Курсы валют ( )
USD: 73.36 р. 100 JPY: 70.7 р.
EUR: 89.15 р. 10 CNY: 11.34 р.
Индексы ( )

|

Finam

Новости finance.comon.ru

LentaInformNews

Дальневосточные ученые: на шельфе Арктических и ДВ морей преимущество за железобетонными платформами

22 Мая 2012, 17:31 | Дальний Восток

ВЛАДИВОСТОК, 22 мая, ZRPRESS. На 25 мая намечен вывод из сухого дока в Находке железобетонного основания платформы, которая после достройки будет работать на Аркутун-Дагинском месторождении проекта "Сахалин-1". В реализации этого проекта активно участвовали ученые Инженерной школы ДВФУ, чьи теоретические и практические разработки требований к бетону стали основой производства главного строительного материала нижней части ледостойкой платформы.

В 2008 году после нескольких лет с момента завершения строительства первых двух нефтедобывающих платформ для Пилтун-Астохского и Лунского месторождений проекта Сахалин-2, строительство которых проводилось с 2003 по 2005 годы, в Находке развернулось строительство новой платформы. Проект начинался на территории того же сухо дока, но теперь по заказу другого оператора сахалинских проектов – "ЭксонМобил".

Приморский край добился этого права в конкуренции с Сахалинской областью, для которой непосредственно предназначается платформа. Губернатор области Александр ХОРОШАВИН мотивировал организацию стройки на Сахалине тем, что это близко к месторождению. Однако, расчеты показали, что строить в Приморье на $200 млн дешевле. Проект начал реализовываться с 2008 года, но непосредственно строительство шло с 2009 по 2012 годы.

Согласно оценке спроса на добывающие платформы для оффшорных российских арктических проектов для работы в Баренцевом море до 2020 года потребуется 17-19 платформ, в Карском море (включая Обско-Тазовскую губу) - 12-13 платформ, в Охотском море - 22-23 платформы. Все моря замерзающие, а в восточной части Баренцева и Карского морях климат особенно суров — период, когда акватории свободны ото льда могут составлять всего 2-3 месяца. Т. е. платформы должны обладать особенно высокими ледостойкими характеристиками. Об истории возведения ледостойких железобетонных оснований платформ, роли российских разработчиков в этих проектах и планах подготовки специалистов, способных в будущем работать над такими проектами в России корреспондент «ЗР» беседует с руководителем Инженерной школы ДВФУ, генеральным директором компании «Гидротекс», доктором наук Александром БЕККЕРОМ.

- Александр Тевьевич, давайте сразу поясним, какие еще материалы используются для строительства оснований для нефте- и газодобывающих платформ, а также поговорим о преимуществах, которыми обладают железобетонные.

- В мире построены десятки тысяч платформ, в основном они стальные и стоят в районах, где нет льда, к примеру, даже в Северном море, где построены около 2000 платформ, ледяной покров отсутствует. Поэтому, когда утверждался первый проект строительства оснований железобетонных платформ для Сахалина-2, представители военного комплекса обращались к премьер-министру и лоббировали строительство стальной платформы на Амурском судостроительном заводе. Была создана комиссия, которая долго обсуждала этот вопрос. Точка была поставлена, когда сделали оценку стоимости, железобетонная платформа оказалась в полтора раза дешевле стальной, потому что при производстве бетона можно использовать местные материалы: щебень, песок, цемент, да и требования к используемой стальной арматуре не такие высокие, как к специальной стали. К тому же у железобетона лучшие гравитационные качества за счет того, что бетон обладает большой массой, которая в свою очередь, повышает устойчивость сооружения. Бетон под водой меньше коррозирует, чем металл. Заменить его может только специальная и очень дорогостоящая сталь.

На новом проекте уже не обсуждали вопрос из чего строить. Железобетонные основания зарекомендовали себя за несколько лет работы на Пилтун-Астохском и Лунском месторождениях.

- Какие работы легли на плечи ученых Инженерной школы и компании «Гидротекс» и какие разработки нашли применение в данном проекте?

