Курсы валют ( )
USD: 74.36 р. 100 JPY: 71.76 р.
EUR: 90.41 р. 10 CNY: 11.48 р.
Индексы ( )

|

Finam

Новости finance.comon.ru

LentaInformNews

Азиатский бизнес делит Дальний Восток на фоне санкций Запада

08 Апреля 2014, 09:02 | Дальний Восток

Введение санкций против России в связи с ситуацией вокруг Крыма, как ни странно, может помочь успешной реализации инвестпроектов с участием азиатского бизнеса на российском Дальнем Востоке.

Прежде всего, энергетических. Япония и Южная Корея заранее просчитывают варианты участия в дележе перспективных проектов, реализуемых на Дальнем Востоке России. Особняком стоит Китай, который интересуется доступом к российской ресурсной базе, но входить в СП с российским капиталом не торопится, за исключением ряда проектов по добыче угля.

Корейцы: таки да!

Практика показывает, что самым перспективным партнером России на Дальнем Востоке выступает Южная Корея, которую ее деловые партнеры не без доли зависти именуют «азиатским евреем».

Бизнес с южнокорейским капиталом уже давно стал визитной карточкой «морозного» инвестиционного климата Приморья. Из раритетов стоит отметить единственный на край 4-звездочный отель Hyundai и активно развивавшуюся в свое время телекоммуникационную «Новую телефонную компанию» (НТК).

В случае с НТК корейцы пали жертвой российского регулятора - компания, успешно работавшая в Приморье, начала тормозить после того, как ей отказали в получении лицензии за пределами края. В итоге один из крупнейших корейских операторов KoreaTelecom и зарегистрированная в Нидерландах SummitTelecomGlobalManagement B.V. (акционерами являются частные лица из Кореи) были вынуждены продать НТК российскому «ВымпелКому» за $420 млн.

Южнокорейская Kogas (крупнейшая государственная корпорация, которая до недавней поры являлась монополистом в закупках природного газа и его использовании в энергетике и промышленности Южной Кореи) пока безуспешно пытается войти в российский газовый бизнес.

Еще в мае 2012 года Kogas и власти Хабаровского края подписали протокол о намерениях, согласно которому корейская компания взяла на себя обязательства разработать технико-экономическое обоснование проекта строительства в Хабаровском крае завода по производству диметилэфира (ДМЭ) стоимостью $470 млн. «Мы планируем закупать всю продукцию этого завода, поэтому России не придется искать его рынки сбыта», - заверил генеральный директор компании KogasVostok Чан Сон ЛИ. Правительство Хабаровского края в целях развития предложило инвесторам четыре площадки под строительство предприятий. Одна из площадок находится в районе Де-Кастри, где располагается терминал ExxonNeftegas, две - в Комсомольском районе (поселок Нижняя Тамбовка и площадка в районе поселка Селихино), четвертая площадка находится в районе имени Лазо. Прошло два года, но о проекте ни слуху, ни духу.

Еще одна точка приложения южнокорейского газового гиганта - Приморье. Kogas уже владеет миноритарным пакетом в ОАО «Приморский газ» (специализируется на снабжении потребителей Приморья сжиженным газом), а представитель инвестора входит в совет директоров компании. Как следствие, наличие в акционерах Kogas уже позволило «Приморскому газу» привлечь кредит в Южной Корее на достаточно выгодных условиях. Кредитные средства были направлены на приобретение современного технологического оборудования в той же Южной Корее, что позволило провести модернизацию.

Южнокорейская госкорпорация «Международный аэропорт Инчон» (IncheonInternationalAirportCorporation) в свое время проявляла интерес к участию в аэропортовом бизнесе во Владивостоке, но в итоге «приземлилась» в Хабаровске. В настоящее время Incheon является стратегическим инвестором и владельцем 10% акций ОАО «Хабаровский аэропорт». Корейцы в первую очередь заинтересованы в строительстве на базе аэропорта грузового терминала, для чего необходимо расширять аэропорт.

Япония учуяла запах газа, нефти и рыбы

Японский бизнес на Дальнем Востоке ведет себя куда более осторожно. «Японский бизнес принимает участие только в тех проектах, которые он может контролировать. И уж будьте уверены, этот бизнес будет очень закрытым», - говорит представитель одной из российских компаний, прорабатывающих варианты сотрудничества с японской корпорацией.

Япония занимает четвертое место в мире по объемам энергопотребления, при этом практически не обладает собственными энергоресурсами. Уровень потребления газа в Японии превышает 80 млрд кубометров в год, а его доля в энергопотреблении - порядка 15%. Япония импортирует 100% потребляемого газа в виде СПГ, занимая первое место в мире по его импорту.

