Вторая жизнь владивостокского фарфора
Как и для многих государственных предприятий советской эпохи, для Владивостокского фарфорового завода (ВФЗ) смена власти была серьезным ударом по жизнеспособности. Из 1 500 человек в штате завода сегодня осталось только 30. А привозной фарфор и стекло довели бы предприятие до разорения, если бы менеджмент не нашел на рынке фарфора свою нишу.
Из окна отдела заказов ВФЗ просматриваются огромные площади когда-то действующих цехов. Производственные здания в несколько этажей стоят невостребованными уже несколько лет.
- До 1992 г. на заводе одновременно работали 1,5 тыс. человек, которые выпускали более 2 млн изделий в месяц, - рассказывает директор ООО "Владивостокский фарфоровый завод" Галина БАЛАХОЦЕВА. - В последнее время их себестоимость настолько повысилась по сравнению с центральными регионами России, что мы были вынуждены отказаться от выпуска продукции массового спроса. Теперь мы работаем только на заказ. В один момент мы поняли, что бесполезно конкурировать с завозным фарфором и стеклом - в этой борьбе мы все равно проиграем. И тогда решили сделать ставку на рынок сувенирного и высокохудожественного фарфора. Не считая, конечно, производства изоляторов для Уссурийского локомотивного завода. А так, нам принадлежат уникальные запатентованные разработки фарфоровых штофов для розлива спиртных напитков "Уссурийского бальзама". Для ООО "Стикс" мы делаем урны для праха. Для компании "Орион-фарма" - емкости для препаратов. Отдельная категория - сувенирная продукция.
- Что она собой представляет?
- Большинство крупных компаний, государственных учреждений нуждаются в какой-либо представительской продукции, сувенирах со своим логотипом. Не говоря уже о том, что городу необходимы сувениры с собственной символикой для туристов, например. Мы как раз все это и изготавливаем. Так, к 60-летию Победы заказы на изготовление сувенирной и подарочной продукции у нас разместили Законодательное собрание Приморского края, компания "Восточная верфь". Продукцию со своими логотипами заказывали администрации Приморского края, Хасанского, Октябрьского районов, города Находки, ОАО "Дальэнерго", ДВГТУ, Таможенная академия и другие.
- Насколько востребована сувенирная продукция с символикой Владивостока?
- Она достаточно хорошо раскупается туристами и приезжими. Особенно тарелки, медали. Недавно мы стали изготавливать сувенир для офисов - фарфоровую подставку под визитки с изображением фрагмента памятника борцам за власть Советов. Вообще, вся продукция с символикой города у нас составляет не более 10-15% всех изделий завода.
- А посуду для детских учреждений - школ, детских садов - в настоящее время изготавливаете?
- Вот здесь проблема - у них нет денег. Они хотят, например, чтобы мы продали им кружку за 5 руб. Максимум - за 10.
- А какая себестоимость этого бокала? - указываю на подобие того, что на китайском рынке продается за 30 руб.
- Честно? 130 руб. В розницу мы его отдаем по 80. Приходится продавать ниже себестоимости, иначе его никто не купит. Зато эти убытки компенсируем на каких-то других изделиях.
- В чем продукция завода уступает фарфоровой посуде, которая продается на китайских рынках?
- Только в себестоимости. Основная ее составляющая - затраты на обжиг. Мы топим печи керосином марки ТС-1. Это чистейший керосин, который используется в авиации, и очень дорогой. На фарфоровых заводах в других регионах проще. Там печи работают на природном газе, - это, конечно, намного дешевле, - или на электричестве. Мы тоже думаем в ближайшем будущем поменять свои печи на электрические. Однако тут требуются большие единовременные инвестиции. Стоимость одной такой печи составляет $ 100 тыс., а ее монтаж - $ 60 тыс. В наш цех нужно 2 печи.
Что касается фарфора, который продается на рынках, то я, например, не уверена в его качестве. А наша продукция каждый месяц проходит контроль Санэпиднадзора.
- Почему фарфор вашего завода имеет желтоватый оттенок? Если сравнивать с той же китайской посудой, такой фарфор, по-моему, во внешнем виде проигрывает.
- Все зависит от вида обжига - окислительного или восстановительного, - объясняет заместитель директора по производству Виктор ГОМОРОВ. - Окислительный, который используем мы, дает как раз этот желтоватый оттенок. После восстановительного фарфор приобретает голубизну, но при этом расход топлива при обжиге сильно увеличивается.
- Насколько оправдано идти по пути удешевления продукции, если при этом страдает ее внешний вид?
- А смысла нет вкладываться в тот же восстановительный обжиг, - продолжает Галина Николаевна. - Повторяю: мы отказались от массового производства. А для той продукции, что мы производим сейчас, это нецелесообразно.
