Курсы валют ( )
USD: 74.44 р. 100 JPY: 70.2 р.
EUR: 90.37 р. 10 CNY: 11.52 р.
Индексы ( )

|

Finam

Новости finance.comon.ru

LentaInformNews

Проекты по развитию Дальнего Востока развиваются со страшным скрипом

29 Марта 2016, 16:00 | Дальний Восток

Проекты по развитию Дальнего Востока, задуманные в иных экономических реалиях, сегодня либо развиваются медленно и со скрипом, либо просто встали колом

Практически всю минувшую неделю в Приморье находился с рабочим визитом вице-премьер - полномочный представитель президента в ДФО Юрий ТРУТНЕВ, пишет Деловая газета «Золотой Рог». Обсуждая с федеральными и местными чиновниками планы развития Дальнего Востока, полпред не раз подчеркивал, что вхождение в Свободный порт и ТОРы должно быть максимально простым, а успех этих начинаний зависит от бюджетного финансирования и готовности государства устранять административные барьеры. И если с бюджетными инвестициями сегодня явные сложности, то решить вторую задачу вполне реально, убежден полпред.

24 марта под руководством Юрия Трутнева состоялось третье заседание наблюдательного совета Свободного порта Владивосток, где первые семь резидентов СПВ получили свидетельства об осуществлении деятельности на территории Свободного порта, а еще 29 заявок от потенциальных резидентов были рассмотрены и одобрены членами совета.

Свободный порт: логистика, велосипеды, сахар…

Общая сумма частных инвестиций по одобренным проектам составляет более 85 млрд руб., а с учетом планов первых семи резидентов объем заявленных инвестиций уже превысил 100 млрд руб. Инвесторы планируют вкладывать деньги в логистику, рыбопереработку и марикультуру, а также собирать лифты, производить электроприборы, велосипеды, железобетонные плиты, пластмассу и сахар.

Комментируя итоги совещания, полпред выступил против каких-либо дополнительных согласований при подписании соглашений с резидентами Свободного порта и добавил, что критиковал за это Корпорацию развития ДВ.

- Есть необходимость в отладке процесса. Мы считаем, что некоторые обязательства, которые сегодня возлагаются на инвесторов со стороны Корпорации развития Дальнего Востока, избыточны. Проекты должны соответствовать требованиям закона, и ничего более, - подчеркнул полпред. - Ворота в Свободный порт должны быть максимально открыты. Поэтому я дал команду убрать все лишние регулирующие воздействия, - подчеркнул Юрий Трутнев.

Днем ранее полпред провел совещание, посвященное внедрению другой экономической модели на Дальнем Востоке - территорий опережающего развития (ТОРов). В ходе дискуссии Трутнев еще раз дал понять, что уже действующие предприятия вряд ли смогут рассчитывать на преференции в рамках ТОРов и СПВ.

- Надо исходить из возможностей. Если сейчас предоставить льготы существующим предприятиям, рухнет бюджет, нечем будет платить зарплаты врачам и учителям. Этого допустить мы не можем. Я считаю, что лучше предоставлять льготы новым предприятиям. И порядка 90 процентов руководителей уже существующих предприятий уже вернулись к нам с проектами создания новых производств в Свободном порту и в ТОРах. Это как раз тот эффект, которого мы пытались добиться, - сказал полпред.

В ТОРах ждут лидеров

В общей сложности в дальневосточных ТОРах в 2016 году должны открыться 18 предприятий, сообщил Юрий Трутнев в ходе визита.

- Эти предприятия можно назвать лидерами: закон о ТОРах работает всего год, а на проектирование в среднем уходит полгода. Физические работы на площадках начались совсем недавно, а по некоторым проектам только начинаются, - отметил подпред. - Основная «волна» запуска предприятий в ТОРах ДФО придется на 2017 год.

При этом на совещании во Владивостоке полпред высказал мнение о том, что в 2017-2018 годах необходимо ввести как можно больше предприятий в ТОРах: ответственность за ускорение развития российской экономики лежит и на дальневосточниках.

