Курсы валют ( )
USD: 76.46 р. 100 JPY: 72.97 р.
EUR: 90.36 р. 10 CNY: 11.38 р.
Индексы ( )

|

Finam

Новости finance.comon.ru

LentaInformNews

Конкуренция против коррупции

01 Января 1996, 00:00 | Дальний Восток

Еще молодая Программа развития конкуренции в РФ содержит больше общих слов и научных умозаключений, чем конкретных мер и комплексных действий. О том, что нужно сделать для того, чтобы перейти от слов к делу, в интервью "Золотому Рогу", организованному Клубом региональной журналистики "Из первых уст", рассказал Александр ПИРОЖЕНКО, директор департамента развития конкуренции и анализа конъюнктуры рынков Министерства экономического развития Российской Федерации.

- Александр Александрович, достаточно ли развита в настоящий момент законодательная база для развития конкуренции?

- Думаю, что количества документов для развития конкуренции вполне достаточно. Законодательство определяет правила игры и возможности на различных рынках: сырьевых, производственных, в малом и среднем бизнесе. Другое дело, что в некоторых нормативных актах (как в федеральных, так и в региональных) существуют непонятные административные барьеры. Например, компании, имеющие лицензию на работу в фармацевтической сфере, обязаны получать лицензию для ввоза каждой новой партии лекарств. Документ им выдает Минпромторг на основании заключения Росздравнадзора. Впрочем, даже не самого Росздравнадзора, а подведомственного ему ФГУ. Такие перекосы есть во многих отраслях, и задача нашего департамента в рамках реализации Программы развития конкуренции добиться исключения таких "недоразумений" из нормативных документов.

- Не приведет ли снятие ограничений на вход новых участников на рынки и замена государственного контроля качества к снижению качества услуг и товаров?

- Напротив, появление большого количества участников обострит борьбу за потребителя, а значит, и заставит компании думать о качестве своей продукции и услуг. Ведь чем больше у потребителя возможности выбора, тем больше у него шансов диктовать продавцу свои условия. Главным здесь становится клиент, за внимание которого и соревнуется бизнес.

Госконтроль часто под прикрытием защиты интересов потребителей, безопасности продукции используется в банальных коррупционных целях - никакой реальный контроль не осуществляется, но деньги за его видимость с предпринимателей регулярно собираются. Замена контроля добровольным декларированием соответствия производимой продукции требованиям безопасности позволит, с одной стороны, повысить ответственность предпринимателей за качество и безопасность производимых товаров, а с другой - исключить излишние барьеры для бизнеса.

- Какова судьба нового закона о торговле? Когда он вступит в силу? Каким образом он будет способствовать развитию конкуренции?

- Вокруг законопроекта о торговле идет бурная дискуссия. Прежде всего, это связано с отсутствием договоренностей между поставщиками и сетевыми магазинами. Компромиссу стороны предпочли жесткое противостояние. В результате в этот процесс вынуждено было вмешаться Правительство России. В противном случае принятия закона пришлось бы ждать долго, и не исключено, что документ учитывал бы интересы только одной стороны. В ближайшее время состоится второе чтение законопроекта в Госдуме. Скорее всего, документ будет принять Госдумой и Советом Федерации в этом году. Влияние закона на конкуренцию сейчас оценить сложно - покажет время и правоприменительная практика.

- Ни для кого не секрет, что в настоящий момент конкуренция в строительной отрасли оставляет желать лучшего. Сам административный аппарат является камнем преткновения для многих застройщиков: чтобы получить разрешение на строительство, нужно отстоять не одну очередь, пройти не один кабинет и потратить немало времени и очень много денег. Почему, зная это, ничего не предпринимается? Какие конкретные действия будут в этом направлении?

- Программой развития конкуренции предусмотрено внесение комплекса мер по развитию конкуренции в строительной отрасли. Сейчас Департамент государственного регулирования в экономике и развития конкуренции готовит соответствующий доклад, который обсуждается с заинтересованными министерствами и ведомствами, экспертами и участниками рынка. Одной из важных частей этого доклада станут предложения по снижению административных барьеров.