Все полки в отделе заказов заставлены образцами продукции завода. Вазами, тарелками, кружками всевозможных форм, цветовых сочетаний и размеров, фигурками животных и т.д. Однако, несмотря на все это разнообразие, явно чувствуется: многим изделиям не хватает какого-то изящества, легкости. Складывается впечатление, что предприятию сложно даются современные тенденции. Не могу не поделиться со своей мыслью с директором завода.
- Конечно, мы понимаем, что для улучшения качества продукции требуются свежие идеи, мысли, то есть новые кадры. Какие-то шаги мы уже предприняли. Например, недавно у нас появился дизайнер. Раньше у нас его вообще не было. С другой стороны, мы осознаем, что на первоначальном этапе не сможем предложить работникам большую зарплату. В настоящий момент, откровенно говоря, у наших сотрудников совсем небольшие зарплаты. В то же время определенным достижением можно считать тот факт, что в последнее время получают они ее в срок.
- Как обстоят дела на других фарфоровых заводах России?
- Из 17 заводов, которые работали в Советском Союзе, в настоящее время работают только 5. И только один из них - Дулевский фарфоровый завод - производит продукцию в больших объемах. Кстати, именно оттуда мы получаем золото для росписи изделий. Деколь нам поставляет Украина, гипс - Пешеланский гипсовый завод, расположенный в центральной части страны. Глину добывают на местном приморском разрезе.
- Какое последнее заметное событие произошло в жизни ВФЗ?
- Я считаю большой удачей то, что недавно мы наладили сотрудничество с рестораном "Байкал", который находится в Японии. Для него мы изготовили посуду на сумму $ 3 тыс. А в настоящее время начинаем работать с крупной австралийской компанией. Они сами на нас вышли с предложением изготовить для них 7 видов сувениров.
Хочу отметить, что планов у нас много и простор для деятельности большой. Вместе с тем хорошо уже то, что завод сумел устоять в период августовского кризиса 1998 г. и сегодня не находится в стагнации.
Новости партнеров
Новости тематики
- Приморцы внесли свои предложения в проект бюджета региона
- ВМТП взыщет 19 миллиардов с FESCO
- Добровольно непринудительно: "Востокцемент" погасил иск в 1,4 млрд рублей
- Работники нефтяной отрасли встретили профессиональный праздник
- Стратегические компании Приморья предлагают обезопасить
- Крупная компания в Приморье сменила название
- Порты Приморья обеспечили основную загрузку Дальневосточному бассейну
- ННК присоединилась к всероссийской акции взаимопомощи #МыВместе
- ННК изменила правила обслуживания на АЗС в связи с угрозой распространения коронавируса
- В Якутии освободили малый и средний бизнес от проверок
Новости раздела
- Приморцы внесли свои предложения в проект бюджета региона
- ВМТП взыщет 19 миллиардов с FESCO
- Добровольно непринудительно: "Востокцемент" погасил иск в 1,4 млрд рублей
- Людмила Талабаева: времена "варварской" перевалки угля остались в прошлом
- Наблюдательный совет ПАО "ВМТП" не подтвердил увольнение гендиректора Заирбека Юсупова
- Экотерроризм или забота о природе: что представляет собой экодвижение в Приморье
- Правительство ухватило компанию "АЛРОСА" за алмазы
- "Всеволод Сибирцев" за три месяца на промысле в Тихом океане выпустил 25 млн банок
- Улов доплыл до школы
- В Южно-Сахалинске открыт самый восточный дата-центр России
Комментарии
- Правила пользования функцией «Комментарии» на сайте Zrpress.Ru
- Запрещается:
- Нецензурная брань.
- Личные оскорбления в любом виде.
- Высказывания расистского толка, призывы к свержению власти насильственным путем, разжигание межнациональной розни.
- Проявления религиозной, расовой, половой и прочей нетерпимости или дискриминации.
- Публикация сообщений, наносящих моральный или любой другой урон любому лицу (юридическому или физическому).
- Использовать в имени (нике) адреса веб-сайтов, грубые и нецензурные выражения.
- Совершать любые попытки нарушения нормальной работы функции «Комментарии» и сайта.
- Осуществление прямой рекламы в сообщениях.
- Помещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, а также нечестные приемы ведения дискуссий.
- Мнения авторов комментариев может не совпадать с мнение авторов материалов и администраторов сайта. Администраторы имеют право удалить, отредактировать, перенести или закрыть любое ваше сообщение в любое время по своему усмотрению. Оставляя сообщение в «Комментариях», будьте взаимно вежливы и культурны, старайтесь не нарушать установленный порядок.