Курсы валют ( )
USD: 74.43 р. 100 JPY: 68.68 р.
EUR: 88.93 р. 10 CNY: 11.49 р.
Индексы ( )

|

Finam

Новости finance.comon.ru

LentaInformNews

Порт Владивосток должен стать свободным для реальных инвесторов

29 Декабря 2015, 14:23 | Приморье

Уважаемые читатели, здравствуйте! Хотел бы рассказать вам о событии, случившемся недавно со мной, событии, которое натолкнуло на серьезные размышления. Меня, как журналиста, пригласили на торжественное мероприятие – поднятие Государственного флага России на среднетоннажном промысловом судне ЯМС «Восток-6», которое вошло в состав промыслового флота ЗАО «Рыболовецкий колхоз «Восток-1». Это, казалось бы, незначительное событие в масштабах страны, но безусловно важное для самой компании, и оно не привлекает внимания широкого круга читателей, если не знать, что предшествовало данному событию и на какие мысли наталкивает этот пример в связи с образованием Свободного порта Владивосток. Подробности в материале газеты "Золотой Рог":

Немного предыстории

Рыболовецкий колхоз «Восток-1» в начале этого века начал освоение глубоководных объектов промысла краба и рыбы на глубинах 1200-2500 метров. Для этого потребовались суда, которые по своим возможностям соответствовали бы требованиям этого сложного и затратного вида промысла.

С 2008 года японский тунцеловный промысел стал испытывать трудности из-за снижения квот тунца в Мировом океане. Началась интенсивная распродажа тунцеловных судов. Цены невысокие, но эти суда имели несомненные первоначальные преимущества перед любым типом промысловых судов в мировом судостроении.

Как объяснили в компании, эти суда имеют прекрасные мореходные качества в связи с уникальной морской архитектурой судов, они прекрасно отыгрываются на волне и могут работать даже тогда, когда флот гораздо большего водоизмещения вынужден штормовать. Корпус судна и все стальные конструкции построены из высокопрочной японской стали с применением японских технологий сварки корпусных конструкций и самого корпуса судна. Эту технологию они держат в секрете. И, судя по износу от предыдущей эксплуатации покупаемых судов, корпуса прослужат еще 40-50 лет.

Главные и вспомогательные двигатели при значительной мощности имеют прекрасные характеристики по расходу топлива. Расходуют топлива в два раза меньше, чем такие же суда среднего тоннажа, а скорости имеют почти в два раза выше.

Морозильные мощности позволяют быстро замораживать продукцию до –40 градусов Цельсия и хранить в трюмах при температуре –60 градусов Цельсия.

Получив изначально хорошее судно, следовало оснастить его новинками, отработанными предприятием за полтора десятка лет освоения глубоководного промысла, установить на него новейшее технологическое оборудование, позволяющее обрабатывать весь сырец и добиться безотходности производства. Установить дорогостоящее промысловое оборудование норвежской фирмы «Мустад», предназначенное для специализированного глубоководного промысла краба и рыбы до глубин 3 тыс. метров. Потребовались смена навигационных приборов на современные и установка приборов поиска рыбы, позволяющих видеть рыбу на указанных глубинах. Помимо этого, ставилась задача максимально обеспечить комфорт для экипажа, в первую очередь в жилищных условиях, и решить вопрос информационного вакуума.

Все задачи были решены, и особенно хочется отметить решение вопроса информационного вакуума. Сейчас экипажи могут смотреть по спутнику российские телевизионные программы в любой точке Тихого океана и его морей и получают доступ к переговорам со своими близкими на берегу в любое время через Интернет или телефонную связь.

Таковы основные данные бывших тунцеловов, реконструированных в краболовы и ярусоловы для промысла рыбы.

Да, дорогой читатель может возразить, что это не новые суда, а бывшие в употреблении, но если бы вы сами побывали на этом судне, вы бы никогда так не сказали. Когда я поднялся на борт ЯМС «Восток-6», у меня было твердое ощущение, что я нахожусь на судне, постройка которого только что завершилась: вся краска блестит, везде чисто, в помещениях запах всего нового; к чему ни прикоснись, все новое – промысловое оборудование, приборы, спасательные средства и т.д.

А экипаж судна, чувствовалось, был весь на эмоциональном подъеме, ведь, как мне удалось выяснить, все члены экипажа принимали самое активное участие в процессе реконструкции и модернизации судна, делали его, что называется «под себя».

