Курсы валют ( )
USD: 71.68 р. 100 JPY: 65.42 р.
EUR: 87.33 р. 10 CNY: 11.22 р.
Индексы ( )

|

Finam

Новости finance.comon.ru

LentaInformNews

Доверия не заслуживают

01 Января 1996, 00:00 | Дальний Восток

В российских компаниях все больше менеджеров, не способных доверять не только друг другу, но и начальникам и подчиненным. Если верить экспертам, рано или поздно это плохо скажется на финансовых показателях, пишут "Ведомости".

Пару лет назад Никита ПЬЯНКОВ, менеджер американской консалтинговой компании Analysis Group, попытался измерить степень взаимного доверия людей в разных странах - России, США и ЮАР. В то время он работал над своей диссертацией для Гарвардской школы государственного управления им. Джона Кеннеди. Одной из подопытных групп стала группа, состоявшая из российских студентов и пенсионеров.

Оказалось, что не только российские пенсионеры намного больше доверяют друг другу, но и студенты намного больше склонны верить им, чем сверстникам. "Уровень взаимного доверия в России неуклонно снижается", - соглашается Татьяна СКРИПКИНА, профессор психологии Ростовского государственного университета и автор книги "Психология доверия". В прошлом году Скрипкина проводила общероссийское исследование, в котором приняли участие свыше 2000 респондентов разных возрастных групп. Более-менее приемлемый уровень доверия наблюдается среди людей старше 40 лет с высшим образованием. А в остальных группах результат неутешителен. "В стране формируется новое поколение людей, не склонных и не способных доверять друг другу", - говорит Скрипкина. И это тревожный симптом. "Взаимное доверие лежит в основе социального капитала, от которого напрямую зависит благополучие общества, в том числе и материальное", - напоминает она.

Скрепляющий ресурс

Большинству компаний необходимы два ключевых ресурса: правила (дисциплина, оргструктура, бизнес-процессы) и доверие (взаимовыручка, сотрудничество, стахановский порыв), отмечает Алексей САВЧЕНКО, партнер хедхантинговой компании RosExpert. Оба ресурса позволяют сотрудникам снизить уровень неопределенности, сделать ситуацию более предсказуемой и понятной.

В принципе, организация может выжить и без одного из них, считает он: "Но только в течение короткого времени". Например, на этапе становления компании. "Структура пока не сложилась, правила не прописаны, поэтому компания может добиваться результатов исключительно за счет взаимного доверия", - отмечает Савченко. И наоборот, в компаниях, добившихся стабильности, роль взаимного доверия несколько снижается. Но в ситуациях, которые требуют быстрой адаптивности, быстрого обмена знаниями, быстрой реакции на изменения в окружающей среде, доверие - совершенно необходимый элемент. "Работа всех без исключения крупных международных консалтинговых компаний в конечном счете держится на доверии", - говорит Савченко, предыдущим местом работы которого была международная консалтинговая компания Boston Consulting Group.

Потеря взаимного доверия сказывается на финансовых показателях компании и ее положении на рынке, отмечает он. В начале 2000-х Савченко консультировал крупный европейский инвестиционный банк. К тому времени говорить о каком-либо доверии между лондонским и парижским офисами компании не приходилось. Дошло до того, что междоусобные войны начали выплескиваться на первые страницы Financial Times.

Сотрудники увлеклись настолько, что не замечали, что ведут компанию к разрушению. Но это было прекрасно видно клиентам банка. В результате в течение года он опустился на несколько позиций в рейтингах инвестбанков Великобритании.

Вера и деньги

Мало кто сомневается, что, если сотрудники доверяют друг другу, компания работает более эффективно. Как показало исследование международной консалтинговой компании Watson Wyatt, компании, поддерживающие атмосферу доверия, приносят в среднем вдвое большую прибыль своим акционерам.

"Но не надо думать, что компании всегда надо быть сплоченным коллективом, - отмечает Роман ТЫШКОВСКИЙ, старший консультант консалтинговой компании Personnel Care. - Здесь все как в браке: иногда нужно брать паузу и отдыхать". Уровнем доверия в компании можно и нужно управлять. Но, чтобы ситуация в компании не вышла из-под контроля, важно выполнить, по крайней мере, два условия. "Во-первых, нужно одинаково платить за одинаковый труд, - говорит Тышковский. - Во-вторых, создать условия для открытого обмена мнениями внутри компании". И в соблюдении этих условий Тышковский не видит ничего невозможного. Ведь если нет оснований для недоверия, сотрудники склонны друг другу доверять, считает он.

