Курсы валют ( )
USD: 73.47 р. 100 JPY: 69.25 р.
EUR: 89.5 р. 10 CNY: 11.39 р.
Индексы ( )

|

Finam

Новости finance.comon.ru

LentaInformNews

Приморью готовят очередной угольный апокалипсис

29 Марта 2016, 11:00 | Приморье

Претендующий на статус резидента Свободного порта Владивосток проект с участием неизвестной японской компании ограничен отсутствием грузовой базы и провозной способностью железной дороги

Обострение конкуренции на мировых рынках угля и падение цен на российскую продукцию уже ударили по крупным портам Приморья, большинство из которых в той или иной мере ориентированы на экспорт угля в АТР, пишет Деловая газета "Золотой Рог". Практически все угольные терминалы в крае по итогам двух первых месяцев 2016 года показали снижение перевалки, и предпосылок для возвращения на прошлогодние объемы нет. На этом фоне недоумение вызывает очередной заявленный проект по строительству угольных мощностей в Приморье, претендующий на статус резидента Свободного порта Владивосток (СПВ).

Японская Tosei Co, Ltd (специализируется на торговых операциях и импорте угля) планирует построить под Находкой (устье реки Партизанской) публичный угольный терминал мощностью 20 млн тонн в год.  Участники рынка, опрошенные Деловой газетой «Золотой Рог», считают, что проект крайне «сырой» и не имеет самого главного для успешной работы - грузовой базы. Кроме того, проект обязательно столкнется с проблемой провозной способности Дальневосточной железной дороги на этом направлении.

Досье "Золотого Рога": Россия в последние годы экспортирует уголь почти в 50 стран, доля импорта в некоторых из них составляет в среднем от 30 до 60%. Начиная с 2009 года экспорт российского угля вырос на 30%, еще быстрее, практически в два раза, выросли поставки в страны АТР. По итогам 2015 года основными импортерами российского угля выступили Япония (17% от экспортных объемов угля, поставляемых через российские порты), Южная Корея (16,5%), Китай (13,5%), Великобритания (10,8%). Перевалка угля в морских портах России в январе 2016 года упала на 11,6%, до 8,5 млн тонн. Недобрали объемов и два крупнейших угольных терминала Дальнего Востока: ЗАО «Дальтрансуголь» (принадлежит АО «СУЭК») сократило перевалку в порту Ванино на 12,6%, до 1,307 млн тонн, АО «Восточный порт» (контролируется «Кузбассразрезуглем») сократило перевалку в порту Восточном на 7%, до 1,674 млн тонн.

Японские планы

По данным Деловой газеты «Золотой Рог», стоимость проекта Tosei оценивается в $866 млн. Строительством и последующей эксплуатацией терминала будет заниматься зарегистрированное во Владивостоке ООО «Новый угольный терминал» (НУТ), 100%-ная российская «дочка» Tosei Co, Ltd. Гендиректором ООО «НУТ» является Алексей ЩЕПИН, он же гендиректор специализирующегося на овощеводстве ООО «Пасификагрокомплекс» (Партизанский район).

Как и следовало ожидать в нынешних экономических реалиях, ООО «НУТ» претендует на статус резидента Свободного порта Владивосток, заявив объем инвестиций в 65 млрд рублей. Эксперты «Золотого Рога» отмечают, что преференции нового режима собственно и являются главной движущей силой проекта. «Но говорить о том, что проект будет реализован именно в заявленном формате, преждевременно. Вполне возможно, что речь идет прежде всего о проекте собственной добычи угля в Приморье с последующей поставкой на экспорт», - говорит представитель одного из угольных операторов Приморья.

По данным Tosei, терминал планируется построить на открытой площадке вблизи станции Хмыловский с выходом к морю в районе мыса Клыкова в северо-восточной части залива Находка. Площадь земельного участка с учетом искусственно создаваемой отсыпкой грунта территории определена в размере 171 гектара. В настоящее время ведется работа по получению предварительных согласований и технических условий для разработки проектной документации.

Первый этап строительства планируется завершить ко второй половине 2019 года, второй этап – вторая половина 2021 года.

Терминал будет оборудован открытым складом максимальной вместимостью 1,6 млн тонн угля и припортовой железнодорожной станцией с 20 путями по 1050 метров каждый. Глубины у причальной стенки - 15 метров.