Капитан ЯМС «Восток-6» Сергей БАШКАТОВ не скрывает радости и гордости за свой пароход:

- На этом судне все, что нужно, уже есть: здесь и трюмы большие, топлива много берет, и мощность большая; много чего интересного и нового мы внедрили на этом судне в ходе модернизации. Это очень хорошее судно.

Он привел сравнение: «это как японская иномарка против старого «Запорожца».

Сергей Башкатов – опытный капитан, трудовую деятельность начал еще в советское время, работал на многих типах судов, поэтому ему есть с чем сравнивать.

Впечатляющие результаты

Рыболовецкий колхоз «Восток-1» является небольшим, но социально ориентированным предприятием. У нас трудится около 600 человек, которые отдают свои знания, опыт и силы на благо процветания предприятия. Учитывая вопросы заинтересованности в работе предприятия членов семей работников обеспечивающих факторов: ремонта судов, снабжения, социальной сферы, эти 600 человек занимают значительную социальную нишу, в которой в целях обеспечения их работы участвуют уже десятки тысяч человек.

Генеральный директор РК «Восток-1» Александр САЙФУЛИН пояснил:

- Целенаправленную программу обновления флота РК «Восток-1» начал осуществлять с 2008 года. В марте 2009 года вышло на промысел первое ярусное судно ЯМС «Восток-2», и оно сразу заняло лидирующие позиции на промысле черного палтуса среди судов Дальневосточного бассейна. Программа ритмично работала все эти годы. Ведя отсчет с 2008 года, имеем следующий, можно сказать впечатляющий результат: 12 декабря этого года во Владивосток пришло таким же образом модернизированное десятое судно, ярусолов «Восток-6».

В Пусане в январе 2016 года закончит реконструкцию одиннадцатое судно ЯМС «Восток-7», также из серии ярусоловов, предназначенных для промысла рыбы, и, таким образом, мы обновили весь ярусный флот. На ближайшие два года по программе замены флота осталось закупить и реконструировать два судна под краболовный промысел, и программа замены старого флота в количестве тринадцати судов будет завершена. Остальные суда относительно новые и не требуют замены.

Получив такое первоклассное замещение старого флота, мы значительно увеличиваем эффективность ведения промысла и планируем выбор 100% выделенных нам квот начиная с 2016 года, тем самым превысив предписанные новые условия правительства РФ - выбора квот, выделенных предприятиям, в объемах 70% начиная с 2019 года.

И что самое интересное, несмотря на такие вложения по замене устаревшего флота - а ведь это были огромные инвестиции, - наша компания «РК «Восток-1» никак не подходит в кандидаты в резиденты Свободного порта Владивосток. А ведь были произведены за счет собственных средств огромные, по рамкам нашего предприятия, инвестиции.

Помимо всего прочего, РК «Восток-1», учитывая инвестиции в освоение глубоководного промысла краба и рыбы, практически сработал на весь Дальневосточный бассейн, освоив перспективную глубоководную рыбу макрурус. Запасы его, можно сказать, огромны, ведь среднетоннажное судно, работая ярусом, ловит более 30 тонн в сутки, тогда как на традиционных объектах промысла на глубинах шельфа в 200 метров такие же суда ловят 3-4 тонны. Сделаны инвестиции в технологии переработки рыбы. То, что мы выпускаем конечный продукт для покупателя, - это уже давно пройденный этап. Плюс к тому отработали технологии выпуска всего того, что ранее выбрасывалось за борт: головы, щечки рыбы, желудки, икра, молоки, печень, хвосты, стейки, приголовки и срезки мяса, получаемые в процессе производства стейков, куски от хвостового плавника, филе, калтыки трески, плавники ската. Все эти продукты ранее на рынки не поставлялись, а сейчас идут буквально на «ура».

Все суда предъявлены, соответствуют и имеют сертификаты качества с возможностью поставки продукции на рынки Евросоюза, Китая, Кореи и по всем остальным странам, где не требуются сертификаты. А это также немалые деньги на одно только прохождение процедуры сертифицирования.

И получается, что предприятие, проделавшее такую огромную работу в вопросах той же переработки, что в условиях вступления в резиденты Свободного порта отмечено как основное условие, не говоря уже об освоении глубоководных промыслов, что является огромной перспективой для всей промышленности ДВ бассейна, осуществив полную замену устаревшего флота, в родном порту является «изгоем», и это именно так. Так, потому что не «подходит» под объявленные параметры резидента Свободного порта Владивосток. Видите ли, это уже сделано, да, модернизация флота проведена, но это в зачет не идет. Теперь нужно что-то абсолютно новое.

