Курсы валют ( )
USD: 74.86 р. 100 JPY: 72.16 р.
EUR: 91.15 р. 10 CNY: 11.56 р.
Индексы ( )

|

Finam

Новости finance.comon.ru

LentaInformNews

Наше решение является окончательным

01 Января 1996, 00:00 | Дальний Восток

Финальная часть I краевой Премии "Компания года и Менеджер года в Приморском крае-2004", которая была учреждена ИК "Золотой Рог" при поддержке администрации Приморского края, продолжается. И сегодня мы представляем очередного финалиста Премии в номинации "Менеджер года в Приморского крае-2004" -президента Владивостокского морского торгового порта Михаила РОБКАНОВА.

Быть успешным менеджером успешной компании очень сложно. Однако еще сложнее быть успешным менеджером на протяжении многих лет, из года в год обеспечивая высокие темпы развития своей компании. Михаилу Робканову, в апреле отмечающему 20-летие работы во Владивостокском морском торговом порту, это удалось. Каким образом? Об этом он рассказал в интервью "ЗР".

- Михаил Федорович, с вашей точки зрения, какими качествами должен обладать успешный менеджер?

- Отвечу вопросом на вопрос. Рыбе, для того чтобы хорошо плавать, что нужно? Хорошие тактико-технические данные и, естественно, вода. Это же касается и менеджера. Прежде всего нужна соответствующая среда. Сегодня это рынок. Соответственно, успешный менеджер должен ориентироваться в рыночных условиях, так же как рыба в воде. Знать все подводные течения. И оставаться при этом порядочным в любом деле настолько, насколько это позволяет человеческая сущность. В принципе, рецепты успешности давным-давно открыты, и я не изобрету ничего нового. Самое главное, надо учиться. Всегда и везде. Я, например, очень любопытный человек. Даже на рыбалке в Посьете одним глазом смотрю на поплавок, а вторым - на работу местного порта. Считаю, где бы ты не находился, обязан подмечать все плюсы и минусы окружающего. Некоторые замечают только минусы, но в это в корне неверно. Минус сам собой просится на глаза, а вот увидеть тот или иной положительный момент, который впоследствии можно успешно применить на собственном предприятии, сможет не каждый. Поэтому, отправляя своих подчиненных в командировку, в первую очередь требую: смотрите на все широко открытыми глазами. Охватывайте как можно больше, и не только то, что касается вашей специализации. Даже в аэропорту и по дороге из него.

- На вашем предприятии выстроена весьма своеобразная модель управления...

- Много лет назад нам удалось выстроить такую систему, при которой я не перегородил путь наверх ни одному из специалистов. Мы осознанно пошли на реструктуризацию компании - сегодня в Ассоциацию Владивостокский морской торговый порт входит 63 полноценных предприятия. На каждом - свой руководитель и главный бухгалтер, у каждого - собственный баланс, каждый директор, точно так же, как и я, отвечает перед налоговым инспектором и прокуратурой. Это мои коллеги, и, согласно уставу, они мне доверяют.

- Тем не менее последнее слово всегда остается за вами?

- Конечно. Наша ассоциация - тот же улей у пчел, а ОАО "Владморторгпорт" - его матка, и все остальное так или иначе вьется вокруг него. На мой взгляд, у любого предприятия должно быть ядро. Без такого ядра будет броуновское движение, а при таком порядке много не наработаешь. Есть Солнце и вокруг него планеты - и ничего, живем. Так и на любом производстве.

- Можно сказать, что вы копировали чей-то опыт?

- Ничего нового в этом нет. В мире сегодня есть все. Мы сделали так, как нам было удобно. Уже в советское время у нас в порту успешно работали так называемые хозрасчетные-перегрузочные комплексы. Поэтому, как только позволило законодательство, мы с легкостью превратили их в юридические лица. Помните нашумевший закон о кооперативах? Ведь мы одними из первых им воспользовались. Речь о морском вокзале. Я всегда говорил: человек раскрывается только тогда, когда может влиять на процесс. А влияет он только тогда, когда имеет деньги в руках. Тот же морвокзал все время был убыточным - сегодня это одно из самых высокорентабельных производств в Ассоциации ВМТП, визитная карточка Владивостока.

- Вы возглавляете Клуб крупнейших налогоплательщиков Приморского края, которому уже несколько лет. Насколько реально это работающая структура? Есть мнение, что практического смысла в его существовании нет.