- Не все проекты, которые сегодня заявлены, обязательно сбудутся. Но большинство, уверен, будет реализовано. Наша задача в том, чтобы сальдо было положительным: если какой-то проект выбывает из ТОР, на его место должно прийти два новых. Пока у нас это получается, - подчеркнул Юрий Трутнев, встречаясь с журналистами по итогам поездки в Приморье.

Что касается ТОРов в Приморском крае, то общий объем заявленных инвестиций в три приморские территории уже сейчас достиг 200 млрд руб. По каждому из них уже составлены графики обеспечения инфраструктурой, синхронизированные с графиком ввода предприятий. Полпред признал, что для полноценного запуска ТОР необходимо решить ряд инфраструктурных вопросов, в первую очередь - с обеспечением площадок электроэнергией.

- У нас нет ситуаций, когда мы дали кому-то статус резидента, а энергии не дали. Для обеспечения ТОРов энергией, инфраструктурой потребуется достаточно большая работа, которая уже ведется. В 2017 году мы сойдемся: инвесторы построят предприятия, а мы - необходимую энергетическую, и не только, инфраструктуру, - сообщил Юрий Трунев, отвечая на вопрос деловой газеты «Золотой Рог».

Русский «притормозили»

Буквально накануне визита полпреда президента РФ во Владивосток правительством РФ был подготовлен проект решения о ликвидации особой экономической зоны на острове Русском, созданной еще в период подготовки города к саммиту АТЭС. Мотивация проста: за несколько лет с момента создания ОЭЗ на ее территорию не зашел ни один инвестор. Ранее Юрий Трутнев не исключал, что эта зона на Русском может быть перепрофилирована в ТОР, а сейчас конкретизировал свою позицию.

- Не хочу анализировать, почему эта практика не пошла, хотя причины, в общем, понятны. Мы готовы работать в рамках ТОРа. Но нам не хотелось бы создавать ТОР на бумаге - нужно, чтобы проект жил и работал. Поэтому мы притормаживаем создание территории опережающего развития, - сказал полпред.

Юрий Трутнев напомнил, что президент РФ Владимир ПУТИН поддержал предложение развивать Русский в том направлении, которое уже сложилось. Речь идет о научных разработках и внедрении их в жизнь, создании центров компетенций. Однако частный бизнес вкладывать в эту сферу не готов, поскольку инвестиции дадут отдачу через много лет.

- Финансирование должно быть бюджетным, но сегодня для бюджета это очень большая нагрузка. А создавать территорию, где будет только вывеска ТОР, мы не хотим. Создание территории опережающего развития должно быть обеспечено финансированием, планами предприятий и так далее. Когда все это будет, создать ТОР можно за месяц-полтора, - объяснил позицию государства Юрий Трутнев.

Коридоры уперлись в границу

Отдельное совещание в рабочей программе Трутнева во Владивостоке было посвящено развитию международных транспортных коридоров на территории Приморского края. Первый блок вопросов касался строительства погранпереходов и их администрирования. Как заверили представители Минтранса, новые сроки завершения реконструкции пунктов пропуска в Краскино и Пограничном сорваны не будут - в середине 2017 года они будут сданы в эксплуатацию. Кроме того, участники совещания сошлись во мнении, что важно исключить из процесса функционирования МТК любые «логистические заминки».

- Если мы рассчитываем на транзитные грузы, то для этого должна совсем по-другому работать таможня. Изменения в ее работе должны произойти в рамках работы закона о Свободном порте Владивосток. Ответственные за это структуры говорят, что уложатся в срок до 1 октября 2016 года. Если это получится, придут инвесторы, - прокомментировал итоги совещания Юрий Трутнев.

