Курсы валют ( )
USD: 73.79 р. 100 JPY: 68.8 р.
EUR: 88.94 р. 10 CNY: 11.41 р.
Индексы ( )

|

Finam

Новости finance.comon.ru

LentaInformNews

Розыгрыш нефтегазовой карты

01 Января 1996, 00:00 | Дальний Восток

Как уже сообщал "ЗР", правительством принято одно из важнейших решений начала 2005 года, которое на долгие годы во многом будет определять развитие экономики не только Приморья, но и всего Дальнего Востока. Это решение о строительстве нефтепровода Тайшет - бухта Перевозная.

"ЗР" будет регулярно информировать своих читателей о судьбе проекта и мнениях компетентных экспертов. Начать мы решили с публикации мнения одного эксперта, пожелавшего остаться неизвестным. Оно тем более интересно, что в прошлом году губернатор Виктор ИШАЕВ пытался перетянуть трубу на Хабаровский край, в район порта Ванино или Советской Гавани (см. ЗР № 65 от 24 августа 2004 г.). Но правительство выбрало Приморье, хотя через наших соседей часть трубы тоже пройдет.

Это было государственное решение или более успешное лобби Приморья? Как нефтепровод может повлиять на развитие экономики давних конкурентов - Приморского и Хабаровского краев, а также всего Дальневосточного федерального округа? Вот что ответил на эти вопросы корреспонденту "ЗР" эксперт, по ряду причин пожелавший остаться неизвестным.

"Ишаев и ДАРЬКИН борются за нефтегазовые доходы каждый для своей территории. Это нормально. Но для того и существует федеральный центр, чтобы в вопросах крупных проектов употребить волю и власть, чтобы задавить региональный эгоизм для получения более сильных эффектов.

В данном случае, я считаю, правительство приняло мощное, стратегически влиятельное решение, которое может и должно быть использовано как один из ресурсов балансирования на мировом рынке нефти для усиления геополитического влияния России в Тихоокеанском бассейне, для ощутимого рывка по включению страны в энергетическое сотрудничество в Северо-Восточной Азии, вовлечения в промышленное использование пока законсервированных запасов нефти Якутии, Иркутской области, Красноярского края, Эвенкии.

Да, труба, заканчивающаяся в Хабаровском крае, короче и дешевле. Но транспортная составляющая в финальной цене нефти не главная. Гораздо существеннее себестоимость добычи нефти и мировая цена на нефть (а также объем гарантированного спроса). В случае Тайшет - Перевозная вряд ли она превысит 10%. Если труба пройдет до Хабаровска, то, может быть, не превысит 8%, но это незначительный выигрыш.

Этот нефтепровод должен быть рационально вписан в стратегическую карту промышленного и энергетического развития южной зоны Дальнего Востока, не ограничиваясь задачами и довольно скромными эффектами обычного транзита, перевалки экспортной нефти.

В регионе отчетливо вырисовывается добывающий, транспортно-транзитный, индустриальный треугольник Сахалин - Хабаровский край - Приморский край, в основе которого находятся крупные ресурсы нефти и природного газа шельфа Сахалина, трубопровод Тайшет - Тихоокеанское побережье, потенциал мощных рынков стран Северо-Восточной Азии.

Если руководствоваться только коммерческими, экспортными, а также узкорегиональными интересами, то, образно говоря, эффективно "согнать" всю нефть и газ в какой-нибудь один экспортный терминал. Частные инвесторы будут это только приветствовать, поскольку сэкономят на капитальных затратах. Но для нашей экономики рациональнее распределить, специализировать "стороны треугольника" в использовании ресурсов нефти, природного газа, получив выгоды развития для всего периметра треугольника.

Пусть Сахалин занимается прежде всего добычей углеводородов. Хабаровск пусть возьмет на себя газопроводы из Сахалина направлением на Китай и Корейский полуостров. Эта возможность по газопроводам сейчас резко усиливается, когда наш сибирский конкурент - Ковыктинский газовый проект - уходит с востока на запад России. Также Хабаровск пусть отправляет сахалинскую нефть на экспорт со строящегося терминала в Де-Кастри (строит терминал оператор проекта "Сахалин-1"). Сюда все равно придут другие операторы с шельфа Сахалина и будут грузить его на несколько десятков лет. Также Хабаровск пусть пробивает вопросы строительства заводов газовой химии на территории.

А сооружение нефтепровода Тайшет - Перевозная надежно закроет вопрос снабжения экономичным сырьем нефтеперерабатывающего завода в Хабаровске, откроет мощный терминал по отгрузке сырой нефти на юге Приморья, предоставит сырье и условия для строительства здесь заводов нефтехимической направленности, возможно, и нефтепереработки.

Тем более что Приморский край неизбежно попадает в большую азиатскую карту нефти и газа как транзитная и пограничная территория. Можно и, самое главное, нужно будет "пробивать" большой газопровод на Корейский полуостров с Сахалина через Хабаровск и Приморье. Если будет проложен мощнейший нефтепровод Тайшет - Перевозная, решение вопросов по большому газопроводу Сахалин - Хабаровск - Владивосток - Корейский полуостров резко облегчится. Какие за всем этим будут стоять геополитические выгоды для Российской Федерации в СВА и АТР (следовательно, и для Дальнего Востока), любой политик очень хорошо представляет. На их фоне выигрыш в инвестициях за счет спрямления нефтепровода на Хабаровск - просто ничто!

Но, похоже, стратегическая карта "треугольника" правительством России почти не обсчитана, хотя даже на интуитивном уровне она явно превосходит "схему одного терминала". В принципе, такой подход к планированию мощных нефтегазовых проектов и называется действенной региональной экономической политикой, которая в такой редакции, думается, все-таки выгодно отличается от традиционной схемы раздачи федеральных трансфертов".

Автор:
Теги:




Новости партнеров





Новости тематики





Новости раздела








Комментарии

  • Правила пользования функцией «Комментарии» на сайте Zrpress.Ru
  • Запрещается:
    1. Нецензурная брань.
    2. Личные оскорбления в любом виде.
    3. Высказывания расистского толка, призывы к свержению власти насильственным путем, разжигание межнациональной розни.
    4. Проявления религиозной, расовой, половой и прочей нетерпимости или дискриминации.
    5. Публикация сообщений, наносящих моральный или любой другой урон любому лицу (юридическому или физическому).
    6. Использовать в имени (нике) адреса веб-сайтов, грубые и нецензурные выражения.
    7. Совершать любые попытки нарушения нормальной работы функции «Комментарии» и сайта.
    8. Осуществление прямой рекламы в сообщениях.
    9. Помещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, а также нечестные приемы ведения дискуссий.
    10. Мнения авторов комментариев может не совпадать с мнение авторов материалов и администраторов сайта. Администраторы имеют право удалить, отредактировать, перенести или закрыть любое ваше сообщение в любое время по своему усмотрению. Оставляя сообщение в «Комментариях», будьте взаимно вежливы и культурны, старайтесь не нарушать установленный порядок.

 

Авторизация:


Анонимно
Авторизовано
E-mail:
Пароль:

Популярно

Loading...

MarketGidNews