Курсы валют ( )
USD: 73.55 р. 100 JPY: 70.92 р.
EUR: 89.25 р. 10 CNY: 11.36 р.
Индексы ( )

|

Finam

Новости finance.comon.ru

LentaInformNews

Олег Скуфинский: Территория опережающего развития - это не место, огороженное забором

25 Марта 2014, 17:10 | Дальний Восток

На вопросы «Золотого Рога» отвечает заместитель министра по развитию Дальнего Востока Олег Скуфинский

20 марта министр по развитию Дальнего Востока Александр ГАЛУШКА на совещании по развитию Дальнего Востока под руководством председателя правительства РФ Дмитрия МЕДВЕДЕВА представил проект федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития и иных мерах государственной поддержки регионов Дальнего Востока».

Аббревиатура ТОР (территория опережающего развития), появившаяся с приходом новой команды министерства, уже практически прижилась. Но хочется конкретики: что же имеется в виду и как подобные территории будут устроены. Об этом «ЗР» разговаривал с заместителем министра по развитию Дальнего Востока Олегом СКУФИНСКИМ.

- Олег Александрович, что такое все-таки территория опережающего развития? Это аналог особой экономической зоны? Это чистое поле, в котором будут создаваться новые производства?

- Если продолжить этот ряд вопросов, то предполагаю такой: «Будет ли она огорожена забором?» ТОР - это не какой-то огороженный анклав, но это территория, ядром которой будет производство, к примеру рыбопереработка, судоремонт, предприятия стройиндустрии и так далее. Это ряд производств, как технологически связанных между собой и образующих кластер, так и не связанных. А вокруг этой территории должно создаваться высокое качество жизни: современное жилье, детские сады, школы, спортивные сооружения. Когда инвестор приходит, он спрашивает: «А какой здесь трудовой ресурс, кто будет работать? Какое качество жизни?» Учитывая, что ТОРы ориентированы на высокотехнологичное производство с высокой добавленной стоимостью, качество самого трудового ресурса должно быть высоким. Создание таких точек роста - комплексная экономическая и социальная задача. Это как камушек - бросил: и вокруг, него пошли круги.

- Министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка неоднократно подчеркивал, что акцент сделан на экспортоориентированные производства. Это, как сегодня говорят, инновационный подход к развитию региона. Каковы риски этого сценария?

- Риски есть всегда, но успешность любого дела базируется на нескольких принципиальных составляющих, и если они верно просчитаны и последовательно реализуются, то можно рассчитывать на хороший результат. Прежде всего, мы в министерстве выбрали стратегию, основанную на глубоком анализе рынков, которые мы можем завоевать. Внутренний рынок на Дальнем Востоке очень маленький, Центральная Россия - высокие транспортные расходы. Анализ структуры импорта стран АТР показывает, что у Дальнего Востока большой потенциал для размещения производств, ориентированных на экспорт в эти страны продуктов с высокой добавленной стоимостью, что нам позволит за 10 лет удвоить ВРП, соответственно, создать рабочие места и повысить экономику каждой семьи.

- Математический расчет может быть и верный, но реальная жизнь, как правило, сложнее. Я не очень представляю: какие продукты высокой степени переработки могут легко войти на внешние рынки?

- До недавнего времени в торговле со странами АТР мы реализовывали сырьевую повестку, предлагая продукцию в лучшем случае второго передела и нередко получая потом на свою территорию готовый продукт из нашего сырья. Это был наш выбор, мы сами предлагали такую повестку. Почему? - другой вопрос. По нашему мнению, если мы выйдем на рынок с качественной конкурентоспособной продукцией высокого передела, она найдет спрос, и наши коммуникации с инвесторами это подтверждают.

Вообще, это обширная тема. Уже сегодня есть масса продукции, которая проложила путь к азиатскому потребителю. Если мясные продукты, произведенные на Камчатке, покупают в Японии, то стоит подумать над тем, как помочь российскому экспортеру расширить свой зарубежный рынок сбыта. Это, может быть, такой очень простой пример, речь же главным образом должна идти о высокотехнологичной продукции. Недавно мы побывали в Якутии на заводе по производству композитов на основе базальтового сырья. Это инновационное предприятие, продукция которого, на мой взгляд, может не просто завоевать региональный рынок, существенно способствуя снижению стоимости строительства, но и выйти к потребителям стран АТР. Корейский бизнес уже проявляет интерес к их композитным материалам. Нужно помочь предприятию с масштабированием производства и экспортом продукции. Немаловажный вопрос для этого и подобных производств - снижение стоимости финансовых ресурсов.

Иностранные инвесторы, с которыми идут переговоры, готовы реализовывать проекты в ДФО, уже имеют потребителя в своей стране. Это могут быть не в чистом виде иностранные инвесторы, а совместные предприятия, через которые в регион придут современные технологии. Очень важный аспект, я считаю, мы во многих отраслях уже имеем существенное технологическое отставание. В случае с иностранным инвестором идет трансфер технологий, растет количество рабочих мест для местного населения. Еще пример приведу: «Соллерс-ДВ», наладив производство, идет по пути более глубокой локализации, подбирает площадки для организации производства автокомпонентов. Если создать для него условия, то он сможет выходить с автокомпанентами и на внешние рынки.

Я все время говорю «если создать условия», так вот это и есть вторая составляющая, которая должна дать запланированный результат. Мы тут ничего не придумали, мы анализировали, за счет чего наши соседи по АТР добивались успеха. Китай, Корея, Сингапур, Япония, Канада, по большому счету, шли одним путем - создавали особые условия ведения бизнеса, концентрировали ресурсы в точках роста. Наши условия должны быть лучше, чем в зонах развития стран АТР.