Второе направление связано с достройкой участков дорог, входящих в состав транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2». По словам губернатора края Владимира МИКЛУШЕВСКОГО, делать это предстоит в режиме текущего финансирования. Сейчас проводятся масштабные работы по реконструкции автомобильной дороги Уссурийск - Пограничный - Госграница. Еще одна приоритетная автомобильная дорога в рамках реализации проекта транспортных коридоров - Владивосток - Находка - порт Восточный. Очередной участок этой трассы протяженностью 14 км, позволяющий объехать Артем, будет открыт уже этим летом. Стоимость строительства следующего участка дороги - от Артема до Большого Камня - составит ориентировочно 24 млрд руб.

Общая сумма средств, которая требуется на строительство инфраструктуры транспортных коридоров, - 180 млрд руб. Однако изыскать такие средства в бюджете, который сейчас переживает не лучшие времена, государству будет непросто, признал Юрий Трутнев.

- Скорее всего, придется приложить немало усилий и бюджетных средств. Иностранный инвестор не станет рисковать деньгами, если не поймет, что участие в проекте ему выгодно. Поэтому сначала нужно сделать проект выгодным для российских инвесторов, - подчеркнул полпред.

Неудивительно, что некоторые участники совещания в кулуарах весьма скептически отзывались о перспективах развития МТК в Приморье. Возможно, еще и потому, что в части создания экономически эффективной транспортной модели для привлечения инвесторов в правительстве пока нет единства: как уточнил Юрий Трутнев, модели Минтранса и Минвостокразвития заметно отличаются друг от друга, в связи с чем министерствам поручено выработать единую концепцию. Пока же на первый план выходит устранение административных барьеров и ускорение процесса оформления грузов на таможне. В этой связи особые надежды возлагаются на режим порто-франко, который в полной мере должен заработать к 1 октября текущего года. По словам полпреда в ДФО, представители таможни в ходе совещания пообещали уложиться в этот срок.

Кстати, совсем иные оценки стоимости МТК в Приморском крае приводят зарубежные эксперты. Создание транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2» обойдется в сумму до 315 млрд руб. При этом проект может принести инвесторам 10-15% годовых. Об этом говорится в презентации консалтинговой компании McKinsey для Минвостокразвития, которая оказалась в распоряжении газеты «Ведомости». В McKinsey подсчитали, что экономия для Китая при доставке грузов через коридоры автотранспортом составит до $20 за тонну, а по железной дороге - до $10, или до $0,7 млрд в год. В свою очередь, Приморье сможет получить до 10% от внутреннего китайского грузопотока между северо-восточными и центральными провинциями (30-45 млн т к 2030 году).

Артем СТРОГИН. Газета «Золотой Рог», Владивосток.

 

Автор:




Новости партнеров





Новости тематики





Новости раздела








Комментарии

  • Правила пользования функцией «Комментарии» на сайте Zrpress.Ru
  • Запрещается:
    1. Нецензурная брань.
    2. Личные оскорбления в любом виде.
    3. Высказывания расистского толка, призывы к свержению власти насильственным путем, разжигание межнациональной розни.
    4. Проявления религиозной, расовой, половой и прочей нетерпимости или дискриминации.
    5. Публикация сообщений, наносящих моральный или любой другой урон любому лицу (юридическому или физическому).
    6. Использовать в имени (нике) адреса веб-сайтов, грубые и нецензурные выражения.
    7. Совершать любые попытки нарушения нормальной работы функции «Комментарии» и сайта.
    8. Осуществление прямой рекламы в сообщениях.
    9. Помещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, а также нечестные приемы ведения дискуссий.
    10. Мнения авторов комментариев может не совпадать с мнение авторов материалов и администраторов сайта. Администраторы имеют право удалить, отредактировать, перенести или закрыть любое ваше сообщение в любое время по своему усмотрению. Оставляя сообщение в «Комментариях», будьте взаимно вежливы и культурны, старайтесь не нарушать установленный порядок.

 

Авторизация:


Анонимно
Авторизовано
E-mail:
Пароль:

Популярно

Loading...

MarketGidNews