Курсы валют ( )
USD: 73.7 р. 100 JPY: 67.68 р.
EUR: 89.91 р. 10 CNY: 11.47 р.
Индексы ( )

|

Finam

Новости finance.comon.ru

LentaInformNews

Нефтяная неравнодоходность

10 Мая 2011, 00:21 | Дальний Восток

В мае 2011 года российские нефтяные компании - продавцы топлива - отказались от экспорта бензинов в пользу отечественного рынка. Впрочем, это коснулось не всех. Не станут участвовать в месячнике сбытовые подразделения НК «Альянс» на Дальнем Востоке.

В пресс-службе компании корреспонденту «ЗР» пояснили, что «Альянс» и без того отправляет на внутренний рынок российского Дальнего Востока все 100% бензина, произведенного принадлежащим НК «Хабаровским НПЗ». Это - принцип компании, ее рыночная ниша, позволяющая, кстати, много лет иметь стабильные объемы сбыта. По той же причине не коснется дальневосточных структур НК «Альянс» и проведенное правительством РФ значительное повышение экспортных пошлин на бензин.

Стоит отметить, что подобные меры российские власти предприняли после возникновения дефицита автомобильного топлива в целом ряде регионов страны. Главной причиной отсутствия бензина на заправках было признано увеличение его экспорта, составившее 67%. Отправка этой нефтепродукции за рубеж, по данным Минэнерго РФ, дает прибыли с тонны на 2-3 тыс. рублей больше, чем ее продажа на внутреннем рынке. Поскольку кризис коснулся только бензиновой группы нефтепродуктов, было принято решение о выделении высокооктановых бензинов в отдельную позицию при определении ставки таможенных платежей. Раньше этот вид топлива попадал в категорию светлых нефтепродуктов, пошлина для которых с 1 апреля выросла до $283 за тонну, а с 1 мая увеличилась до $304 за ту же единицу измерения. Теперь, персонально для бензина, с 1 мая пошлина установлена на уровне $408,3 за тонну.

Не удовлетворившись двумя перечисленными шагами, правительство РФ, через Минэнерго, разослало производителям нефтепродуктов задания на май, устанавливающие минимальные объемы производства неожиданно дефицитного товара. Федеральный план для Хабаровского НПЗ составил 36 тыс. тонн высокооктановых бензинов. Как пояснил руководитель пресс-службы «Альянса» Андрей РУМЯНЦЕВ, для нефтяной компании это напряженный план. На май для завода необходимо приобрести 330 тыс. тонн нефтяного сырья. Поскольку своей нефтедобычи для загрузки НПЗ у компании недостаточно (а также учитывая логистику), сырье приобретается на свободном рынке. А на нефтяном рынке внутри страны давно действует провозглашенный «Газпромом» в отношениях с отечественными потребителями газа принцип «равнодоходности» - цена нефти держится на уровне мировых котировок. Сырье на май «Альянс» приобрел по цене около 12 тыс. рублей за тонну (примерно 10,25 руб. за литр). Если учесть транспорт (примерно 5,50 руб./л), налоги и акцизы (6,20 руб./л), а также стоимость процессинга (предполагает минимальную рентабельность производства, определяется по формуле, зафиксированной в кредитном соглашении с ВЭБом), на выходе бензин АИ 92 в столице ДФО должен был бы сегодня стоить порядка 32 рублей за литр.

Но для потребителей он обходится дешевле. По расчетам компании, разница между объективным уровнем затрат на производство нефтепродуктов в Хабаровске и отпускной розничной ценой составляет в среднем около 5 рублей - примерно столько теряет компания на 1 литре топлива, поставляемого дальневосточным потребителям. С учетом льготных поставок местным сельхозпроизводителям, компания с 10 февраля до конца апреля 2011 года фактически дотировала потребителей бензина и дизтоплива на сумму 300 млн рублей. Баланс экономической рентабельности производства и сбыта до сих пор удается сдерживать за счет высоких экспортных цен на отправляемую за рубеж другую продукцию Хабаровского НПЗ - нафту, мазут, судовое топливо.

На еженедельных совещаниях, проводимых Минэнерго с участием нефтяных компаний, еще в конце марта месяца прозвучало, что для стабилизации положения дел в нефтеперерабатывающем секторе необходимо прежде всего обратить внимание на цену нефти на внутреннем рынке. Высокая стоимость сырья формирует низкую рентабельность производства и, вместе с принуждением к сдерживанию розничных цен, провоцирует производителей и продавцов искать доходы за рубежом. Конъюнктура внешних рынков гораздо привлекательнее, и высокие запретительные пошлины на тот или иной продукт могут привести лишь к тому, что производителю придется исключить этот продукт из ассортимента выпускаемой продукции.

Сегодня несколько вертикально интегрированных сверхкрупных компаний фактически делят между собой львиную долю рынка, причем значение внутренних рынков нефтепродуктов для производителей и экспортеров нефтяного сырья на самом деле не так уж велико. Крупнейший игрок, располагающий выручкой от экспорта сырой нефти, в состоянии какое-то время искусственно держать цены на нефтепродукты, обеспечивая собственную розничную сеть и придерживая ресурсы в опте - между прочим, удушая таким образом «коммерсантов». Не говоря уже том, что доминирующее положение создает условия для сговоров и манипуляций.

И пока Федеральная антимонопольная служба будет следить исключительно за последствиями фактической монополизации нефтяной отрасли, ее реальные владельцы будут искать возможности увеличить прибыль и усилить свое влияние без лишних вложений в развитие. При сохранении такого положения даже окрики премьера Владимира ПУТИНА, периодически встряхивающие игроков, имеют ограниченную силу воздействия и будут действенны не всегда.

Реальная конкуренция возникнет только тогда, когда на территории РФ станет выгодно производить продукцию высокой степени переработки, - тогда и появятся искомые инновации и добавочная стоимость, безо всякого нажима сверху пойдет постоянная модернизация, без спущенного плана будут производиться качественные нефтепродукты в объемах, покрывающих все потребности российского, да и внешних рынков.

Теги:




Новости партнеров





Новости тематики





Новости раздела








Комментарии

  • Правила пользования функцией «Комментарии» на сайте Zrpress.Ru
  • Запрещается:
    1. Нецензурная брань.
    2. Личные оскорбления в любом виде.
    3. Высказывания расистского толка, призывы к свержению власти насильственным путем, разжигание межнациональной розни.
    4. Проявления религиозной, расовой, половой и прочей нетерпимости или дискриминации.
    5. Публикация сообщений, наносящих моральный или любой другой урон любому лицу (юридическому или физическому).
    6. Использовать в имени (нике) адреса веб-сайтов, грубые и нецензурные выражения.
    7. Совершать любые попытки нарушения нормальной работы функции «Комментарии» и сайта.
    8. Осуществление прямой рекламы в сообщениях.
    9. Помещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, а также нечестные приемы ведения дискуссий.
    10. Мнения авторов комментариев может не совпадать с мнение авторов материалов и администраторов сайта. Администраторы имеют право удалить, отредактировать, перенести или закрыть любое ваше сообщение в любое время по своему усмотрению. Оставляя сообщение в «Комментариях», будьте взаимно вежливы и культурны, старайтесь не нарушать установленный порядок.

 

Авторизация:


Анонимно
Авторизовано
E-mail:
Пароль:

Популярно

Loading...

MarketGidNews