Курсы валют ( )
USD: 74.36 р. 100 JPY: 71.76 р.
EUR: 90.41 р. 10 CNY: 11.48 р.
Индексы ( )

|

Finam

Новости finance.comon.ru

LentaInformNews

План - ничто, планирование - все

01 Января 1996, 00:00 | Дальний Восток

Размышляя, как из пункта А добраться в пункт Б в пределах города Владивостока, лишь единицы решат взять карту и заранее спланировать свой путь. Для большинства обычных людей потеря лишних 10-15 минут, опрос прохожих и дежурная фраза "разберемся на месте" куда более предпочтительны. Однако в бизнесе все иначе. Здесь работают совершенно другие принципы, а действие без мышления считается главным признаком грядущего провала.

Что такое мышление до начала действия объяснять, наверное, не нужно. В теории и практике управления для этого даже придумали специальный термин, который сегодня массово используется едва ли не на всех углах. Зовется этот термин - стратегия, которая дает ответ на самый простой и в то же время самый сложный вопрос: "Как достичь цели?"

О том, что такое управленческие цели и как их следует ставить, "ЗР" уже рассказывал, поэтому сегодня известный приморский преподаватель бизнеса, доктор ЮДИН и обозреватель "ЗР" Андрей БЛИНОВ попытаются продвинуться дальше и ответить на более сложные вопросы. А помогать им в этом, делая обобщающие выводы, как всегда, будет еще один незримый собеседник - пустой стул.

Объяснять, что такое стратегия, раскладывая это понятия по кирпичикам, особого смысла нет. Ответ на этот вопрос уже вдоль и поперек расписан в литературе и понятен любому опытному бизнесмену. Однако сам процесс порождения стратегии в суровой российской действительности, как правило, окутан тайной и подчас воспринимается как нечто мистическое: озарение руководства, которое, увидев "свет в конце туннеля", разрабатывает некую общую модель развития организации.

Стратегии видения или озарения руководства, бесспорно, имеют право на жизнь и иногда действительно дают неплохие результаты. Однако большинство грамотных руководителей все же понимают, что разработать стратегию в одиночку сложно даже с чисто технической точки зрения. Ведь для этого необходимо не только воспринять и проанализировать все основные факторы, оказывающие влияние на бизнес, но и разработать сразу несколько сценариев будущего поведения.

В противном случае стратегия превратиться в некий общий шаблон, который будет работать лишь в суперстабильной внешней среде. Куда правильнее рассматривать стратегическое планирование как некий коридор, который задает руководство и по которому затем в процессе непрерывного обмена информацией прогоняются все идеи и инициативы сотрудников.

В поисках успеха

Несколько лет назад, когда стратегическое планирование только начало входить в моду, стратегия воспринималась как некая идея или оригинальный прием, которые можно описать с помощью полуабстрактных формулировок и уместить на одну страницу машинописного текста. К счастью, эти представления остались в прошлом. Сегодня уже не для кого не является откровением то, что реально работающие стратегии должны представлять из себя внушительный по размеру документ, который во многих ситуациях может стать настоящим руководством к действию.

В основе написания любой успешной и оригинальной стратегии, бесспорно, лежит творчество. Однако творчество не двух-трех людей, наделенных всей полнотой власти, а хорошо организованного коллектива. А чтобы его спровоцировать, необходимо сделать, на первый взгляд, парадоксальную вещь. Необходимо превратить сам процесс рождения стратегии в формализованную и даже нудную процедуру, которая была бы от А до Я описана с помощью специальных регламентов: начиная с определения места и времени обсуждения стратегии и заканчивая порядком выступления собравшихся на стратегических совещаниях.

Конечно, все эти формальности всегда нужно приправить оригинальными корпоративными ритуалами, вовлекая в него как можно больше нужных людей. Однако первичными во всей этой процедуре все равно являются регламенты. Ведь именно они гарантируют, что после очередного заседания или планерки будет получен необходимый результат и в конце концов организация обзаведется жизнеспособной стратегией.