«На Дальнем Востоке часто случаются сбои поставок по вине железнодорожных перевозчиков. Страдают из-за таких сбоев азиатские получатели угля. Достаточно несколько раз нарушить сроки поставки, чтобы потерять покупателя навсегда. Постоянное наличие оперативного запаса угля на складе терминала могло бы стать решением проблемы для отправителей и большим конкурентным преимуществом создаваемого терминала. Таким образом, вместимость склада должна быть в 2-3 раза выше, чем у аналогичных действующих терминалов», - отмечает Tosei.

Инвесторы утверждают, что проект рассчитан в том числе на экспорт углей, добычу которых предполагается наладить на территории Партизанского каменноугольного бассейна.

«Строительство угольного терминала является частью комплексной программы по восстановлению объектов добычи и переработки угля в Приморском крае, предлагаемой компанией Tosei. А наличие морского угольного терминала, ориентированного на перевалку приморских углей, позволит удовлетворять жесткие требования азиатских (в первую очередь японских) покупателей к ритмичности и своевременности поставок», - поясняет Tosei.

Досье "Золотого Рога": Партизанский каменноугольный бассейн расположен на юге Приморья - от побережья Японского моря на юго-западе до верховьев р. Большой Уссурки на северо-востоке. Площадь бассейна – 8 тыс. кв. км, протяженность - более 120 км. Запасы каменных углей оцениваются в около 0,5 млрд тонн, из которых около 10% - коксующиеся.

Предполагается, что на первом этапе работы терминала 20-30% поставок угля будут обеспечивать производители из Приморья, 30-40% - средние и малые производители из других регионов, а 40-50% придется на долю крупных российских производителей из Кузбасса и Якутии. После того как терминал выйдет на проектную мощность в 20 млн тонн, грузовая база может пополниться за счет перевалки монгольского угля.

Грузите, Шура, грузите

Новому проекту (если он будет реализовываться) предстоит выдержать жесткую конкуренцию за грузовую базу.

В настоящее время в регионе действует два специализированных, полностью автоматизированных угольных порта - АО «Восточный Порт» в одноименном порту и «Дальтрансуголь» в бухте Мучке (Хабаровский край). Кроме того, работают три менее крупных терминала с грейферной технологией погрузки (угольный порт «Торговый порт Посьет» и терминал в «ЕВРАЗ Находкинский морской торговый порт» в Приморье, «Ванинский морской торговый порт» в Хабаровском крае), а также множество небольших терминалов с оборотом не более 1,5 млн тонн в год (в том числе ОАО «Терминал Астафьева» в Приморье). Большинство из них заявляет планы на расширение мощностей.

«На сегодняшний день перевалка угля через порты Дальнего Востока сильно монополизирована крупнейшими угледобывающими компаниями. Таким образом, малые и средние производители угля, в том числе из Приморья, не имеют возможности экспортировать свой уголь на азиатские рынки. «Новый угольный терминал» рассчитывается как «публичный», в противовес терминалам, принадлежащим компаниям-угледобытчикам, и ориентирован для работы в первую очередь именно с малыми и средними производителями угля», - отмечает Tosei. Спорные тезисы, ведь действующие терминалы уже давно не гнушаются работой со сторонней грузовой базой.

Кто не успел, тот опоздал

АО «Восточный Порт» для увеличения пропускной способности в 2012 году начало строительство третьей очереди углепогрузочного комплекса стоимостью около 27 млрд рублей. Ввод третьей очереди в эксплуатацию запланирован на январь 2017 года, что уже к 2020 году позволит удвоить общий грузооборот компании.

Досье "Золотого Рога": В настоящее время годовая пропускная способность АО «Восточный Порт» составляет свыше 21 млн тонн. В структуру компании входят угольный комплекс с системой конвейерного оборудования и станцией разгрузки вагонов мощностью 14,2 млн тонн в год и универсальный производственно-перегрузочный комплекс.

В рамках ВЭФ АО «Восточный Порт» подписало соглашения о взаимодействии с АО «СУЭК» и ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» (КРУ) при осуществлении поставок угля на экспорт. Согласно заключенным договорам, сотрудничество планируется в части организации и обеспечения перевалки и железнодорожных перевозок угля, совершенствования технологии обработки грузов, информационного обмена. КРУ будет поставлять до 2030 года в адрес порта каменный уголь от станций Ерунаково, Разрез, Бочаты, Белово, Латыши, Тырган, Сарбала и Черкасов-Камень (все - Кемеровская область). В свою очередь, СУЭК будет отправлять через «Восточный Порт» часть экспортируемого угля со станций Хакассии, Бурятии, Забайкальского и Хабаровского краев.