Что-то не так в Свободном порту

Посетив пришедшее судно ЯМС «Восток–6», я лично убедился, как профессионально подготовлено судно к сложнейшему виду промысла. И именно по такому же принципу оборудованы все суда обновленного флота колхоза «Восток-1». И ведь наглядно видно, что предприятие действительно инвестирует во флот, тем самым увеличивает отдачу налогов государству, создает новые рабочие места, но, учитывая косность изданных условий по вступлению в резиденты Свободного порта Владивосток, даже такое предприятие не имеет шансов попасть в резиденты.

И получается, что один из реальных инвесторов, на деле осуществляющий укрепление предприятия через обновление флота, оказывается вне игры в параметрах Свободного порта Владивосток, а ведь учитывая результаты по обновлению флота, достижения безотходного производства, прямо скажем, уникальных видов продукции, они уже выполнили все требования, прописанные законодательно. Но существует одна оговорка: не учитывается уже сделанное по прописанным требованиям, обязательно нужно создать что-то «новое». А как же быть тогда давним предприятиям, уже сделавшим и выполнившим все прописанные требования? И ведь именно они являются основой Свободного порта Владивосток, и почему-то это начисто забыто!

Именно эти существующие предприятия, выполнившие и, в будущем, выполняющие предписанные требования по созданию всякого возможно нового для предприятий, и должны войти в резиденты Свободного порта Владивосток. Получив льготы, они получат средства для развития нового, но в рамках существующих предприятий.

Перспективна только такая концепция развития Свободного порта Владивосток и пример этому - РК «Восток-1».

Увиденное и рассказы работников аппарата управления и флота РК «Восток-1» заставляют задуматься. А ведь, действительно, Свободный порт так рекламируют, так много о нем пишут, но, по сути, никто не может воспользоваться предоставленным режимом. Сколько этих самых резидентов Свободного порта Владивосток? Восемь, девять?

И много ли их еще будет, ведь установленные требования рассчитаны только на новые проекты, новых инвесторов, а будут ли они в нынешней международной обстановке и при текущих процентах по банковским кредитам?

Считаю, нужно рассматривать этот вопрос гораздо более глубоко, начав его изучение с предприятий, являющихся основой рыбной промышленности Владивостока, с того, что мы уже имеем, и определив, кто в дальнейшем из «старожилов» может составить костяк и основу Cвободного порта Владивосток, инвестируя, как колхоз «Восток-1», который смог обойтись собственными средствами. А ведь сейчас для резидентов предполагаются серьезные льготы, которые предприятия и смогут пустить на развитие уже существующего бизнеса и его расширение за счет новых направлений. Что означает сделать ставку на уже существующие предприятия с обязательными условиями внедрения и совершенствования уже существующего, как сделал это «Восток-1», и уже после этого обязать на получаемые льготы в дальнейшем производить новое именно на берегу.

Реальный инвестор

Вот планы, которые еще недавно строил РК «Восток-1». Надеясь на то, что в резиденты Свободного порта попадут все предприятия, базирующиеся во Владивостоке, компания планировала серьезные вложения на уровне $8-10 млн для строительства берегового комплекса по обработке примерно 10 тыс. тонн макруруса на филе, выпуск глубоководного краба в мелкой расфасовке.

Уже была намечена покупка территории в 2,5 гектара в пригороде Владивостока, начаты проработки с немецкой фирмой «Баадер» по созданию филетировочной машины именно для макруруса.

Но, создав законодательные положения по Свободному порту, на старых предпринимателей как бы вылили ушат холодной воды. Короче, охладили интерес к этой затее, по-другому не назовешь, ведь это действительно какая-то «забава», а не деловое предложение для предпринимателей.

Смотрите сами. Создать новое можно только на базе старого, крепко стоящего на земле предприятия. И именно на него должны распространиться льготы, чтобы, пользуясь ими, и создавать новое.

