Курсы валют ( )
USD: 77.55 р. 100 JPY: 74.39 р.
EUR: 91.26 р. 10 CNY: 11.55 р.
Индексы ( )

|

Finam

Новости finance.comon.ru

LentaInformNews

На зону надейся...

01 Января 1996, 00:00 | Дальний Восток

Сотрудники Хабаровского краевого министерства экономического развития и внешних связей время подготовки конкурсной документации на создание в крае ОЭЗ - октябрь 2005 года - запомнят надолго. Пришлось делать много и в спешке. Ни этого, ни сегодняшнего тревожного ожидания итогов конкурса не было бы, не подпиши президент России в июле Федеральный закон "Об ОЭЗ в Российской Федерации". Впрочем, этого все ждали давно.

По закону

Согласно закону, ОЭЗ - это часть территории России, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. В соответствии с законом в России могут быть созданы ОЭЗ двух типов: промышленно-производственные (ППЗ) и технико-внедренческие (ТВЗ). По площади первые не должны занимать более 20 кв. км, вторые - более 2 кв. км. И ППЗ, и ТВЗ должны располагаться на территории одного муниципального образования. В них не допускается добыча полезных ископаемых и металлургическое производство, переработка полезных ископаемых и переработка лома черных и цветных металлов, производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов). Срок действия ОЭЗ - 20 лет.

Резиденты ОЭЗ освобождаются от уплаты налога на имущество и земельного налога. В ППЗ, помимо этого, разрешается применять удвоенный коэффициент амортизации, относить убытки на будущие периоды и быстрее переносить расходы по НИОКР на затраты. Для ТВЗ снижена максимальная ставка ЕСН - до 14%. Регионы и муниципальные образования могут предоставлять резидентам ОЭЗ дополнительные льготы, предусмотренные местным законодательством. Кроме налоговых льгот в ОЭЗ устанавливается специальный таможенный режим. В частности, разрешен беспошлинный ввоз иностранных товаров и отменен НДС.

Резиденты ОЭЗ не могут иметь обособленных подразделений вне зоны. Участники ППЗ должны быть готовы вложить в производство на территории ОЭЗ не менее 10 млн евро (за весь срок действия проекта), из них в первый год работы - не менее 1 млн евро. И так же, как и резиденты ТВЗ, должны будут представить на рассмотрение управляющему органу ОЭЗ бизнес-план с заключением банковской или финансовой организации.

Опасаясь появления "внутренних оффшоров", правительство России постаралось обезопасить себя и отказалось от предоставления льгот по налогу на прибыль. Со слов директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ Михаила МОТОРИНА, нулевая ставка на прибыль в ОЭЗ привела к использованию этих территорий для создания в них центров прибыли и к вынесению затрат за пределы.

С целью повысить привлекательность создаваемых зон в законе предусмотрен "принцип одного окна". Наглядный пример - в Китае в одном из технопарков существует один большой зал, где сидят представители всех служб - таможни, строительных организаций и пр., и есть офис-менеджер, с которым потенциальный резидент обходит все "окошки". В России для реализации этого принципа создано Федеральное агентство по управлению ОЭЗ. Однако с тем, как будут функционировать его региональные отделения, ясности пока нет.

В чем сила, брат?

Конкурс на создание ОЭЗ стартовал в сентябре этого года. Причем до последнего - до момента появления на сайте Минэкономразвития конкурсной документации - оставалось загадкой, в каких регионах - дотационных или донорах - федеральный центр планирует создавать "точки роста", и как строго в Москве намерены отбирать победителей.

Ответом стали приведенные в заявке на участие критерии отбора финалистов, из которых следовало, что чем больше регион готов вложить своих средств в создание зоны, тем больше у него шансов на победу. Позже сделанные выводы подтвердили сотрудники Минэкономразвития и эксперты. "Особые зоны призваны, прежде всего, дать рывок основным территориям в создании каких-то новых производств, площадок для развития", - сказал в одном из интервью Владимир КЛИМАНОВ, директор Института реформирования общественных финансов, - они не предназначены для подтягивания каких-то регионов до уровня всех остальных".

В этой ситуации уместен вопрос - Хабаровский край к территориям-донорам не относится, получается, зону строить у нас смысла нет? "Этот закон не принимался под нужды Дальнего Востока, - прокомментировал нормативный акт Владимир ПОПОВ, ведущий научный сотрудник института экономических исследований ДВО РАН. - Он скорее поспособствует усилению позиций уже развитых регионов на западе России - за Уралом. Дальнему Востоку, чтобы перейти на высокотехнологичную модель развития экономики, нужно сделать рывок. А чтобы его сделать, надо сохранить на территории интеллектуальный потенциал и привлечь сюда высококвалифицированную и недорогую рабочую силу. Ни того, ни другого пока не происходит".

Товар лицом

Однако заявки на создание ОЭЗ в крае готовили. Зоны у нас планировали разместить в Хабаровске на территории ТОГУ (ТВЗ) и в Комсомольске-на-Амуре (ППЗ). Среди проектов ТВЗ значились: создание высокопроизводительного интернет-порта, разработка измерительно-информационной системы для объектов ЖКХ и др. Общий объем необходимых инвестиций составлял 848 млн руб., из них из федерального бюджета - 20,5 млн руб. Из краевого и муниципального - по 13,75 млн руб. На подготовку инфраструктуры планировалось потратить 55 млн руб., на проекты - 793 млн руб. Выручка по 7 проектам должна была составить 1,5 млрд руб. Отчисления в бюджеты всех уровней - 590 млн руб. Срок окупаемости проектов равнялся 1-4 годам.