Если же все эти приемы и регламенты облачить в одну общую оболочку, то получится нечто иное, как мета-стратегия, то есть стратегия рождения стратегии.

В контексте стратегического планирования любой руководитель может без особых проблем определить зрелость своей компании. Зрелая организация - это организация, которая осознает, каким образом она формируют свою стратегию, и может осознанно управлять этим процессом. Если же стратегия появляется после очередного, может быть, супергениального, но неуправляемого озарения топ-менеджеров, то такая организация все еще находится в стадии юношеского роста.

Каждая зрелая организации действительно должна четко осознавать свой собственный путь поиска и рождения стратегии. Причем найти этот путь не так уж и сложно. Для начала требуется сделать три вещи: осознать необходимость изменений, запастись терпением и следовать нескольким общим правилам.

Прежде всего следует четко определить, где и когда рождается и корректируется стратегия. То есть попросту назначить место, время и продолжительность стратегического совещания и стратегических планерок, а затем довести эту информацию до всех заинтересованных лиц.

Правда, тут же возникает вопрос, кто именно входит в этот самый круг заинтересованных лиц. Ответ на него является едва ли не самым сложным в процессе разработки мета-стратегии, поскольку в данном случае нужно одновременно решить две отчасти противоречащие друг друга задачи. С одной стороны, необходимо по максимуму использовать потенциал организации, то есть, по идее, привлечь как можно больше сотрудников, а с другой - лишних людей на стратегических совещаниях не должно быть.

Маневрируя между этим задачами, необходимо придерживаться двух общих правил. Во-первых, понимать, что на стратегических совещаниях однозначно должна собираться топ-команда, то есть не просто специалисты в тех или иных областях, а действительно лучшие из лучших. Во-вторых, эта топ-команда должна быть организована по ролевому принципу. Если на обыкновенных планерках и совещаниях сотрудники собираются по функционально-иерархическому принципу, то на стратегическом совещании не важно, кто чем занимается и кто кем командует. Здесь всегда должны сидеть "роли".

"Разделение труда" по ролевому принципу - вещь незаменимая. На стратегическом совещании просто не обойтись без хороших "генераторов идей", которые позволяют организации идти вперед, давать старт новым проектам и направлениям. Однако даже их в обязательном порядке нужно уравновешивать, используя высокопрофессиональных "критиков", которые будут торпедировать все новые идеи и следить за тем, чтобы организация не ввязалась в авантюру.

Если без прирожденных "генераторов идей" и "критиков" на стратегических совещаниях теоретически можно обойтись, то без еще одного человека - "модератора" - нельзя. Стоящая перед ним задача очень сложна. Он должен вести дискуссию и следить за тем, чтобы она носила не деструктивный, а результативный характер и одновременно проходила строго в соответствии с регламентами. Лишь в этом случае после всех споров, противоречий и разногласий удастся получить некий сухой осадок и сделать шаг на пути рождения стратегии. Говоря о "модераторе", можно привести массу аналогий. Это и дирижер в оркестре, и судья на футбольном поле, и человек, ведущий аукцион.

Именно от "модератора" в конечном итоге и зависит, в каком формате проходит стратегическое совещание. То ли это творческий поиск, то ли осторожный рост, то ли жесткое столкновение мнений. Впрочем, каким бы не был формат стратегического совещания, его успех зависит не только от искусства "модератора", но и от еще одного важного условия: все его участники должны говорить на одном языке.

Моя твоя не понимать

В бизнесе язык общения имеет первостепенное значение. К примеру, если шахматист-любитель, размышляя о будущем, выбирает между "резко двинуть левую лошадь вперед или правую назад", то профессионал видит далеко вперед и планирует матч на языке дебютов и гамбитов. Так же и в бизнесе. Начинающий менеджер оперирует своими собственными понятиями, а профессионал выбирает совершенно определенный язык планирования.

В современной практике управления существует большое количество языков-моделей стратегического планирования. Однако реально "живых" из них не более десятка, из которых особое внимание стоит уделить лишь двум.