Наиболее успешные примеры японско-российского сотрудничества, как и следовало ожидать, реализуются на Сахалине. Причем не только в нефтегазовой сфере. Так, японская компания Mitsui и сахалинское рыбопромышленное ООО «Тунайча» собираются реализовать совместный комплексный проект в рыбной отрасли стоимостью около $35 млн. В рамках проекта компании планируют построить на Сахалине кетовый рыборазводный завод мощностью воспроизводства 20 млн штук молоди в год, а также модернизировать существующее производство ООО «Тунайча» за счет расширения ассортимента и увеличения объемов по переработке водных биоресурсов.

Губернатор Сахалинской области Александр ХОРОШАВИН, по его словам, с удовлетворением отметил, что сотрудничество японской Mitsui с Сахалинской областью вышло за рамки нефтегазовой отрасли. Он предложил японским партнерам принять участие в развитии аквакультуры на Сахалине, угледобычи и углехимии, в развитии аэропорта Южно-Сахалинска и других аэропортов региона. Еще одно перспективное направление сотрудничества - строительство энергомоста «Россия - Япония».

«Соллерс» завалили. Предложениями

Показательный пример ОАО «Соллерс» с переносом площадки по сборке южнокорейских внедорожников SsangYong во Владивосток спустя пару лет был взят на вооружение японскими автогигантами (вот и подумай, кто больше «азиатские евреи». - Прим. авт.).

В настоящее время производственная площадка «Соллерс» на Дальнем Востоке состоит из двух производственных компаний: ООО «Мазда СоллерсМануфэкчуринг Рус» (Владивосток, СП японской MazdaMotorCorporation и российского ОАО «Соллерс») и ООО «СОЛЛЕРС-БУССАН» (СП «Соллерс» с Mitsui) по производству ToyotaLandCruiserPrado. «Мазда СоллерсМануфэкчуринг Рус» выпускает автомобили Mazda (Mazda CX-5 и Mazda 6) и SsangYong (Rexton, Kyron, Actyon и ActyonSports). Мощность предприятия составляет 60 тыс. автомобилей в год. Полная проектная мощность - 100 тыс. автомобилей.

Сегодня Приморский край рассматривает возможность инвестирования 395 млн рублей в создание особой экономической зоны (ОЭЗ) на базе автомобильного производства «Соллерс» во Владивостоке. Японцам это только на руку.

Кстати, приход японцев полностью поменял принцип работы предприятия во Владивостоке. Не секрет, что принятие решений - достаточно длительный процесс в японских компаниях. Что не может не сказываться на управлении. Еще один минус - японская сторона делает все, чтобы сделать бизнес закрытым, что не совсем на руку местным властям, для которых автосборочное производство с мировыми концернами служит одним из немногих реальных примеров потепления инвестиционного климата в регионе.

Азиатские аппетиты

Япония и Южная Корея не скрывают интереса к российскому зерну. Первая хочет занять позицию трейдера в Азии, вторая готова принять большие объемы.

Как уже сообщал «Золотой Рог», 19 марта в Токио в рамках VI Российско-Японского инвестиционного форума Транспортная группа FESCO, «Объединенная зерновая компания» (совладельцами обеих является группа «Сумма» Зиявудина МАГОМЕДОВА) и японская MarubeniCorporation подписали меморандум о сотрудничестве в области увеличения объемов экспорта зерна из портов Дальневосточного региона РФ. В соответствии с соглашением, ожидается, что на первом этапе реализации проекта объемы экспорта зерна из Дальнего Востока составят до 100 тыс. тонн. В дальнейшем объемы экспорта зерна могут быть увеличены до 5 млн тонн. Поставки зерна будут осуществляться в Японию, Южную Корею, Китай, Тайвань и другие страны Юго-Восточной Азии. MarubeniCorporation в этом случае отводится роль трейдера.

Генеральный консул во Владивостоке ЛИ Ян Гу неоднократно говорил, что Республика Корея является крупным импортером зерна и заинтересована в появлении в Приморье современных зерновых портов. Генконсул отмечал, что на территории Приморского края работает несколько корейских сельхозпредприятий, которые сталкиваются со сложностями при реализации своей продукции из-за недостаточно развитой транспортно-логистической инфраструктуры. Появление специализированного терминала позволит южнокорейскому бизнесу выстроить полную цепочку - от производства до логистики. Правда, войти в этот проект Южной Корее будет непросто.

Сегодня деньги, завтра…

Эксперты считают, что выгода России от сотрудничества с азиатскими партнерами должна заключаться в получении не новых технологий, а финансовых ресурсов. Вхождение иностранных корпораций в совместные предприятия должно служить гарантом долгосрочных отношений, и неважно, прибыльные в конечном итоге эти проекты или убыточные. Примером последнего может служить широко разрекламированный проект завода высоковольтного оборудования Hyundai в Приморье, в который на первоначальном этапе планировалось вложить около $50 млн (собственных и привлеченных средств южнокорейской компании).