- Если в проекте строительства оснований для платформ для Сахалина -2 на нас были в основном возложены проектные работы, связанные с особенностями гидрологических и океанологических условий северного побережья Сахалина, и разработка требований к бетону, то в действующем добавились контрольные функции. В частности, наша лаборатория была арендована компанией "Квернер", которая вела строительство, и полностью выполнила контроль качества укладываемого в основание платформы бетона. Кроме того, мы выполнили исследования сопротивления бетона ледовой абразии. Известно, что Охотское море характеризуется очень динамичным ледовым режимом, там, например, через место установки платформы за год может проходить более 400 км ледяного покрова и торосы массой до миллиона тонн. Лед может быть толщиной от 1,5 до 3 м. Это воздействие постоянное и очень опасное. Так, на предыдущих двух платформах после двухгодичной эксплуатации были разрушены противоледовые стальные пояса. Поэтому компания "Эксон Нефтегаз" заказала нам специальные исследования сопротивления бетона к ледовым истирающим воздействиям, которые мы выполнили в своей лаборатории в 2009 году. Кроме того мы выполнили верификацию наших математических моделей, которые разрабатывались в течение многих лет в нашей научной школе. Были выполнены испытания образцов, отобранных на существующих маяках в Ботническом заливе Балтийского моря, за которыми проводились многолетние (в течение 44 лет наблюдения). Таким образом, экспериментальная проверка ранее сделанных теоретических выкладок доказала правильность наших расчетов. По нашей рекомендации на этой платформе вместо противоледовых стальных поясов использовалась повышенная марка бетона. Мы получили акты внедрения разработанных нами методики и технологии, а по результатам исследований в этом году защищаются две диссертации – кандидатская и докторская.

- Если следовать оценке спроса на добывающие платформы ледового класса, а также планам по разведке шельфов арктических и дальневосточных морей, то платформ потребуется много, очень много. Каковы планы Инженерной школы по подготовке специалистов для их строительства и эксплуатации?

- Да, ожидается, что следующая железобетонная платформа в сухом доке в Находке будет закладываться уже в 2014 году. Только для Охотского моря потребуются в будущем десятки таких платформ. С учетом проектов других заказчиков в Приморье также будут строиться разведочные платформы ледового класса. Это стальные плавучие полупогружные или самоподъемные платформы. Мы намерены участвовать в новых проектах, и считаем необходимым сделать в рамках Инженерной школы лабораторию с ледовым бассейном, чтобы продолжить исследования на новом уровне, тем более, что новые арктические проекты не за горами. В скором времени у Роснефти в Арктике начнется совместный проект с "Эксон Мобил". Мы должны быть к этому готовы, и опережающими темпами заниматься научными разработками, готовить кадры. Задача наших компаний и специалистов – освоить современные технологии, чтобы большую часть будущих проектов принять на себя. И это надо начинать делать.

Что касается подготовки кадров, то для освоения морских месторождений нефти и газа, строительства и обслуживания платформ и других технических средств необходимы инженеры-гидротехники, кораблестроители, инженеры-строители различного профиля, геологи, инженеры-энергетики, специалисты в области логистики, менеджеры и многие др.

Мы готовим таких специалистов - инженеров, обладающих высокими компетенциями, имеющих современное инновационное мировоззрение, владеющих навыками реализации научных разработок в реальные объекты.

В настоящее время в Инженерной школе ДВФУ с участием немецких специалистов разворачивается программа подготовки специалистов для Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (ДЦСС) по реализации крупных проектов в области судостроения, оффшорных проектов. Уже в сентябре этого года иностранные специалисты, и не только немцы, начнут читать лекции нашим студентам. Обучение будет вестись на английском языке. Наши преподаватели - специалисты-практики, крупные ученые, молодые перспективные сотрудники тоже готовятся к переходу на чтение лекций на английском языке, ездят на стажировки за границу. С 2013 года аналогичная программа обучения будет введена в ДВФУ для кораблестроительных специальностей. Вообще же развитие англоязычных программ в ДВФУ рассчитано таким образом, чтобы до 2019 года университет смог принимать на обучение до 7,5 тыс. иностранных студентов.

Надежда ВОРОНЦОВА, "Золотой Рог".

Теги:




Новости партнеров





Новости тематики





Новости раздела








Комментарии

  • Правила пользования функцией «Комментарии» на сайте Zrpress.Ru
  • Запрещается:
    1. Нецензурная брань.
    2. Личные оскорбления в любом виде.
    3. Высказывания расистского толка, призывы к свержению власти насильственным путем, разжигание межнациональной розни.
    4. Проявления религиозной, расовой, половой и прочей нетерпимости или дискриминации.
    5. Публикация сообщений, наносящих моральный или любой другой урон любому лицу (юридическому или физическому).
    6. Использовать в имени (нике) адреса веб-сайтов, грубые и нецензурные выражения.
    7. Совершать любые попытки нарушения нормальной работы функции «Комментарии» и сайта.
    8. Осуществление прямой рекламы в сообщениях.
    9. Помещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, а также нечестные приемы ведения дискуссий.
    10. Мнения авторов комментариев может не совпадать с мнение авторов материалов и администраторов сайта. Администраторы имеют право удалить, отредактировать, перенести или закрыть любое ваше сообщение в любое время по своему усмотрению. Оставляя сообщение в «Комментариях», будьте взаимно вежливы и культурны, старайтесь не нарушать установленный порядок.

 

Авторизация:


Анонимно
Авторизовано
E-mail:
Пароль:

Популярно

Loading...

MarketGidNews