Курсы валют ( )
USD: 75.04 р. 100 JPY: 72.36 р.
EUR: 91.22 р. 10 CNY: 11.6 р.
Индексы ( )

|

Finam

Новости finance.comon.ru

LentaInformNews

Чубайс почти не виден

01 Января 1996, 00:00 | Дальний Восток

30 июня РАО "ЕЭС России" прекращает свою деятельность. Накануне этого события председатель правления РАО Анатолий ЧУБАЙС, ранее пообещавший уйти в двухлетний отпуск, в последний раз встретился с региональными журналистами в рамках традиционной конференции "РАО "ЕЭС России" - открытая компания" и рассказал, в чем заключалась суть реформы электроэнергетики, кто был ее оппонентами и как энергосистема России будет жить после РАО.

Все очень просто

Суть реформы электроэнергетики предельно проста. Вместо устаревшего представления о том, что энергетика - это монополия, предложена другая конструкция, которая сегодня в мире уже очевидна всем. В энергетике есть монопольный и конкурентный сегменты. К монопольному относятся сети и диспетчирование, к конкурентному - генерация и сбыт. Соответственно в конкурентном секторе должны быть рынок и частная собственность, а в монопольном - преимущественно государственная собственность и госрегулирование. Такова вкратце суть сделанного в энергетике за 10 лет ее реформирования.

Чего боялись губернаторы и олигархи

В порядке мемуаров вспомним тех, кто был оппонентами реформы. Во-первых, консервативные ученые и практики (проще говоря, почти все энергетики), во-вторых, большинство губернаторов, что тоже естественно. Раньше у каждого губернатора на телефонном пульте была кнопка "АО-энерго", и, если что-то происходило со светом, он знал, какую кнопку ему надо нажать. И тут приходит Чубайс и говорит: кнопки не будет, зато будет конкуренция. Естественно, абсолютное большинство губернаторов были мягкими, а то и бурными оппонентами наших преобразований.

Далее - олигархи. Некоторые крупные олигархические группы, связанные со льготными ценами на электроэнергию, положили колоссальные средства на то, чтобы уничтожить реформу энергетики любыми способами. Среди оппонентов были многие чиновники правительства на уровне заместителей министра и некоторых министров; ряд работников администрации президента. Я уже не говорю об абсолютном большинстве сената и Госдумы. Что любопытно, против реформы выступали даже многие миноритарные акционеры, в т.ч. иностранные.

Но реформа начала работать и доказала, что результаты, задуманные изначально, реализуются. И к этому моменту абсолютное большинство оппонентов оказалось способно принять реалии, согласиться с тем, что предложенная конструкция разумна и дееспособна.

С другой стороны, для нас самих оказалось крайне полезным вот это масштабное сопротивление. Нравится нам или не нравится - мы должны были сверять свои предложения с имеющейся критикой и во многих случаях убеждаться в своих ошибках. Во многих замечаниях, соображениях, высказываниях оппонентов был содержательный здравый смысл, который заставил нас изменить многие из первоначальных планов.

Ставка на частные инвестиции

Сверхзадача, которую был призван решить рынок, - это привлечение масштабных инвестиций в энергетику страны. Для того чтобы такие инвестиции осуществить, надо было разработать стратегии для трех временных горизонтов, встроенных друг в друга. Одна до 2030 г., другая - до 2020 г., третья - пятилетняя. Все эти три уровня были проработаны и сформированы. В пятилетнем цикле уже очевидны объемы капвложений, сформированные благодаря рынку.

Как вы видите, если у нас в 2005 г. объем инвестиций составлял около 118 млрд руб., то в 2008 г. - уже 815 млрд. А в будущем году выйдем за триллион. Вот такой рост - это прямой результат реформы. Львиная доля этих новых денег - прямые частные инвестиции. Стратегический инвестор пришел в энергетику с деньгами, вложив на сегодня уже 850 млрд руб. Следующим шагом появляются вводы мощностей. Их динамика практически такая же по кратности. Если мы в прошлом году ввели 1 900 МВт, то в этом году введем 2200 МВт, в 2010 г. введем 12 900 МВт, в 2011 г. - 13 700 МВт. Причем чтобы ввести мощности в 2010 г., нужно сегодня уже осуществить значительную часть инвестиций.

Закон в России больше чем закон

Прежде всего - проблема, которая волнует абсолютное большинство инвесторов. Они говорят: "Все, что мы инвестировали в энергетику, основано на том, что мы поверили в неизбежную либерализацию рынка электроэнергии". На сегодня доля либерализованного рынка составляет пока лишь 25%, и только к 1 января 2011 г. она должна выйти на показатель в 100%. И инвесторы говорят: если правительство передумает - это катастрофа. Тогда рухнули все наши замыслы, рухнуло доверие к вам. Чем вы можете доказать, что этого не произойдет?

Я считаю, что есть три серьезные группы факторов, которые защищают инвесторов. Прежде всего, юридические факторы: постановление правительства, которое ввело этот график, и федеральный закон, который запрещает государству с 1 января 2011 г. устанавливать государственные тарифы на производство электроэнергии.

В то же время хорошо известно, что "закон в России больше чем закон" (или "меньше чем закон"). Нужны какие-то дополнительные механизмы. Один из механизмов состоит вот в чем. Весь набор обязательств инвесторов по вводу новых мощностей юридически закреплен в договорах на поставку мощности. Если правительство пересмотрело график либерализации рынка - это трактуется как форс-мажор по договору с инвестором. И с этого момента инвестор лишается обязательств по вводу мощностей. Если правительство отказывается от своих обязательств, значит, и инвестор отказывается от своих обязательств. Справедливо. Надеюсь, что этого не произойдет. Кроме того, все-таки считаю, что репутационные факторы тоже имеют значение. Если правительство брало на себя обязательство, будем надеяться, что оно эти обязательства будет держать. По крайней мере, вплоть до сегодняшнего дня я не вижу никаких признаков пересмотра политики правительства в этой части.