Как уже сообщал «Золотой Рог», просчеты в рынке сбыта для продукции предприятия «заморозили» проект на неопределенный срок. В конечном итоге в конце прошлого года ООО «Хендэ Электросистемы» (российская «дочка» южнокорейской HyundaiHeavyIndustriesCo., Ltd) было вынуждено обратиться к приморским законодателям с просьбой предоставить налоговые льготы в связи с тем, что принадлежащий ООО завод по производству комплектных распределительных устройств с элегазовой изоляцией (КРУЭ) до сих пор не имеет заказов.

HyundaiHeavyIndustries в январе 2013 года открыла в г. Артеме (Приморский край) завод по производству КРУЭ класса напряжения 110-500 кВ. В ходе презентации завода было озвучено, что производственная мощность в 2013-2014 годах составит 250 ячеек КРУЭ в год, в 2015-2016 годах - 300 ячеек. На полную мощность завод должен выйти в 2017 году - 350 ячеек в год. Строительство началось в августе 2011 года, тогда же был подписан долгосрочный договор на поставку электротехнической продукции с локализацией производства в РФ между «ФСК ЕЭС» и HyundaiHeavyIndustries. 100% ООО «Хендэ Электросистемы» принадлежит HyundaiHeavyIndustries. Уставный капитал ООО составляет 150 млн рублей, чистый убыток по итогам 2012 года составил 11,657 млн рублей.

Еще одним проблематичным выглядит вялотекущий проект с развитием порта Раджин в Северной Корее. В феврале этого года представители ряда южнокорейских компаний - сталелитейной POSCO, национального ж/д оператора Korail и контейнерного перевозчика Hyundai Merchant Marine - совместно с менеджерами ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) посетили порт Раджин для проведения технического аудита. Состоявшаяся поездка является первым совместным визитом представителей РЖД и южнокорейских компаний в КНДР.

Досье "ЗР"

На первой трехсторонней встрече руководителей железнодорожных администраций России, КНДР и Южной Кореи, состоявшейся в Иркутске в 2006 году, была достигнута договоренность о реконструкции линии Хасан - Раджин и порта Раджин как пилотного проекта по восстановлению Транскорейской магистрали. Проект реализуется совместным предприятием "РасонКонТранс", созданным в 2008 году. ОАО "Торговый дом РЖД" (СП "РЖД" и НПФ "Благосостояние") и портом Раджин (сторонам принадлежит 70% и 30% уставного капитала, соответственноОткрытие участка Хасан-Раджин состоялось 22 сентября 2013 года. В порту Раджин сейчас завершаются строительно-монтажные работы, ведется установка и наладка оборудования. Ввести терминал в эксплуатацию планируется весной 2014 году. Инвестиции составляют около 9,5 млрд рублей. Проект предполагает перевозку угля в объеме до 4 млн тонн в год. В дальнейшем прогнозируется увеличение грузопотока и расширение номенклатуры грузов, включая контейнерные.

Олег КЛИМЕНКО. Газета "Золотой Рог", Владивосток. 

ZRPRESS.RU, Владивосток.





Новости партнеров





Новости тематики





Новости раздела








Комментарии

  • местный!!!08:52, 10.04.2014#

    Про соллерс полная лажа!!!Авто выпускают за границей, сраллерс скупает партию, разбирает, ввозит БЕЗПОШЛИННО в Россию, собирает как конструктора(отвёрточно-ключная сборка) и продаёт по конским ценам!!!

  • Правила пользования функцией «Комментарии» на сайте Zrpress.Ru
  • Запрещается:
    1. Нецензурная брань.
    2. Личные оскорбления в любом виде.
    3. Высказывания расистского толка, призывы к свержению власти насильственным путем, разжигание межнациональной розни.
    4. Проявления религиозной, расовой, половой и прочей нетерпимости или дискриминации.
    5. Публикация сообщений, наносящих моральный или любой другой урон любому лицу (юридическому или физическому).
    6. Использовать в имени (нике) адреса веб-сайтов, грубые и нецензурные выражения.
    7. Совершать любые попытки нарушения нормальной работы функции «Комментарии» и сайта.
    8. Осуществление прямой рекламы в сообщениях.
    9. Помещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, а также нечестные приемы ведения дискуссий.
    10. Мнения авторов комментариев может не совпадать с мнение авторов материалов и администраторов сайта. Администраторы имеют право удалить, отредактировать, перенести или закрыть любое ваше сообщение в любое время по своему усмотрению. Оставляя сообщение в «Комментариях», будьте взаимно вежливы и культурны, старайтесь не нарушать установленный порядок.

 

Авторизация:


Анонимно
Авторизовано
E-mail:
Пароль:

Популярно

Loading...

MarketGidNews