Первый язык - это язык бизнес-единиц. Его суть достаточно проста. Весь бизнес рассматривается как совокупность отдельных бизнес-единиц, которые являются кирпичиками стратегии и входят в единый портфель, обеспечивающий компании дополнительную прибыль и устойчивость. Задача руководства компании в данном случае - сформировать из этих кирпичиков оптимальный портфель, и время от времени, опираясь на инициативы снизу, то есть предложения людей, чувствующих "пульс рынка", удалять из него неэффективные бизнес-единицы и добавлять новые.

Правда, прежде чем тасовать бизнес-единицы, необходимо четко определить их основные характеристики и параметры. В данном случае все, конечно же, зависит от того, как руководство и сотрудники компании осознают свой бизнес. Бизнес-единицами могут быть структурные подразделения, центры прибыли, товары, рынки, торговые марки. Однако самым популярным и разработанным на сегодняшний день считается язык товарно-рыночных комбинаций. Понять его просто. К примеру, утюги в Хабаровске - это одна бизнес-единица, а утюги во Владивостоке - другая.

Второй язык - это язык конкурентных ролей. Он очень похож на военные стратегии, разделяющие всю линию фронта на отдельные участки. На одних следует активно наступать, на других - обороняться, на третьих - изматывать противника отвлекающими маневрами и партизанскими вылазками. Впрочем, язык конкурентных ролей не снимает с руководства компании необходимости формировать портфели. Просто здесь действуют совершенно другие правила, которые в отличие от языка бизнес-единиц больше понятны не экономистам, а маркетологам.

Без границ

Необходимость говорить на одном языке в процессе стратегического планирования напрямую подводит к пониманию еще одной важной вещи - в современном управлении практически невозможно провести границу между стратегией и тактикой. В общем виде стратегия - это опережающее во времени планирование. При этом неважно, какого оно масштаба. Везде действуют одни и те же принципы.

Самый яркий тому пример - армейские стратегии, из которых было заимствовано немало бизнес-терминов. Так вот, среди множества определений стратегии в военном деле есть очень краткое и емкое. Стратегия - это война на карте. А какого она масштаба и размера - 10 на 10 или 2 на 2 - не столь важно. Главное, что общие стратегические установки, рожденные наверху, постепенно продуцируются до самого низа.

Так же и в бизнесе. В эффективно работающих компаниях фактически все менеджеры среднего звена занимаются тем, что с помощью специальных бизнес-инструментов проецируют стратегию компании на всю организацию. О том, что это за инструменты и как они работают, - в следующих номерах "ЗР".

Автор:
Теги:




Новости партнеров





Новости тематики





Новости раздела








Комментарии

  • Правила пользования функцией «Комментарии» на сайте Zrpress.Ru
  • Запрещается:
    1. Нецензурная брань.
    2. Личные оскорбления в любом виде.
    3. Высказывания расистского толка, призывы к свержению власти насильственным путем, разжигание межнациональной розни.
    4. Проявления религиозной, расовой, половой и прочей нетерпимости или дискриминации.
    5. Публикация сообщений, наносящих моральный или любой другой урон любому лицу (юридическому или физическому).
    6. Использовать в имени (нике) адреса веб-сайтов, грубые и нецензурные выражения.
    7. Совершать любые попытки нарушения нормальной работы функции «Комментарии» и сайта.
    8. Осуществление прямой рекламы в сообщениях.
    9. Помещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, а также нечестные приемы ведения дискуссий.
    10. Мнения авторов комментариев может не совпадать с мнение авторов материалов и администраторов сайта. Администраторы имеют право удалить, отредактировать, перенести или закрыть любое ваше сообщение в любое время по своему усмотрению. Оставляя сообщение в «Комментариях», будьте взаимно вежливы и культурны, старайтесь не нарушать установленный порядок.

 

Авторизация:


Анонимно
Авторизовано
E-mail:
Пароль:

Популярно

Loading...

MarketGidNews