Заразиться недоверием совсем несложно. В начале 90-х Савченко работал в американской биотехнологической компании BioGen. "Когда я устраивался в эту компанию, в ней работало всего около 250 сотрудников, хотя годовой оборот подходил к $1 млрд. Через два года там работало уже свыше тысячи человек. В компанию пришло много менеджеров - профессионалов в управлении, но ничего не понимающих в технологии. Коллектив потерял свою однородность, - рассказывает он. - Мне пришлось наблюдать, как всего за два года доверие в компании почти полностью растворилось". "Легко доверять тому, кто похож на тебя", - отмечает он. В России доверяют только "своим", говорит Игорь ГУРКОВ, профессор Государственного университета Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ) и автор книги "Стратегия и структура корпораций". "Свои" - это люди, практически полностью совпадающие по психотипу, образованию, социально-демографическим характеристикам (полу, возрасту, происхождению, национальности, цвету кожи и проч.), отмечает он.

Сослагательное успеха

"Забудьте о порядочности", - говорит Гурков из ГУ-ВШЭ. В России взаимное доверие может быть основано только на совпадении интересов. К сожалению, практически в любой организации такое совпадение не может длиться долго. Все возможные интересы можно свести к пяти базовым: деньги, власть, любопытство, слава и покой, напоминает он. "Проблема в том, что у разных людей эти базовые интересы распределены в разных пропорциях, - отмечает он. - Да и пропорции меняются со временем". Если на этапе становления бизнеса интересы основателей в целом могут совпадать, то со временем неизбежно расходятся. Кого-то больше интересуют деньги, а кого-то власть. Кто-то готов пожертвовать славой ради денег, а кто-то считает, что заработал достаточно, и хотел бы покоя.

К тому же в большинстве российских компаний нарушается баланс прав. "У руководителей любого уровня есть неограниченные права наказывать, но нет никаких прав вознаграждать. А доверие между руководителями и подчиненными возможно, только если такой баланс есть", - говорит Гурков.

На сотнях примеров ему приходилось наблюдать одну и ту же динамику доверия в российских компаниях. За этапом фокусировки (например, на этапе становления бизнеса) почти неизбежно следует этап дистанцирования (руководителей от подчиненных, функций друг от друга), расфокусировки, распада и гибель. Если только не находится харизматический лидер, которому удастся разбежавшиеся по сторонам интересы вновь собрать воедино, или, другими словами, "выкупить" у ключевых сотрудников компании, полагает Гурков.

Восстановить доверие в компании можно только на совсем новых основаниях, говорит Скрипкина из Ростовского госуниверситета. Но эта работа по объединению интересов невозможна, если сохраняется дистанция между руководителями и подчиненными. В группах, отношения в которых построены по принципу "ты начальник, я дурак", доверие не восстанавливается, резюмирует Скрипкина. "Как ни размахивай кнутом, если считаешь подчиненных стадом, они все равно будут разбегаться в разные стороны", - резюмирует Гурков.

Автор:
Теги:




Новости партнеров





Новости тематики





Новости раздела








Комментарии

  • Правила пользования функцией «Комментарии» на сайте Zrpress.Ru
  • Запрещается:
    1. Нецензурная брань.
    2. Личные оскорбления в любом виде.
    3. Высказывания расистского толка, призывы к свержению власти насильственным путем, разжигание межнациональной розни.
    4. Проявления религиозной, расовой, половой и прочей нетерпимости или дискриминации.
    5. Публикация сообщений, наносящих моральный или любой другой урон любому лицу (юридическому или физическому).
    6. Использовать в имени (нике) адреса веб-сайтов, грубые и нецензурные выражения.
    7. Совершать любые попытки нарушения нормальной работы функции «Комментарии» и сайта.
    8. Осуществление прямой рекламы в сообщениях.
    9. Помещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, а также нечестные приемы ведения дискуссий.
    10. Мнения авторов комментариев может не совпадать с мнение авторов материалов и администраторов сайта. Администраторы имеют право удалить, отредактировать, перенести или закрыть любое ваше сообщение в любое время по своему усмотрению. Оставляя сообщение в «Комментариях», будьте взаимно вежливы и культурны, старайтесь не нарушать установленный порядок.

 

Авторизация:


Анонимно
Авторизовано
E-mail:
Пароль:

Популярно

Loading...

MarketGidNews