Для ППЗ в крае выбрали площадку в Комсомольске-на-Амуре в районе завода КнААПО. Участвовать в проекте изъявили желание 7 резидентов. ЗАО "Флора" собиралось построить завод по производству твердо-волокнистых плит МДФ; ЗАО "Экспо" планировало наладить производство теплообменников, ЗАО "Дальневосточная технология" хотело разместить на территории ОЭЗ завод по производству инструментов из твердых сплавов. Амурский судостроительный завод предполагал использовать зону под расширение производства гражданской продукции. Кроме того, в ППЗ было намечено организовать производство бытовой техники, строительных, теплоизоляционных материалов. В течение 20 лет капвложения в зону должны были составить порядка 5,5 млрд руб. После того как зона вышла бы на свои расчетные параметры, там было бы занято 5,7 тыс. человек, производилось бы продукции на 6,4 млрд руб., во все уровни бюджета ежегодно поступало бы порядка 500 млн руб.

Орел или решка

Те, кто непосредственно отвечал за подготовку конкурсной документации, как и эксперты, успех своих проектов изначально оценивали осторожно. Валерий ТИХОНОВ, начальник управления инновационного развития и науки министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края, который курировал вопрос подготовки заявки на ТВЗ, честно признавался: "По количеству и качеству научных разработок, предлагаемых на реализацию в ТВЗ, нам тягаться с аналогичными заявками Подмосковья, Новосибирска, Томска или Питера не под силу. Почему? Потому что научный потенциал перечисленных регионов гораздо выше. Шанс на победу появится у нас только в том случае, если в дело вмешается политика. Экономика Дальнего Востока не должна быть материало- и энергозатратной. Такая экономика из-за имеющихся у нас удорожаний просто неэффективна. В то же время создание здесь ТВЗ может способствовать появлению в регионе высокотехнологичных производств. Это во-первых. А во-вторых, - за 15 лет с Дальнего Востока уехало 1,5 миллионов человек. Кто уезжает? Не думаю, что пенсионеры. А зоны, подобные той, что мы хотим организовать, как раз для молодых. Вчерашние выпускники вузов, светлые головы смогут найти здесь применение своим знаниям, смогут проявить себя и зарабатывать деньги. Как следствие - демография изменится в лучшую сторону".

"Проблема в том, что оба типа зон (ППЗ и ТВЗ. - Прим. авт.) ориентированы на использование в качестве основного элемента наукоемких технологий, - пояснял ситуацию Владимир Попов. - А в ДВФО сегодня только КнААПО выпускает высокотехнологичные продукты, которые могут быть востребованы на мировых рынках. По крайней мере, военные образцы были востребованы (насчет гражданских самолетов пока рано говорить). Тот же "Авест" или "Евго" из Хабаровского края используют в производстве не отечественные, а корейские технологии".

Несмотря на скепсис, появления в крае хотя бы одной зоны ждали. Обнадежил приезд в десятых числах ноября москвичей для более тщательной проверки заявки на создание ППЗ в Комсомольске. Как сообщил источник в краевом министерстве экономического развития и внешних связей, им было сказано, что заявка на ППЗ в Комсомольске признана одной из лучших (читай - лучшей) на территории Дальнего Востока.

После этого в крае с нетерпением ожидали 23 ноября - дня подведения итогов конкурса. Однако в намеченный день ничего не произошло. Дату оглашения результатов перенесли на 28 ноября. А накануне министр экономического развития и торговли Герман ГРЕФ сделал заявление, что в конечном итоге конкурсной комиссией будет выбрано не более семи заявок: четыре-пять - на создание технико-внедренческих и две - на создание промышленно-производственных зон (вместо 5 ТВЗ и 5 ППЗ, как планировалось ранее).

Руководитель Федерального агентства по управлению ОЭЗ Юрий ЖДАНОВ, комментируя высказывание Грефа, заметил: "Речь шла о том, что на первом этапе будет создано не более десяти ОЭЗ. Но это не значит, что их будет именно столько. Цена ошибки крайне высока, так как, по сути, создание ОЭЗ - это пробный шар. Поэтому необходимо максимально осторожно подойти к отбору проектов". Максимально осторожно - означает крайне жестко. Отсюда вывод: вмешается в дело политика - ППЗ в Комсомольске будет создана. Останется последнее слово за экономикой - нет.

Автор:
Теги:




Новости партнеров





Новости тематики





Новости раздела








Комментарии

  • Правила пользования функцией «Комментарии» на сайте Zrpress.Ru
  • Запрещается:
    1. Нецензурная брань.
    2. Личные оскорбления в любом виде.
    3. Высказывания расистского толка, призывы к свержению власти насильственным путем, разжигание межнациональной розни.
    4. Проявления религиозной, расовой, половой и прочей нетерпимости или дискриминации.
    5. Публикация сообщений, наносящих моральный или любой другой урон любому лицу (юридическому или физическому).
    6. Использовать в имени (нике) адреса веб-сайтов, грубые и нецензурные выражения.
    7. Совершать любые попытки нарушения нормальной работы функции «Комментарии» и сайта.
    8. Осуществление прямой рекламы в сообщениях.
    9. Помещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, а также нечестные приемы ведения дискуссий.
    10. Мнения авторов комментариев может не совпадать с мнение авторов материалов и администраторов сайта. Администраторы имеют право удалить, отредактировать, перенести или закрыть любое ваше сообщение в любое время по своему усмотрению. Оставляя сообщение в «Комментариях», будьте взаимно вежливы и культурны, старайтесь не нарушать установленный порядок.

 

Авторизация:


Анонимно
Авторизовано
E-mail:
Пароль:
Loading...

MarketGidNews