И какой смысл «Востоку-1» создавать новое предприятие стоимостью $10 млн, где льготы будут получать только три десятка человек, работающие на этом «новом предприятии»? А как же остальные 600 человек основного предприятия, которое и выделяет эти 8-10 млн, которые и планировалось компенсировать, в том числе учитывая и эти льготы Свободного порта Владивосток. Иначе эти 10 млн просто невозможно будет компенсировать, так как предприятие перерабатывающее, а не производящее продукцию, и такие проблемы будут перед всеми компаниями, занявшимися чистой переработкой. Как раз в ситуации основного лозунга «рыба на берег» окупаемость таких предприятий возможна лишь тогда, когда они будут получать продукцию для переработки бесплатно. А это означает, что это возможно только при симбиозе предприятия добывающего, а это предприятия, занимающиеся добычей, то есть «старожилы» Владивостока, имеющие квоты на вылов, создающие перерабатывающие комплексы на берегу. Вот только в этом случае возможна жизненная устойчивость берегового перерабатывающего предприятия. И в таком случае возможно рациональное построение бюджета такого предприятия с учетом интересов покупателей продукции, населения России. C бесплатным сырьм от компании-родителя, занимающейся добычей, береговому предприятию нет необходимости завышать цены на продукцию. Окупаемость пойдет за счет льгот для родительской компании и бесплатного сырья, получаемого от своего «родителя». И получится то, что ставится как основная цель этой идеи: выиграет российский покупатель и таким образом и добьемся эффективного импортозамещения.

Поэтому, видя бесперспективность вхождения в резиденты Свободного порта Владивосток, РК «Восток-1» эту программу сворачивает. Не на что финансировать эту программу.

В итоге, как говорят, «хотели как лучше, получилось же как всегда». Понимаю работников «Востока-1», и мне жаль, что такая прекрасная идея создания Свободного порта Владивосток срезана на корню нелепыми законодательными актами.

А ведь можно оценивать работу таких средних по потенциалу предприятий и с другой точки зрения. Берем наиболее понятную для любого человека ситуацию. Предприятие выпускает пищевую продукцию, причем высочайшего качества в части полезности для человека. Только лишь один глубоководный макрурус представляет собой уникальный набор природных веществ, полезных для человека и, безусловно, продлевающих ему жизнь хотя бы при разовом употреблении в пищу.

Так вот «Восток-1» в 2015 году выпустил такой продукции 14 961 816 кг, стандартная порция в цивилизованных странах составляет 4 унции, или 113 граммов. Округляем и берем за традиционную порцию 120 граммов. Тогда получается следующее. «Восток-1», среднее предприятие по объемам производства морской продукции в 14 961 816 кг, при порции в 120 граммов может единоразово накормить первоклассной продукцией 124 681 800 человек.

Уверен, в нашем крае найдется несколько десятков таких компаний: давних, надежных, доказавших свою жизнеспособность, вкладывающих значительные средства в развитие, создание новых производств и новых рабочих мест. Почему они не могут стать резидентами?! Ведь именно эти компании, имеющие историю и репутацию, безусловно, используют полученные льготы с пользой для всех: для себя, своих работников, города, края и страны. Их и проверять-то особо не надо, и нет сомнений в их намерениях.

Это новая тема для администрации Свободного порта Владивосток и его Наблюдательного совета. И очень надеюсь, что высказанное в этой статье привлечет их внимание, потому что эта тема важна и для предприятий Владивостока, и для государства. И мое предложение как раз и дает возможность тем, кто уже работает во Владивостоке, стать резидентом Свободного порта, в котором и «живет». Иначе получается абсурдное явление: законодательно выстроены рогатки и заборы для коренного населения и существующих предприятий этой территории. Получается, что все те, кто проживает во Владивостоке и не попал в резиденты, являются уже и не жителями Владивостока, а жителями какой-то резервации для проживания, наподобие дискриминированных индейцев в США?

А тем временем…

Генеральный директор компании «Восток-1» Александр Сайфулин первым поднялся на борт судна. Его, как и положено, встречает капитан Сергей Башкатов. Короткий доклад, и начинается осмотр новой боевой промысловой единицы. Прошло поднятие флага и освящение судна священнослужителем.

Судно может работать на любых рыбных объектах, но будет специализироваться на промысле макруруса. Макрурус на сегодня для предприятия - это наиболее массовый объект промысла. По предприятиям Дальневосточного бассейна было распределено 27 тыс. тонн квот макруруса, «Восток-1» выбирает в этом году 15 тыс. тонн, или 56%.

Пока судно стоит в порту, экипаж готовится к промыслу. Перестой небольшой, уже через несколько дней судно выйдет на рыбалку. Экипаж судна - 26 человек. Учитывая сменность экипажей, смена в море через 4 месяца, сформировано два экипажа и 52 новых рабочих места.