- Муниципальный заказ практически не развит: в борьбе за госзаказ в ход идут взятки, сами административные работники зачастую не заинтересованы в открытых торгах, тендерах и искусственно чинят препятствия на пути тех, кто действительно может выполнить заказ. Будет ли в этой сфере совершенствоваться законодательство?

- Изменения законодательства в этой сфере происходят с 2008 г. Так, с 1 января 2008 г. действует закон, устанавливающий требование размещать заказы на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов для государственных нужд путем проведения аукциона. Весной 2009 г. была запущена функция по проведению открытых аукционов в электронной форме. До этого считалось, что с коррупцией в госзаказе справиться невозможно. Но, когда ввели аукционы и персональную ответственность членов конкурсной комиссии, ФАС начала рассматривать дела чиновников, которые были причастны к утверждению победителей конкурсов, подтасовывая результаты, - ситуация начала меняться.

- Ситуация с антимонопольными разбирательствами в отношении нефтеперерабатывающих компаний и продавцов автомобильного топлива за последние годы совсем не изменилась. Сколько бы ни боролись с монополией в этой сфере, она всё равно есть, и цены на такую продукцию также не вызывают доверия. По вашим оценкам, какова на данный момент справедливая стоимость бензина в России (например, в Приморском крае, с учетом транспортных расходов)?

- Здесь важно определиться, справедливая стоимость бензина для кого: для потребителей, поставщиков, государства? Необходимо, скорее, говорить об адекватности цен относительно текущей ситуации на рынке, адекватности поведения компаний с точки зрения рыночной экономики. Что касается цен на бензин и дизтопливо в Приморье, могу сказать, что они не самые большие на Дальнем Востоке. Например, в Сахалинской области и Забайкальском крае средняя цена на бензин выше 26,5 руб. А по дизтопливу лидируют Магаданская область и Камчатский край - 25,8 руб. и 27,3 руб. соответственно. Более высокая цена в Приморье объясняется довольно просто - нефть для переработки на Хабаровском НПЗ, а также недостающие нефтепродукты приходится везти железнодорожным транспортом из Сибири. Это, разумеется, повышает себестоимость и отпускные цены оптовых поставщиков, что потом "транслируется" на дальневосточных АЗС.

Региональные оптовые и розничные подразделения нефтяных компаний (в т.ч. в Приморье), как правило, работают на небольшой марже. Эти подразделения - просто агенты материнской компании по дистрибуции топлива. Центр прибыли сконцентрирован в сегменте торговли нефтью или отгрузки с НПЗ, а это не региональный рынок, а межрегиональный и даже федеральный. То есть проблема федерального уровня, связанная с системными недостатками функционирования рынка, и решать ее надо комплексно. В том числе на это и направлен упомянутый комплекс мер по развитию конкуренции на рынке нефтепродуктов.

Автор:
Теги:




Новости партнеров





Новости тематики





Новости раздела








Комментарии

  • Правила пользования функцией «Комментарии» на сайте Zrpress.Ru
  • Запрещается:
    1. Нецензурная брань.
    2. Личные оскорбления в любом виде.
    3. Высказывания расистского толка, призывы к свержению власти насильственным путем, разжигание межнациональной розни.
    4. Проявления религиозной, расовой, половой и прочей нетерпимости или дискриминации.
    5. Публикация сообщений, наносящих моральный или любой другой урон любому лицу (юридическому или физическому).
    6. Использовать в имени (нике) адреса веб-сайтов, грубые и нецензурные выражения.
    7. Совершать любые попытки нарушения нормальной работы функции «Комментарии» и сайта.
    8. Осуществление прямой рекламы в сообщениях.
    9. Помещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, а также нечестные приемы ведения дискуссий.
    10. Мнения авторов комментариев может не совпадать с мнение авторов материалов и администраторов сайта. Администраторы имеют право удалить, отредактировать, перенести или закрыть любое ваше сообщение в любое время по своему усмотрению. Оставляя сообщение в «Комментариях», будьте взаимно вежливы и культурны, старайтесь не нарушать установленный порядок.

 

Авторизация:


Анонимно
Авторизовано
E-mail:
Пароль:
Loading...

MarketGidNews