Курсы валют ( )
USD: 74.36 р. 100 JPY: 71.76 р.
EUR: 90.41 р. 10 CNY: 11.48 р.
Индексы ( )

|

Finam

Новости finance.comon.ru

LentaInformNews

Принцип влюбленности

01 Января 1996, 00:00 | Дальний Восток

Что общего может быть между строительством, производством молока и медицинскими услугами? На первый взгляд ничего. Кроме того, что все это может быть сферой интересов одного человека, который по-настоящему влюблен в каждое из своих начинаний.

"Принцип влюбленности" лежит в основе многоотраслевого холдинга "Зеленые листья". "Каждое дело, которое есть в моем бизнесе, оно должно быть лично мне интересно. Если оно лично мне нравится, а еще лучше, если я вообще в него влюблен, это гарантия успеха", - такую собственную формулу успешного бизнеса вывел президент холдинга Виктор МАРЧЕНКО. И за 20 лет (!) существования его бизнеса, эта формула его еще ни разу не подвела.

- Виктор Васильевич, принято считать, что российский бизнес только отметил свое первое десятилетие. А вы говорите о том, что для вас бизнес начался двадцать лет назад.

- Началось все со статьи в журнале "ЭКО", которая рассказывала об идее и перспективах развития молодежных жилых комплексов. И эта статья перевернула мою жизнь. До этого я был врачом, работал в поселковой больнице. Но идея построить "город Солнца" под названием Молодежный жилой комплекс г. Владивостока настолько увлекла меня, что я уволился с работы и приступил к воплощению своей идеи. Сначала я был безработным, потом начал понемногу зарабатывать, потом появился МЖК, затем - бизнес, который перерос в компанию "Зеленые листья". В январе 2006 г. будет 20 лет с тех пор, как я зарабатываю деньги и себе, и своим сотрудникам самостоятельно.

- Как сложно было развивать бизнес в то время, когда никто еще о бизнесе ничего не знал?

- В то время я, во-первых, был моложе. И это самое главное условие последующей успешности. Молодость - это энергия, а она города и бизнес берет. И тогда это было скорее интересно, чем сложно. Хотя, безусловно, были сложности. К примеру, на первых этапах у меня не было денег даже на то, чтобы купить газету. Квартиры тоже не было - я жил у друзей. С точки зрения бизнеса были другие проблемы. Скажем, в 1986 г. для того, чтобы открыть первый в городе видеосалон, требовалось специальное постановление горкома партии. Мы через это прошли и салон открыли. Потом начали делать архитектурно-художественные работы, затем ремонтные. И так пошло-поехало. К концу 1988 г., еще до появления закона о кооперации, который легализовал бизнес в России, коллектив МЖК г.Владивостока имел 42 хозрасчетных подразделения. И все они "ютились" на одном единственном счету в банке, открытом без всякого устава. И это был огромный опыт, в первую очередь психологический. Капитала в то время мы не накопили: все, что легко приходило, легко и уходило. Но опыт предпринимательства пришел именно в те годы. И я очень благодарен тому периоду.

- Строительство, торговля, производство продуктов питания -ваша компания с самого начала занималась самыми разными видами бизнеса. Это было оправдано?

- Универсальные холдинги, построенные не по классическим правилам, а по принципу: где что вдруг стало получаться -это специфика российского бизнеса. В 90-е одновременно существовали десятки видов бизнеса, и везде по большому счету не было серьезной конкуренции. И большинство предпринимателей думало так: если я занимаюсь продажей тараканьих палочек, одновременно строительством и чем-нибудь еще, и везде все складывается удачно, почему я должен что-то бросать. Я тоже не бросал. Потом со временем я стал понимать, что каждый бизнес имеет свою специфику, и начал думать, как мне все это объединить. Так, можно сказать, вынужденно, начал зарождаться холдинг. Это российский тип образования холдинга. Классические холдинги организуются по другому принципу - в основном это явление сверху. У нас в России было снизу и случайно. Я говорю, конечно, о малом и среднем бизнесе, не беру во внимание крупные нефтяные и промышленные холдинги.

- То есть у специализированных компаний гораздо меньше шансов выжить?