Строить придется

Еще один риск - риск неисполнения инвестпрограммы. Многие аналитики доказывают нам, что все равно никто ничего не построит и все наши нынешние планы вводов не более чем рассказы.

Я подчеркиваю: те, кто не построит в срок, "попадут" на колоссальные штрафы, объем которых достигает 25% от капвложений по проекту. Это штука более чем серьезная для инвесторов. И существующий уже на сегодня задел в реальном осуществлении инвестпрограммы в моем понимании делает ситуацию необратимой. Я не считаю этот риск достаточно серьезным. Хотя не думаю, что программа будет выполнена по каждому объекту день в день, на 100% до 2012 г. Конечно, сдвиги произойдут, но моя оценка реалистичности ее исполнения - от 70 до 100% (процент колеблется в значительной степени в зависимости от деятельности правительства).

Не так страшен "Газпром"...

Есть риск, связанный с приходом в энергетику "Газпрома". В некоторых изданиях он трактуется в совсем уж крайней форме: мол, вместо РАО "ЕЭС" в энергетику пришел другой монополист, "Газпром", и больше ничего не изменилось. Это не соответствует действительности. Вот доли рынка, которые получит даже не "Газпром", а "Газпром" плюс СУЭК, если они объединятся (что совсем не очевидно) - в пределах от 17% до 41%. При этом я хорошо знаю, что в таких случаях ФАС всерьез рассматривает не только поведенческие условия для монополистов, но и требования о принудительной продаже активов. Вот, например, 41%-ная доля в ОЭС Северо-Запада вполне может привести к тому, что ФАС примет решение об обязательной продаже Киришской ГРЭС, на которую приходится около 25% мощностей Северо-Запада (без учета атомной генерации). Таким образом, об абсолютной монополизации с точки зрения активов энергетики говорить некорректно.

С другой стороны, просматривается иная угроза со стороны "Газпрома", и она гораздо более серьезна. Это угроза манипуляции поставками газа для "своих" и "не своих" электростанций. Понятно, что таким способом можно действительно изуродовать весь рынок электроэнергии. И здесь потребуются серьезные дополнительные решения к уже существующим. Хотя, насколько я знаю, существующие решения тоже достаточно серьезны. Отдельно готов более подробно комментировать, что здесь в нашем понимании нужно сделать.

...Как ценовой риск

Еще один риск, который очень активно обсуждается и который я не считаю настоящим, - риск потери управляемости отрасли в связи с завершением работы РАО "ЕЭС". На мой взгляд, на сегодня уже сделано много, чтобы этот риск минимизировать. Мы же не просто закрываем компанию. Выстроена концепция управления отраслью после закрытия РАО "ЕЭС", которая включает в себя государственную и рыночную компоненты. Государственная компонента - это прежде всего Минэнерго, которое должно быть центром межведомственной консолидации действий. Рыночная компонента основана на НП "Совет рынка", который уже создан и начинает работу. Считаю, что риски в этой ситуации минимальны, если все участники будут действовать грамотно.

Есть еще один риск, который пока мало обсуждается. Мы его считаем очень серьезным риском, который очень тяжело повлияет на реализацию инвестпрограммы. Это ценовой риск.

Так сложилось, что по разным причинам три крупных экономических процесса сейчас совпали во времени. Первый из них - рост мировых цен на энергетическое оборудование. Так сложилось, что за последние три года в Европе цена вводимого 1 МВт мощности почти удвоилась! Второй процесс произошел у нас в стране в результате нашего спроса. Он неприятный, но неизбежный: когда появляется крупный новый спрос, производитель повышает цену. Внутри России произошел существенный рост цен на энергооборудование и материалы. Первый процесс соединился со вторым. В этом смысле через импорт не снизишь затраты. Цены, которые предъявляют наши машиностроители, сопоставимы с мировыми. В дополнение к этим двум неприятностям появилась третья - мировой финансовый кризис. Он не завершен. По моему убеждению, последствия кризиса будут сказываться еще два-три года. А результат его - существенное удорожание кредитов и снижение их доступности. А кредиты - это львиная доля финансирования инвестпрограмм. Значит, и здесь последствия для стоимости строительства каждого мегаватта мощности будут достаточно жесткими.

Автор:
Теги:




Новости партнеров





Новости тематики





Новости раздела








Комментарии

  • Правила пользования функцией «Комментарии» на сайте Zrpress.Ru
  • Запрещается:
    1. Нецензурная брань.
    2. Личные оскорбления в любом виде.
    3. Высказывания расистского толка, призывы к свержению власти насильственным путем, разжигание межнациональной розни.
    4. Проявления религиозной, расовой, половой и прочей нетерпимости или дискриминации.
    5. Публикация сообщений, наносящих моральный или любой другой урон любому лицу (юридическому или физическому).
    6. Использовать в имени (нике) адреса веб-сайтов, грубые и нецензурные выражения.
    7. Совершать любые попытки нарушения нормальной работы функции «Комментарии» и сайта.
    8. Осуществление прямой рекламы в сообщениях.
    9. Помещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, а также нечестные приемы ведения дискуссий.
    10. Мнения авторов комментариев может не совпадать с мнение авторов материалов и администраторов сайта. Администраторы имеют право удалить, отредактировать, перенести или закрыть любое ваше сообщение в любое время по своему усмотрению. Оставляя сообщение в «Комментариях», будьте взаимно вежливы и культурны, старайтесь не нарушать установленный порядок.

 

Авторизация:


Анонимно
Авторизовано
E-mail:
Пароль:

Популярно

Loading...

MarketGidNews