- Все ищут какую-то подоплеку, тайную идею. Да нет этого. Давайте остановимся прежде всего на названии - Клуб. Этим он и ценен. Его участники не ставят перед собой сверхзадач. Для нас главное - возможность собраться всем вместе и пообщаться. Лучше узнать друг друга. Мы не лобби, мы - партнеры. Возьмем ваш конкурс - его критерии для меня не совсем понятны. На мой взгляд, самым объективным показателем являются налоги. 100 членов Клуба крупнейших налогоплательщиков обеспечивают 67% налоговых поступлений Приморья - это ли не критерий? А кто-то день и ночь думает, как бы изобрести очередную лазейку и эти самые налоги свести до минимума. Думает и исполняет профессионально - но какой же он лучший менеджер? Причем налог сам по себе еще ни о чем не говорит - его еще нужно отнести на что-то. На то же количество работающих. Дать какой-то объективный показатель. Возьмем, к примеру, Новую телефонную компанию. Весьма успешное предприятие. И в списке крупнейших налогоплательщиков на четвертом месте. Но давайте отнесем его показатели на количество работающих и получим еще более четкую картину. Так, считаю, будет честно. Кстати, в Клубе присутствуют представители самых разных политических течений, от единороссов до коммунистов. Я один беспартийный. И объединяет всех нас только одно - налоги.

- Тем не менее в ваших руках весьма эффективный инструмент взаимодействия с властью. Не думаю, что руководитель предприятия откажется от тех или иных преференций.

- Моя позиция к льготам резко отрицательная. Я горжусь тем, что мое предприятие живет "вбелую". У нас в АО нет ни одной офшорной компании, единственное, что счета в нескольких таких банках открыты. Мы живем по тем законам, которые установило государство. И льгот оно дает предостаточно. Выйдет то или иное послабление, и работать нам сразу же легче. Но тут палка о двух концах. Мы уже привыкли к жесткому режиму, а нам - раз, и смягчили правила игры. А для тех, кто привык работать "втемную", это, наоборот, тяжело. Поэтому нужно привыкать жить в тех условиях, которые нам создают. Поверьте, они не смертельны. Повторюсь, я категорически против всяких льгот. Клуб крупнейших налогоплательщиков - действительно серьезный инструмент, и власть с нами всегда будет работать. Отмечу, за все время существования Клуба мы не получили ни одного отказа от руководителей края на приглашение встретиться, включая губернатора. То же самое и с налоговыми органами, пенсионной службой, таможней и т.д. Поэтому наши заседания - это своего рода экзаменационная комиссия для приглашенных. И разговор при этом идет на равных. Как следствие, при необходимости Клуб крупнейших налогоплательщиков легко может трансформироваться во что угодно.

- Президент РФ заявил о том, что итоги приватизации, по крайней мере за последние три года, пересматриваться не будут. Ваше видение этой проблемы?

- Благодаря Виктору ЧЕРЕПКОВУ ОАО "ВМТП", пожалуй, единственное предприятие в стране, прошедшее полное прокурорско-судебно-арбитражное чистилище на предмет правильности приватизации. Все суды мы выиграли. Поэтому смело заявляем: порт приватизирован абсолютно правильно и по закону. Другое дело, что государство с нами пытается поиграть. Выделили нам в свое время так называемый Фонд акционирования предприятия (ФАРП), а дальше тихо-мирно решили, что коллектив и без него обойдется. Поэтому сегодня и приостановлен процесс продажи госпакета порта. Один из наших работников правильно поставил вопрос: почему его лишили возможности участия в приватизации госпакета на условиях ФАРПа? Мое мнение - до тех пор, пока у власти стоящие будут пытаться захватить уже кому-то принадлежащее производство, а не возводить новое, до тех пор страна вперед двигаться не будет. Все остальное - шажки на месте. Возьмем, условно говоря, один из мелких местных портов. Принадлежал одним, затем захватили другие, сначала пришли "белые", потом "красные", ныне уже правят "зеленые". А суть-то от этого не изменилась. Предприятие лучше не заработало.

- Кто сегодня является основным владельцем ВМТП?