- Тогда на рынке было слишком много рисков, и специализированные компании либо сильно прорывались, благодаря тому, что люди концентрировались на чем-то одном, но большая часть их разваливалась из-за того, что рынок менялся быстрее, чем они могли себе позволить. Поэтому это было слишком рискованно. Например, дефолт 1998 г. был эпохальным событием для России. Все бизнесы, которые тогда существовали, переживали этот шок несколько месяцев. Кто-то вообще из него не вышел. Наша компания в то время уже была холдингом. На одном виде бизнеса - поставка строительных материалов - мы получили убыток. На другом - продажа детских товаров - сверхприбыль. И в целом от дефолта холдинг даже выиграл.

- Сегодня ситуация изменилась?

- Сейчас у нас направлений уже не так много, как было раньше. Это тоже явление времени. Когда-то у нас было 12-15 направлений деятельности. Но специализация рынка, его развитие, привело к тому, что один человек десятью видами бизнеса глубоко заниматься не может. Поэтому, естественно, уходили те виды бизнеса, которые были менее интересны (хотя не всегда менее прибыльные). Сегодня мы сократили количество видов деятельности до 4-5. А те, которые остались, показывают хорошие темпы развития, везде есть претензии на инновации, есть определенное творчество. Основные темы, которыми мы сегодня занимаемся, - это молочка, недвижимость, год назад начало развиваться направление под названием медицинские услуги. Но этот бизнес еще только в стадии инвестирования. Хотя по перспективам - один из ключевых.

- Насколько сложно управлять таким многоотраслевым холдингом? Нужно быть специалистом в каждой из этих областей или просто хорошим управленцем?

- Ни то, ни другое. Главное - живой интерес ко всему, что ты делаешь. И зачастую дела, которые человеку нравятся, но он в них не специалист, получаются у него лучше, чем у профессионалов. И дело тут в том, что дилетант (в хорошем смысле слова), не ограничивается стереотипами этого бизнеса. Он вынужден сам что-то придумывать, творить, пробовать, рисковать. И именно тогда и случаются прорывы, которые затем становятся конкурентными преимуществами. В каком-то смысле воинствующий дилетантизм - это великое дело. Но еще раз повторю: только при условии, что человек действительно влюблен в это дело.

- Строительство, торговля - эти сферы бизнеса принято считать прибыльными. А почему вы стали вкладывать средства в сельское хозяйство, которое принято считать убыточным, особенно в Приморье?

- Здесь был большой перерыв во времени. Сельское хозяйство как рынок открылось в России после дефолта 1998 г. До дефолта это была совершенно убыточная, деградирующая отрасль. 1998 г. выровнял паритет цен, открылся рынок продуктов питания собственного производства. Идея молочного бизнеса родилась, прежде всего, из моих собственных потребностей. Дело в том, что я очень люблю молочные продукты, особенно молоко. И все время страдал от того, что хорошего молока в магазинах не было. Периодически я позволял себе ездить в деревню за парным молоком, но это был не выход из положения. И задумался: а ведь это ниша, из которой можно сделать бизнес. И самому себе приятно, и людям - тоже. Но возникла другая проблема - технологии производства в 1999 г. позволяли хранить пастеризованное молоко 36 часов. Это не соответствовало плохо развитой дистрибуции товара. С одной стороны, хотелось выпускать пастеризованное молоко, с другой - у него был очень короткий срок хранения. Проблема была налицо. Уловив это, начал думать, как сделать так, чтобы и молоко оставалось живым, и срок хранения увеличился. Решение этой проблемы вылилось в десятки будущих патентов на новые технологии.

- Для разработки новых технологий вы приглашали крупных специалистов в области молочной промышленности?

- Нет. Новые технологии рождались в результате работы сборной команды. Я нашел разных интересных людей в Москве, Казани, Владивостоке, которые были специалистами в самых разных областях. Я смог увлечь их молочной темой, и результат налицо: разработанные технологии не имеют аналогов не только в России, но и в мире. Это как раз тот случай, когда воинствующий дилетантизм принес свои плоды. А так как оборудования для изобретенных нами технологий не было, то мы постепенно начали его изготавливать сами. Сейчас готовимся к тому, чтобы сделать производство оборудования для молочной промышленности самостоятельным видом бизнеса. Этим уже заинтересовались американские партнеры.

- По мере развития холдинга все больше внимания уделяется производству. И это несмотря на то, что многие предприниматели сетуют на то, что в Приморье развивать производство невыгодно - высокие тарифы, налоги, масса других проблем, которые мешают развитию. Это действительно так?

