Курсы валют ( )
USD: 74.86 р. 100 JPY: 72.16 р.
EUR: 91.15 р. 10 CNY: 11.56 р.
Индексы ( )

|

Finam

Новости finance.comon.ru

LentaInformNews

Опыт Аляски нам не пример?

01 Января 1996, 00:00 | Дальний Восток

Во Владивостоке по приглашению Дальневосточного центра экономического развития, в рамках программы "Комплексное содействие развитию предпринимательства на Дальнем Востоке" (ESD), поддерживаемой корпорацией Winrock International за счет средств Агентства по Международному развитию США, побывал профессор К. Кридл (Keith R. Criddle).

Досье

Программа "Комплексное содействие развитию малого и среднего бизнеса на Дальнем Востоке России (2004 - 2006)" (ESD) поддерживается корпорацией Winrock International за счет средств, предоставленных Агентством по Международному Развитию США. В Приморье она реализуется Дальневосточным центром экономического развития, созданного для поддержки независимых экономических исследований, консалтинга и бизнес-образования на Дальнем Востоке. Пилотной площадкой для апробации такого вила современного и конкурентоспособного на международном рынке образования, поддерживаемого программой ESD, является специальность "Математические методы в экономике" в ДВГУ. С 2004 г. в Приморье было поведено свыше 60 тренингов, на которых прошло обучение около 700 представителей малого и среднего бизнеса края. Темы тренингов - планирование производства, складской учет и управление системами распределения товаров, стратегическое управление, управление проектами, корпоративное управление, управление контролем качества, ценообразование и контроль стоимости, логистика, рынок и социальная ответственность, мерчендайзинг, эффективные продажи, эффективное продвижение товара и др.

Эксперт-консультант международного уровня в области рыбной промышленности, один из разработчиков закона о рыболовстве США, он был приглашен для проведения семинаров и консультаций с предприятиями рыбной отрасли Приморья в связи с вступлением России в ВТО. Профессор Кридл принимал участие в оценке влияния Аляскинского нефтепровода на рыбную отрасль и экологию. Об американском опыте в этой сфере корр. "ЗР" и побеседовал с экспертом.

- Господин Кридл, сейчас многих на Дальнем Востоке волнует решение правительства о строительстве нефтепровода Тайшет - бухта Перевозная. Экологи считают, что он нанесет непоправимый ущерб бухте и заповедным территориям, по которым намечено проложить трассу Можно ли соблюсти баланс интересов промышленного развития территории и сохранения природы?

- Конечно, в мире наработан такой опыт, но для этого надо учитывать все возможные риски. На Аляске в 1989 году случилась авария на нефтепроводе и фактически произошла экологическая катастрофа. Тогда экологам, строителям, и тем, кто эксплуатирует трубопровод, стало понятно, что принятых ранее мер по безопасности было недостаточно.

- А что дешевле: заранее предусмотреть все возможные негативные последствия или, когда это случится, принимать меры?

- Я считаю, практичнее заранее все предусмотреть, чем потом ликвидировать последствия… Есть технологии, которые позволяют избежать страшных катастроф. Например, если давление в трубе падает, а есть датчики, которые это определяют, в дело включается специальный клапан или насос, который тут же прекращает прокачку нефти, и тот участок трубы закрывается. Как только обнаруживается утечка, происходит локализация, чтобы не было выброса. На Аляске, особенно на участках, которые стоят над речками, есть такие детекторы. И предусмотрены обходные (запасные) участки трубы, по которым качается нефть, пока в поврежденном месте происходит замена.

Менеджеры частных компаний, проектируя нефтепровод, заложили в проект все эти расходы, чем, конечно, удорожили его. Но есть определенные требования по сохранению экологии и все должны их соблюдать. В оценке проекта участвовала большая команда экспертов. Были учтены все рельефы: гористая местность, наличие речек, а также заповедники. Кроме того, компании, которые выкачивают нефть, постоянно держат в море, в районе береговой линии, суда-нефтесборщики на случай разлива нефти.

Была учтена и сейсмичность, поэтому, когда были толчки 6-7 баллов, нефтепровод выдержал. И в результате то, что сначала удорожило проект, оправдало себя, так как в случае аварии затраты на ее ликвидацию были бы гораздо больше.

- Наши экологи часто приводят в качестве примера разумного подхода к таким проектам опыт Аляски. Говорят, там каждый житель получает доход от нефтепровода. Это своеобразная страховка на случай возможной катастрофы?