- Порт принадлежит портовикам. Мы единственное в стране подобное предприятие, сохранившее контроль. Наше решение является фактически окончательным по любому вопросу. Начиная с инвестиций и стратегических решений и заканчивая социальными гарантиями и благотворительностью. Какой хозяин со стороны позволил бы нам тратить на шефскую помощь около $ 1 млн в год? А коллектив это может. Поэтому все, что мы делаем - по школе, церкви, совету ветеранов - все это по решению коллектива. Что касается Магнитки (структурам ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат" принадлежит 26,44% акций ОАО "ВМТП". - Прим. авт.), то они, в принципе, поддерживают наши решения. Все дело в том, что Магнитка - одно из немногих российских предприятий, где собственником выступает менеджмент.

- В конце прошлого года была предпринята попытка недружественного поглощения порта. Вам удалось справиться?

- Нет, все еще в достаточно подвешенном состоянии. Объявления в самых разных местах - "купим акции Владивостокского порта на ваших условиях". Обратите внимание, акцент на ВАШИХ условиях. Мол, разбогатеете в одночасье. В результате таких действий на рынке капитализация порта сегодня возросла в 30 с лишним раз! На нас брошены просто огромные деньги, но я сомневаюсь, что им удастся достичь своей цели.

- В этом году впервые за свою историю ВМТП не будет платить дивиденды.

- Мы решили направить эти деньги на развитие. В первую очередь, купить два крана для нового причала. Значительные средства. И при этом тратим более миллиона долларов на школу и церковь. Так надо.

- Но существует масса вариантов привлечения средств со стороны. Под одно имя Робканов любой банк предложит весьма заманчивые проценты...

- Сегодня кредиты для нас не самый оптимальный вариант. Мы имеем море предложений, и от московских, и от зарубежных банков, на самых выгодных условиях. У ВМТП просто превосходная кредитная история. На оформление любого, даже сверхкрупного кредита, требуются дни. Мы этим гордимся, но деньги предпочитаем вкладывать свои.

Досье

Робканов Михаил Федорович родился 21 марта 1950 г. в пос. Пильво Сахалинской области. В возрасте 15 лет поступил во Владивостокское мореходное училище на судоводительское отделение. Работал штурманом на судах ДВМП. В 1976 г. окончил Дальневосточное высшее инженерное морское училище им. Г. Невельского по специальности инженер-эксплуатационник водного транспорта. Рабочий путь во ВМТП начал со сменного заместителя начальника складской части. Затем возглавил контейнерный терминал, контейнерный отдел порта. В 1977 г. становится заместителем начальника службы портового хозяйства ДВМП, а в 1979 г. - первым заместителем начальника порта. С 1985 г. и по настоящее время - глава ВМТП. Имеет государственные и отраслевые награды: медаль "300 лет Российскому флоту", значок "Почетный работник транспорта России", значок "Отличник народного образования", орден Почета и др. Награжден Орденом дружбы народов. Женат. Отец двух взрослых сыновей.

P.S. Проголосовать за финалистов I краевой Премии "Компании года в Приморском крае - 2004" и "Менеджер года в Приморском крае - 2004" можно на веб-сайте премии www.premia.zrpress.ru

Автор:
Теги:




Новости партнеров





Новости тематики





Новости раздела








Комментарии

  • Правила пользования функцией «Комментарии» на сайте Zrpress.Ru
  • Запрещается:
    1. Нецензурная брань.
    2. Личные оскорбления в любом виде.
    3. Высказывания расистского толка, призывы к свержению власти насильственным путем, разжигание межнациональной розни.
    4. Проявления религиозной, расовой, половой и прочей нетерпимости или дискриминации.
    5. Публикация сообщений, наносящих моральный или любой другой урон любому лицу (юридическому или физическому).
    6. Использовать в имени (нике) адреса веб-сайтов, грубые и нецензурные выражения.
    7. Совершать любые попытки нарушения нормальной работы функции «Комментарии» и сайта.
    8. Осуществление прямой рекламы в сообщениях.
    9. Помещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, а также нечестные приемы ведения дискуссий.
    10. Мнения авторов комментариев может не совпадать с мнение авторов материалов и администраторов сайта. Администраторы имеют право удалить, отредактировать, перенести или закрыть любое ваше сообщение в любое время по своему усмотрению. Оставляя сообщение в «Комментариях», будьте взаимно вежливы и культурны, старайтесь не нарушать установленный порядок.

 

Авторизация:


Анонимно
Авторизовано
E-mail:
Пароль:

Популярно

Loading...

MarketGidNews