- Есть пессимисты, есть оптимисты. Пессимист будет говорить о высоких тарифах, большом налоговом бремени и еще массу слов для того, чтобы оправдать собственную неуспешность. Я не хочу на это тратить время. В этих условиях меня все устраивает. Ведь дело в том, что любая трудность, встречающаяся на пути, - это возможность применить творчество и найти выход из положения. Высокие тарифы заставляют думать о том, как их удешевить. Отсутствие сырья, как в примере с нашим молочным производством, мотивирует на то, чтобы максимально это сырье сохранить, завести собственные фермы и т.д. То есть в каждом негативе можно найти позитив. И негатив является негативом до тех пор, пока ты не нашел для него красивое решение. А когда решение найдено, ты думаешь о том, что хорошо, что был негатив, который помог найти решение, которое сделало бизнес еще успешнее.

- В новые проекты вы вкладываете то, что заработал уже существующий бизнес, или предпочитаете брать кредиты?

- Я всегда был сторонником кредитов. И уверен в том, что взять кредит выгодно, потому что бизнес более доходен, чем стоимость денег в банке. Поэтому кредитная политика у нас всегда была довольно масштабная. И та прибыль, которую мы зарабатывали, шла не на инвестирование, а на обслуживание кредитов. Здесь практика очень простая: если я зарабатываю миллион рублей прибыли, то этот миллион можно инвестировать. Я предпочитаю взять 30 млн руб. кредита, а миллион прибыли тратить на обслуживание. Но таким образом я резко выигрываю во времени: у меня сразу есть большая сумма, я могу быстрее развиваться. В этом смысле мы всегда были организацией, которой не хватает денег. На мой взгляд, дефицит инвестиционного бюджета - это очень хороший показатель динамики развития бизнеса. И управление таким дефицитом пробуждает творчество в компании, создает инновации.

- От многих бизнесменов приходится слышать, что развитию бизнеса мешает власть. Какие у вас взаимоотношения с властью?

- Разные были отношения. Но я человек не политический. Хотя, конечно, как у любого нормального мужика, есть амбиции. Но я пережил этот период и для себя решил, что бизнес мне гораздо интереснее политики. Тем более, в моем представлении, до политика еще не дорос. И я крайне удивляюсь, когда многие люди, с моей точки зрения еще никакие предприниматели, но лезут в политику. К таким политикам у меня отношение несерьезное. Конечно, иногда непрофессионализм политиков аукается и на нашей компании. Но зато есть те области бизнеса, в которых эти горе-политики еще не наплодили дурных законов. Поэтому в России пока еще очень много свободы для бизнеса. Естественно, я по максимуму пользуюсь этой свободой.

- Сегодня много говорят о том, что успешный бизнес должен поддерживать социальную сферу, быть социально ответственным. Ваш взгляд на это?

- Бизнес хороший тогда, когда его делают хорошие люди. Чем более интересна команда единомышленников в бизнесе, тем более социален этот бизнес. Это взаимосвязанные вещи. Естественно, я выполняю законные требования об уплате налогов. Оставшуюся прибыль трачу на социальные проекты, включая людей и развитие бизнеса. Но ведь бизнес и не может быть асоциальным по определению. Тогда это не бизнес, а криминал. Поэтому моя первая забота - это люди, которые работают в компании. А люди - это и есть социум.

Автор:
Теги:




Новости партнеров





Новости тематики





Новости раздела








Комментарии

  • Правила пользования функцией «Комментарии» на сайте Zrpress.Ru
  • Запрещается:
    1. Нецензурная брань.
    2. Личные оскорбления в любом виде.
    3. Высказывания расистского толка, призывы к свержению власти насильственным путем, разжигание межнациональной розни.
    4. Проявления религиозной, расовой, половой и прочей нетерпимости или дискриминации.
    5. Публикация сообщений, наносящих моральный или любой другой урон любому лицу (юридическому или физическому).
    6. Использовать в имени (нике) адреса веб-сайтов, грубые и нецензурные выражения.
    7. Совершать любые попытки нарушения нормальной работы функции «Комментарии» и сайта.
    8. Осуществление прямой рекламы в сообщениях.
    9. Помещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, а также нечестные приемы ведения дискуссий.
    10. Мнения авторов комментариев может не совпадать с мнение авторов материалов и администраторов сайта. Администраторы имеют право удалить, отредактировать, перенести или закрыть любое ваше сообщение в любое время по своему усмотрению. Оставляя сообщение в «Комментариях», будьте взаимно вежливы и культурны, старайтесь не нарушать установленный порядок.

 

Авторизация:


Анонимно
Авторизовано
E-mail:
Пароль:

Популярно

Loading...

MarketGidNews