- Когда речь идет о выплатах жителям штата Аляска, это не страховые выплаты. Нефть, добываемая на территории, - невозобновляемый ресурс, и в свое время на уровне штата Аляска был принят закон о том, что компании, которые добывают и транспортируют здесь нефть, отчисляют налоги в бюджет штата и государства. Из части этих налогов формируется специальный инвестиционный фонд.

Средства фонда идут на финансирование всевозможных инвестиционных проектов и не только на Аляске. Часть доходов от этих средств - примерно 8% - идет на компенсационные выплаты (ренту) гражданам Аляски. Каждый житель получает ежегодно на свой счет в среднем полторы тысячи долларов.

Малые народности, если нефтепровод как-то влияет на их родовые земли, разделяет пастбища и т.п., тоже могут использовать какие-то преимущества от нефтепроводов. Для них в первую очередь предназначены часть создаваемых рабочих мест и образовательные программы.

- Скажите, если на референдуме большинство местных жителей высказывается против нефтепровода, как дальше развивались бы события в США?

- В США два выбора: если большинство людей - против, тогда нефтепровод надо тянуть в обход этой территории. В противном случае люди имеют право жаловаться в суд и требовать компенсацию за ущерб.

- В недавнем интервью "ЗР" представитель краевой администрации заявил, что протесты местных экологов финансируются из-за рубежа, чтобы препятствовать строительству нефтепровода. Многие экологи усмотрели в этом намек на США, которые вроде не заинтересованы в этом нефтепроводе. Ваш комментарий?

- Экологические организации не финансируются из бюджетов государств и не управляются ими. Но они очень влиятельны во всем мире. Думаю, эти организации заинтересованы в развитии территорий, но главная их задача - в предотвращении экологических катастроф.

Например, на Аляске тоже есть месторождение нефти, которое находится ближе к Полярному кругу. Частные компании хотели присоединить его к Трансаляскинскому нефтепроводу. А в том районе находятся большие заповедники, места нерестилищ рыб и огромного количества биоресурсов. "Гринпис" и другие экологические организации, а они имеют мощное лобби в правительстве, сделали все, чтобы не допустить разработки этого месторождения. И никому еще не удалось это лобби одолеть.

Что касается интересов США, трубопровод увеличит количество нефти на рынке, и это отразится на ее цене. Нашей стране это выгодно, ведь США - один из крупнейших экспортеров нефти. Так что мне странно это слышать.

- Аргументы местных экологов в защиту бухты Перевозной выглядят весьма убедительно, но ни правительство, ни разработчики проекта в лице "Транснефти" их не слышат. Как вы думаете, почему так происходит?

- В США и других странах охрана окружающей среды происходит в рамках существующих законов, и законы эти строго соблюдаются. Вам, на мой взгляд, необходимо развивать общественные институты, которые могли бы поставить преграду на пути неправильных действий и чьих-либо узких интересов.

На Аляске мы имеем дело с компаниями, которые хорошо понимают свою уязвимость. Если они нарушат общественные интересы, то столкнутся с судебными разбирательствами и будут вынуждены выплачивать огромные штрафы. И они понимают, что могут сейчас сэкономить, но потом больше потеряют. Когда разлилась нефть на Аляске, на принятие решения судом потребовалось 9 лет! Затем по закону в течение двух лет все претензии должны быть удовлетворены. Иначе придется платить новые штрафы.

Автор:
Теги:




Новости партнеров





Новости тематики





Новости раздела








Комментарии

  • Правила пользования функцией «Комментарии» на сайте Zrpress.Ru
  • Запрещается:
    1. Нецензурная брань.
    2. Личные оскорбления в любом виде.
    3. Высказывания расистского толка, призывы к свержению власти насильственным путем, разжигание межнациональной розни.
    4. Проявления религиозной, расовой, половой и прочей нетерпимости или дискриминации.
    5. Публикация сообщений, наносящих моральный или любой другой урон любому лицу (юридическому или физическому).
    6. Использовать в имени (нике) адреса веб-сайтов, грубые и нецензурные выражения.
    7. Совершать любые попытки нарушения нормальной работы функции «Комментарии» и сайта.
    8. Осуществление прямой рекламы в сообщениях.
    9. Помещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, а также нечестные приемы ведения дискуссий.
    10. Мнения авторов комментариев может не совпадать с мнение авторов материалов и администраторов сайта. Администраторы имеют право удалить, отредактировать, перенести или закрыть любое ваше сообщение в любое время по своему усмотрению. Оставляя сообщение в «Комментариях», будьте взаимно вежливы и культурны, старайтесь не нарушать установленный порядок.

 

Авторизация:


Анонимно
Авторизовано
E-mail:
Пароль:

Популярно

Loading...

MarketGidNews