Группа «Сумма» приступила к реализации проекта угольного терминала «Север» в порту Восточном. В рамках Восточного экономического форума «Сумма» и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) подписали соглашение, предусматривающее участие фонда в проекте группы по строительству терминала мощностью до 20 млн тонн угля в год. Проект реализуется ЗАО «ПО «Приморнефтегазпром», подконтрольным «Сумме». Первая очередь терминала мощностью 7 млн тонн в год планируется к запуску в 2018 году. В настоящее время «Сумма» ведет активные поиски соинвестора для «Севера». Ранее озвучивалось, что общая стоимость проекта оценивается в 24 млрд рублей без учета государственных инвестиций.

Без господдержки пока остается проект «Мечела» по расширению принадлежащего ему угольного порта Посьет в Приморье. Проекты «Мечела» по развитию Эльги и порта Посьет были рассмотрены на заседании подкомиссии по вопросам реализации инвестпроектов на Дальнем Востоке в декабре прошлого года, но решения по ним были отложены из-за неясности с реструктуризацией долга «Мечела». Как позднее пояснял глава Минвостокразвития Александр ГАЛУШКА, предоставление «Мечелу» господдержки несет чрезмерные риски для бюджетной субсидии, «тем более что средства инвестору выдаются бесплатно». А вот ООО «Саха (Якутская) транспортная компания» получит от государства 1,52 млрд рублей на создание железнодорожной инфраструктуры и электроснабжение комплекса для перевалки угля, который расположится на северном берегу бухты Мучке в порту Ванино.

Еще в декабре ОАО «Торговый порт Посьет» начало перевалку экспортного угля сторонних компаний объемом более 1 млн тонн в год. Соответствующее соглашение стивидор подписал с АО «РЖД Логистика». «Это позволит дополнительно загрузить специализированный погрузочно-перегрузочный угольный комплекс, запущенный в опытную эксплуатацию в 2014 году», - пояснял «Мечел». Сейчас мощность порта составляет 7 млн тонн в год.

«В ближайшее время наш портфель контрактов также пополнится договором с еще одним крупным российским железнодорожным оператором. Мы рассчитываем, что уголь сторонних компаний в структуре грузооборота порта будет составлять порядка 20%», - сказал управляющий директор ОАО «Торговый порт Посьет» Валерий БАЛАКИН.

Не собирается отказываться от строительства собственного угольного терминала в Приморье и такой ключевой игрок угольного рынка, как холдинг «Сибирский деловой союз» (СДС). По данным компании, проект строительства угольного терминала в бухте Суходол проходит оформление разрешительной документации для начала строительства. В конце 2015 года было получено положительное заключение Главгосэкспертизы.

«Работа над проектом «Суходол» продолжается и ведется в текущем и плановом режиме. На данный момент оформляется разрешительная документация для начала строительства, пакет документов предоставлен в Федеральное агентство морского и речного транспорта. Процедура оформления должна быть завершена в текущем месяце», - отмечал СДС в начале февраля.

Компания отмечала: в связи с тем, что предусмотрено финансирование и строительство объектов федеральной собственности, «финансовые отношения уполномоченного государственного органа и частного инвестора должны быть закреплены инвестиционным соглашением». По данным СДС, в Росморпорт уже направлен запрос о проекте инвестсоглашения.

По информации СДС, приступить непосредственно к строительству «будет возможно только после завершения всех разрешительных процедур, составной частью подготовительных мероприятий является также выбор вариантов организации финансирования».

Досье "Золотого Рога": СДС планирует построить угольный терминал мощностью 20 млн тонн угля в год в бухте Суходол в Приморском крае для экспорта угля СДС и небольших компаний в страны АТР. Ввод первой очереди на 6 млн тонн намечался на июль 2017 года, второй и третьей - на 2019-2021 годы. Объем инвестиций в проект оценивался в 20 млрд рублей. Партнер холдинга - Volga Group Геннадия ТИМЧЕНКО - вышел из проекта в 2015 году.

Эксперты считают, что сегодня самым проработанным является проект угольного перегрузочного терминала «Порт Вера», строительство которого планируется в заливе Петра Великого в районе мыса Открытого в незамерзающей акватории. Проект реализует ООО «Ростех - Глобальные ресурсы», «дочка» «Ростеха». Предполагается, что часть мероприятий и инфраструктурных объектов будет профинансирована за счет различных мер государственной поддержки.

