «Соллерс» более чем в 10 раз увеличил чистый убыток по МСФО. Причина не только в падении продаж, но и в обслуживании долга «Соллерса», который приблизился к $900 млн. По итогам деятельности в 2009 г., выручка компании упала на 44% - до 34,7 млрд рублей. Компания оставалась операционно убыточной - убыток составил 1,6 млрд руб. (годом ранее была операционная прибыль). EBITDA «Соллерса» сократилась сразу в 20 раз - до 264 млн руб. Чистый убыток вырос в 13 раз - до 5 млрд руб.

Даже если «Соллерс» сможет организовать во Владивостоке производство со степенью локализации в 60% (что большинством экспертов оценивается как маловероятное, так как в регионе нет технической, научной и сырьевой базы), компании придется еще и довести объемы производства в цехах «Дальзавода» до 300 тыс. автомобилей в год. Понятно, что Дальневосточный регион потреблять такое количество автомобилей не сможет - с начала года на Дальнем Востоке было продано всего 200 автомобилей, и за несколько лет вряд ли объемы продаж компании вырастут в 100 тыс. раз. Потребитель «Соллерса» находится в западной России, откуда и было в свое время перенесено производство корейских внедорожников. Но в таком случае резко возрастают транспортные издержки компании.

Руководство «Соллерса» неоднократно отмечало, что при переносе производства во Владивосток выигрывает за счет снижения транспортных издержек. Однако в экономической теории считается, что при производстве ориентированного на потребителя товара (это касается и автомобилей, и бытовой техники, и мебели) дешевле перевозить компоненты, а не готовый к употреблению продукт. Но в свое время эту проблему за «Соллерс» решило государство - правительство РФ компенсирует РЖД до 500 млн руб. в год, обеспечивая бесплатную транспортировку корейских внедорожников на запад. Вероятно, этим объясняется и согласие «Соллерса» на перенос производства из Набережных Челнов. В случае если бы сборочные цеха оставались в Татарстане, «Соллерсу» пришлось бы оплачивать транспортировку комплектующих, которые производятся в Южной Корее, через всю Россию. Но если «Соллерсу» потребуется транспортировать на pапад России 300 тыс. автомобилей в год, то это будет стоит государству не менее 6 млрд руб. ежегодно, и неизвестно, будет ли правительство тогда спасать владивостокское предприятие, а не просто попросит вернуть его назад в Татарстан.

Экономист Михаил Терский: «Понятно, что в основе решения о переносе автосборочного производства «Соллерса» была политическая воля, личная просьба руководства страны, вызванная желанием как-то компенсировать потери региона от повышения таможенных пошлин на подержанные автомобили. Экономическое обоснование размещения цехов «Соллерса» во Владивостоке найти сложно, причина - значительные логистические издержки, которые превышают издержки на транспортировку компонентов. Вероятно, что в 2016-2017 гг., после окончания соглашения по промсборке, «Соллерс» может уйти из региона. Однако говорить об этом сложно, так как, если государство политической волей создает автосборку во Владивостоке, не исключено, что оно и дальше будет его поддерживать, независимо от экономической целесообразности. В Дальневосточном центре политических исследований считают, что проект «Соллерса» во Владивостоке активно используется властями для отвлечения внимания общественности от проблем более серьезных. Создание работающего и платящего налоги предприятия со значительными заказами - отличный пиар-ход, но степень недоверия ко всему, искусственно привнесенному «из Центра», порой в ущерб некоторых категорий граждан, в обществе растет. На вопрос, «лопнет» ли «Соллерс», можно ответить другим вопросом: готово ли государство платить за иллюзию благополучия? А это зависит от того, насколько долговременным будет внимание Москвы к Дальнему Востоку».