Другое новое судно ЯМС «Восток–7», которое придет в январе 2016 года, даст еще 52 рабочих места.

Можно попробовать оформить «Восток-6» и «Восток-7» как резидентов Свободного порта Владивосток, но руководство «Востока-1» отказалось это делать, и не потому, что трудно будет вести текущие дела, а потому, что таким образом создается момент дискриминации. Эта сотня человек, работающая на двух судах, со своими льготами будут противостоять основной массе работников флота и работников управления. И в одном коллективе это недопустимое психологическое и социальное явление, и оно со временем несомненно вызовет негативные моменты.

Считаю, что администрация Свободного порта Владивосток и его Наблюдательный совет должны обратить внимание, не дожидаясь момента, когда действительно пойдут жалобы вплоть до президента России о том, как губят прекрасную идею создания Свободного порта Владивосток.

Не надо витать в облаках

А ведь после прочтения этой статьи жителями Владивостока и уже существующими предприятиями, не являющимися резидентами пока неСвободного порта Владивосток, наверняка вопрос будет обсуждаться.

И в этой статье есть готовый рецепт – не витать в облаках, а дать возможность давним предприятиям представить свои планы и доказать, как они действительно будут развивать новые направления деятельности на получаемые средства от планируемых льгот.

Суммы эти легко подсчитать и потом потребовать отчета, что же сделано на эти деньги. Для этого составляется обычный бизнес-план в сопоставлении: что было и как будет после получения статуса резидента.

Вот таким образом, по моему мнению, и обеспечивается деловой подход к решению проблем кандидатов в резиденты Свободного порта Владивосток.

В целом же хочу сказать, меня очень сильно впечатлило судно- ярусолов «Восток-6». Сильно впечатлили и беседы с моряками, это костяк капитан-директора Сергея Башкатова. Вместе с ним они работали на отечественном промысловом судне «Остров Ионы», от этого и пошло автомобильное сравнение: «Восток-6» сравнивают с первоклассной японской иномаркой, а «Остров Ионы» - со старым «Запорожцем». Да и действительно, даже по скорости движения «Восток–6» имеет в два раза большую скорость, а по производственной и технологической мощности превосходит в разы при тех же объемах корпуса.

Желаю вам добрых дел, уважаемые члены экипажа «Восток-6», спокойного моря и 7 футов под килем!

P.S. Обращаюсь к администрации Свободного порта Владивосток и его Наблюдательному совету. Прошу оценивать эту статью как журналистский запрос с предложением о рассмотрении возможности вхождения старых предприятий Владивостока в резиденты Cвободного порта Владивосток на условиях, высказанных в статье. Это мое предложение как журналиста, заинтересованного в развитии родного города и края.

Законодатели и профессионалы смогут легко обсчитать эту идею.

Пишу об этом потому, что это наше общее дело и имеется конкретный пример деятельности РК «Восток-1» по вопросам инвестиций.

Юрий РОГОВ. Газета «Золотой Рог», Владивосток.

Автор:




Новости партнеров





Новости тематики





Новости раздела








Комментарии

  • Правила пользования функцией «Комментарии» на сайте Zrpress.Ru
  • Запрещается:
    1. Нецензурная брань.
    2. Личные оскорбления в любом виде.
    3. Высказывания расистского толка, призывы к свержению власти насильственным путем, разжигание межнациональной розни.
    4. Проявления религиозной, расовой, половой и прочей нетерпимости или дискриминации.
    5. Публикация сообщений, наносящих моральный или любой другой урон любому лицу (юридическому или физическому).
    6. Использовать в имени (нике) адреса веб-сайтов, грубые и нецензурные выражения.
    7. Совершать любые попытки нарушения нормальной работы функции «Комментарии» и сайта.
    8. Осуществление прямой рекламы в сообщениях.
    9. Помещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, а также нечестные приемы ведения дискуссий.
    10. Мнения авторов комментариев может не совпадать с мнение авторов материалов и администраторов сайта. Администраторы имеют право удалить, отредактировать, перенести или закрыть любое ваше сообщение в любое время по своему усмотрению. Оставляя сообщение в «Комментариях», будьте взаимно вежливы и культурны, старайтесь не нарушать установленный порядок.

 

Авторизация:


Анонимно
Авторизовано
E-mail:
Пароль:

Популярно

Loading...

MarketGidNews