«Ростех» объявил о намерении построить угольный порт на Дальнем Востоке еще в декабре 2013 года - тогда же было подписано соглашение между госкорпорацией, ФГУП «Росморпорт» и партнером «Ростеха» по проекту - корейской Kowepo. Интерес к проекту проявляют китайские Shenhua и Sinomach. Проект изначально был заточен под разработку Сугодино-Огоджинского угольного месторождения в Амурской области. Месторождение является потенциально крупнейшим на Дальнем Востоке с суммарными прогнозными ресурсами около 2,5 млрд тонн энергетического угля.

«Порт Вера» рассчитан на суда водоизмещением 40-150 тыс. тонн и грузооборот 20 млн тонн в год. Для размещения терминала уже выделен земельный участок площадью 826 га.

«Стоимость порта, включая все работы, связанные со строительством причалов и припортовых железнодорожных путей, оценивается в $1 млрд, из них примерно половина средств требуется для строительства автомобильных и железных дорог. У нас есть технические условия от РЖД на 20 млн тонн, и эти техусловия находятся в рамках развития железных дорог как в регионе, так и по всей длине БАМа и Транссиба. Мы вписываемся в общую картину грузопотоков», - отмечал гендиректор «Ростех - Глобальные ресурсы» Андрей КОРОБОВ. По его словам, «Ростех» предварительно подписал 12 соглашений с грузоотправителями, о готовности зарезервировать мощности под свои грузы говорят и Shenhua с Kowepo.

Пылить – не строить

Минусы проектов «Суммы» и «Ростеха» - пресловутая экология. На данный момент никто не отменял (по крайней мере, об этом нет официальной информации. – Прим. авт.) постановления администрации Приморского края, согласно которому существующие региональные нормативы градостроительного проектирования дополнены требованиями к перевалке и хранению пылящих и навалочных грузов только с использованием технологий, не допускающих прямого контакта груза с окружающей средой, исключающих вынос пыли во внешнюю среду. Данные изменения ввели ограничения для всех инициаторов проектов, которые предполагают строить новые или реконструировать существующие терминалы под перевалку пылящих грузов.

«Сегодня налицо ужесточение экологического законодательства, а инвесторы продолжают строить открытые терминалы. Но потом, когда новые законы вступят в силу, каждая пылинка будет очень дорого обходиться. И тогда придется применять закрытые технологии или какие-то другие действенные способы пылеподавления. Но это обойдется уже значительно дороже. Придется останавливать терминалы для реконструкции. В этом направлении должна быть и четкая государственная политика, и мудрость инвесторов, чтобы жить не только сегодняшним днем», - говорит заместитель гендиректора ОАО «ДНИИМФ» Евгений НОВОСЕЛЬЦЕВ.

Олег КЛИМЕНКО.  Газета «Золотой Рог», Владивосток.





Новости партнеров





Новости тематики





Новости раздела








Комментарии

  • vasya21:42, 29.03.2016#

    Гооврили же, что "свободная зона" обеспечит владивостокцев работой. Вот она, первая ласточка. После запуска угольного терминала дворники и уборщицы города будут обеспечены работой по уборке угольной пыли на 200%.

  • угольная пыль11:20, 30.03.2016#

    Вася, это не на долго, от рака край загнется раньше намечаемой модернизации.

  • Правила пользования функцией «Комментарии» на сайте Zrpress.Ru
  • Запрещается:
    1. Нецензурная брань.
    2. Личные оскорбления в любом виде.
    3. Высказывания расистского толка, призывы к свержению власти насильственным путем, разжигание межнациональной розни.
    4. Проявления религиозной, расовой, половой и прочей нетерпимости или дискриминации.
    5. Публикация сообщений, наносящих моральный или любой другой урон любому лицу (юридическому или физическому).
    6. Использовать в имени (нике) адреса веб-сайтов, грубые и нецензурные выражения.
    7. Совершать любые попытки нарушения нормальной работы функции «Комментарии» и сайта.
    8. Осуществление прямой рекламы в сообщениях.
    9. Помещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, а также нечестные приемы ведения дискуссий.
    10. Мнения авторов комментариев может не совпадать с мнение авторов материалов и администраторов сайта. Администраторы имеют право удалить, отредактировать, перенести или закрыть любое ваше сообщение в любое время по своему усмотрению. Оставляя сообщение в «Комментариях», будьте взаимно вежливы и культурны, старайтесь не нарушать установленный порядок.

 

Авторизация:


Анонимно
Авторизовано
E-mail:
Пароль:

Популярно

Loading...

MarketGidNews