Из проекта ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития и иных мерах государственной поддержки регионов Дальнего Востока». На территориях опережающего социально-экономического развития предполагается особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности, в том числе: особый режим землепользования; установление льготных ставок арендной платы; налоговые льготы и льготы по страховым платежам; особый режим государственного контроля (надзора), а также муниципального контроля; льготное подключение к объектам инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития; предоставление государственных услуг на территориях опережающего социально-экономического развития; применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны; применение технических и санитарных регламентов наиболее развитых стран ОЭСР; возможность в ускоренном и льготном порядке привлекать к трудовой деятельности квалифицированный иностранный персонал.

- Проект закона уже где-то опубликован для обсуждения?

- Пока нет, когда он пройдет внутренние процедуры, будет в рамках требования оценки регулирующего воздействия размещен на сайте министерства.

- Тем временем регионы ДФО активно идею ТОРов прорабатывают. После анализа министерства, что остается в сухом остатке? Есть ли уже реальные проекты?

- Скажу, что мы на первом этапе получили порядка 400 предложений от регионов по созданию ТОР. И чтобы было немного смешно, приведу пример: нам предлагали территорию в 52 кв. м с фундаментом под колбасный цех. Но все это уже пройденный этап. Сегодня у нас есть взаимопонимание с региональными администрациями по этому вопросу, порядка 25 предложенных площадок соответствуют для размещения ТОР, и вместе с региональными коллегами мы ведем переговоры с потенциальными инвесторами, рассматриваем инвестпроекты, которые могут быть запущены на первом этапе.

Задача ведь стоит не размазывать небольшие бюджетные ресурсы, которые мы можем потратить на создание инфраструктуры для ТОР, а обеспечить старт тех инвестпроектов, где эффект будет максимальный. Например, на рубль бюджетных средств получим не менее 8 рублей инвестиционного ресурса. Сегодня мы уже имеем проекты, с которыми можно начинать формирование ТОР.

- Эта ориентация на новые производства не приходит ли в противоречие с остальным региональным бизнесом, который уже начал проекты и тоже находится в неконкурентных условиях?

- Не верно думать, что мы занимаемся только ТОРами. Утверждена новая структура министерства, которая позволяет реализовывать нашу стратегию системно. Так, создано подразделение, которое будет отвечать за развитие конкуренции на территории Дальнего Востока. Вместе с ФАС, и мы об этом с ними договорились, будем последовательно заниматься развитием конкуренции, в том числе обращать внимание на компании, имеющие доминирующее положение на рынке. Повышение конкуренции - это реальный рычаг снижения тарифов и цен на продукцию. Отдельное подразделение будет заниматься развитием приграничных территорий. В том числе и приарктических территорий. В структуре министерства есть подразделение, которое будет отвечать за развитие малого и среднего предпринимательства...

Это все входит в повестку, определенную президентом России. Только радикально изменив предпринимательский климат в регионе, можно рассчитывать на опережающее развитие Дальнего Востока.

И самое главное, вся наша работа строится в тесном взаимодействии с бизнес-сообществом. С ним мы сверяем правильность своих действий. Я уверен, что политического и интеллектуального ресурса вице-премьера - полпреда президента в ДФО, министра по развитию Дальнего Востока, команды министерства и региональных администраций хватит, чтобы планы опережающего развития региона были воплощены в жизнь.

- Учитывая сегодняшние обстоятельства, связанные с событиями на Украине, шансы Дальнего Востока повышаются?

- Шансы Дальнего Востока не меняются. Определенные риски, конечно, возникаю по взаимодействию с нашими зарубежными партнерами. Я полагаю, что за эмоциональными оценками приходит экономическая целесообразность. Когда сойдет вся пена, именно она - экономическая целесообразность - выйдет на первый план. Так устроена жизнь. Мы видим активную заинтересованность в сотрудничестве с Россией у всех партнеров АТР - Китая, Республики Корея, Японии, Сингапура и т. д. И их реальные планы не меняются.

Лариса ЛАРИНА. Газета "Золотой Рог", Владивосток.





Новости партнеров





Новости тематики





Новости раздела








Комментарии

  • Правила пользования функцией «Комментарии» на сайте Zrpress.Ru
  • Запрещается:
    1. Нецензурная брань.
    2. Личные оскорбления в любом виде.
    3. Высказывания расистского толка, призывы к свержению власти насильственным путем, разжигание межнациональной розни.
    4. Проявления религиозной, расовой, половой и прочей нетерпимости или дискриминации.
    5. Публикация сообщений, наносящих моральный или любой другой урон любому лицу (юридическому или физическому).
    6. Использовать в имени (нике) адреса веб-сайтов, грубые и нецензурные выражения.
    7. Совершать любые попытки нарушения нормальной работы функции «Комментарии» и сайта.
    8. Осуществление прямой рекламы в сообщениях.
    9. Помещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, а также нечестные приемы ведения дискуссий.
    10. Мнения авторов комментариев может не совпадать с мнение авторов материалов и администраторов сайта. Администраторы имеют право удалить, отредактировать, перенести или закрыть любое ваше сообщение в любое время по своему усмотрению. Оставляя сообщение в «Комментариях», будьте взаимно вежливы и культурны, старайтесь не нарушать установленный порядок.

 

Авторизация:


Анонимно
Авторизовано
E-mail:
Пароль:

Популярно

Loading...

MarketGidNews