VestiRegion.ru

Мнение

Александр КОРНЕЙЧУК, гендиректор ООО «Соллерс - Дальний Восток»:

- Пять лет назад мы (ОАО «Соллерс») построили в Татарстане завод. За первый год оборот был $1 млрд. За один год мы стали одним из крупнейших налогоплательщиков в Татарстане. И это, заметьте, нефтяная республика, где «Татнефть» доминирует над всеми, и никаких шансов с ней конкурировать. Наши налоги были в республике где-то пятые-шестые.

Я когда первый раз приехал в Набережные Челны, у меня было первое впечатление, как сейчас во Владивостоке. Боже мой, где я оказался? Мы же трезвые люди и честные, зачем прятаться за слова и какие-то ширмы и иллюзии. Надо все трезво и честно, сели в самолет, час пролетели до Кореи, вышли из самолета и сравнили. И все. А ведь всего пятьдесят лет назад там не было ничего, был пустыня. А мы чем-то хуже их? Нет, у нас есть все.

Меня это все задевает. Продолжу. Прошло пять лет - съездите сейчас в Набережные Челны. Там дороги, которые здесь (во Владивостоке) будут года через... Наверное, если закончится стройка. Посмотрите, какие там клумбы. Я вообще считаю, если в городе начинают следить за клумбами, значит все в порядке. А ведь пять лет назад было все, как здесь. И за счет того, что бизнес рос и все платили налоги, деньги были.

Я не хочу никого обвинять, но для того, чтобы дорога была нормальная, деньги нужны. А где их взять? Надо, чтобы все люди и компании платили налоги. А черный бизнес не дает ничего, кроме наживы некоторой прослойке людей. Мы («Соллерс») просто платим налоги. Пройдет три года, и мы здесь тоже станем крупнейшим налогоплательщиком. И еще мы не даем взятки. Никогда и ни кому. И зарплату «в белую» платим.

В Татарстане, когда мы пришли, было все - электричество, канализация, отопление, дороги. Они были, может быть, не очень хорошие, но уже были. А здесь... Весь этот год мы знате на что тратим силы? Строим собственную котельную, железную дорогу. Построили на «Дальзаводе» собственную дорогу, срывая по три метра земли, потому что эти дороги построены без канализации и через год придут в негодность. В Челнах мы строили только один завод, а здесь всю инфраструктуру. Здесь вообще у нас тяжелый проект. Требует больше денег, сил и ресурсов, чем было в другом месте. Здесь инфраструктура разрушена. А почему? Потому что налоги не платили лет пятнадцать. И они ездили отсюда в Москву и клянчили деньги. А в других регионах этого не делали. Просто жили на свои деньги...

Автор: VestiRegion.ru
Теги:




Новости партнеров





Новости тематики





Новости раздела








Комментарии

  • Правила пользования функцией «Комментарии» на сайте Zrpress.Ru
  • Запрещается:
    1. Нецензурная брань.
    2. Личные оскорбления в любом виде.
    3. Высказывания расистского толка, призывы к свержению власти насильственным путем, разжигание межнациональной розни.
    4. Проявления религиозной, расовой, половой и прочей нетерпимости или дискриминации.
    5. Публикация сообщений, наносящих моральный или любой другой урон любому лицу (юридическому или физическому).
    6. Использовать в имени (нике) адреса веб-сайтов, грубые и нецензурные выражения.
    7. Совершать любые попытки нарушения нормальной работы функции «Комментарии» и сайта.
    8. Осуществление прямой рекламы в сообщениях.
    9. Помещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, а также нечестные приемы ведения дискуссий.
    10. Мнения авторов комментариев может не совпадать с мнение авторов материалов и администраторов сайта. Администраторы имеют право удалить, отредактировать, перенести или закрыть любое ваше сообщение в любое время по своему усмотрению. Оставляя сообщение в «Комментариях», будьте взаимно вежливы и культурны, старайтесь не нарушать установленный порядок.

 

Авторизация:


Анонимно
Авторизовано
E-mail:
Пароль:
Loading...

MarketGidNews