Курсы валют ( )
USD: 77.92 р. 100 JPY: 73.95 р.
EUR: 91.31 р. 10 CNY: 11.64 р.
Индексы ( )

|

Finam

Новости finance.comon.ru

LentaInformNews

Банки расщедрились!

01 Января 1996, 00:00 | Дальний Восток

Еще не так давно подавляющая часть небольших компаний могла лишь мечтать о кредите на развитие бизнеса - слишком осторожно банки подходили к выбору заемщиков. За последние несколько лет объем кредитования малых и средних предприятий увеличился в разы. А банки, предлагающие все более мягкие и гибкие условия для предпринимателей, вынуждены активно конкурировать в этом сегменте.

Около трех лет назад кредитовать малый бизнес был готов лишь каждый третий российский банк. Неудивительно, что, по самым смелым оценкам, объем кредитования компаний малого и среднего бизнеса удовлетворял потребности лишь на 10-15%.

Приоритетный бизнес

Однако за последние несколько лет российские банки сделали серьезный шаг вперед в развитии этого направления кредитования. Это и не удивительно, ведь в большинстве развитых стран мира малый и средний бизнес является одной из главных опор экономики. При этом вклад малого и среднего бизнеса в объем ВВП растет год от года. Можно сказать, что именно предприниматели сейчас создают так называемый средний класс, о значимости которого для стабильности государства говорят на всех уровнях власти. Малый и средний бизнес очень важен для развития экономики страны - это и новые рабочие места, и диверсификация бизнеса, и инновации. Ведь предприниматель - это человек с огромной волей, энергичный, активный, готовый рисковать, чтобы достичь результата.

Эксперты сходятся в том, что потребность малого и среднего бизнеса в финансах и сейчас еще далека от удовлетворения. Поэтому многие банки или спешно выходят на этот рынок, или расширяют свое присутствие на нем. Естественно, преимущество получают банки, зарекомендовавшие себя на российском финансовом рынке как надежные и стабильные партнеры.

Промсвязьбанк, не так давно запустивший программу кредитования малого и среднего бизнеса, провел исследование рынка малых и средних предприятий. Оно показало, что сейчас ежегодная потребность в финансировании таких предприятий оценивается в десятки миллиардов долларов.

Впрочем, об этом говорят не только сухие статистические данные. "Только за первые два с небольшим месяца с момента запуска программы по кредитованию малого и среднего бизнеса Промсвязьбанк одобрил кредиты предпринимателям на общую сумму 1 млрд руб. Этот пример наглядно демонстрирует, насколько востребованы такие кредиты", - говорит управляющий директор департамента малого и среднего бизнеса Елена МАХОТА.

Между тем, по оценке аналитиков, даже сейчас потребность в кредитовании этого рынка удовлетворена не более чем на 45-50%. И это без учета устойчивого ежегодного роста количества малых и средних предприятий.

Лакомый сегмент

Заинтересованность банков в развитии сегмента кредитования малого и среднего бизнеса сами банкиры объясняют по-разному. В числе причин - недостаточный уровень развития рынка кредитования малого и среднего бизнеса в России и высокие темпы роста этого сегмента. Высокая конкуренция на рынке кредитования крупных корпоративных клиентов заставляет российские банки развивать другие направления. Кредитуя малые и средние предприятия, банки получают возможность диверсифицировать риски.

Впрочем, конкуренция банков только на руку предпринимателям: сейчас банки предложили целый ряд кредитных программ, учитывающих потребности небольших предприятий. К слову, за последние годы четко прослеживается тенденция по снижению процентных ставок по кредитам (с 35% в 2004-2005 гг. до 15-16% в 2007 г.). Необходимо учитывать, что банки подходят к кредитованию малого и среднего бизнеса по-разному. Понятие "малый и средний бизнес" до сих пор четко не определено российским законодательством, хотя совсем недавно был принят новый закон о развитии малого и среднего предпринимательства, регулирующий порядок и формы оказания государственной поддержки предприятиям. Каждый банк по-своему видит клиента, многие при создании продукта ориентируются на конкурентные предложения. А вот потребности потенциального клиента, его желания и возможности банки учитывают гораздо реже.

Малый и средний бизнес - совсем не однородная группа, одним нужно несколько десятков тысяч рублей, другим - несколько (и даже десятки) миллионов - потребности у людей разные, и подход к их кредитованию должен учитывать особенности каждого предприятия.

Кредит на раз, два, три

Есть и обратная сторона медали. К сожалению, не все предприниматели знают о возможности получить в банке кредит на развитие бизнеса. Им сложно оценить недополученные доходы и выгоды такого финансирования. А ведь кредитование помогает избежать целого ряда конкурентных и рыночных рисков, позволяет увеличить оборот компании и эффективно использовать собственный капитал. Кроме того, кредит позволяет значительно увеличить торговый оборот, а значит, и намного быстрее получить дополнительную прибыль. Предприниматель может, не снижая оборота, получить основные средства, произвести ремонт или провести рекламную кампанию. Короче говоря, кредит дает компании возможность занять стабильные позиции на рынке и опередить менее решительных конкурентов. И, почувствовав вкус к работе с банком, предприниматель начинает вести себя активнее, ставит себе более высокую планку. Это отмечают представители тех банков, которые запустили на рынке комплексные программы кредитования малого и среднего бизнеса. Например, в Промсвязьбанк после вывода на рынок такой программы поступает большое количество запросов от предпринимателей, интересующихся возможностью получить кредит. Это говорит о том, что для кредитования малого и среднего бизнеса уже подготовлена почва. Пожинать плоды будут те банки, которые плотнее работают с клиентами, объясняя предпринимателям выгоду такого финансирования и обеспечивая прозрачность в выдаче кредитов.

Многие предприниматели уже смогли оценить возможности привлечения такого финансирования. Уже сейчас многие банки называют кредитование малого и среднего бизнеса приоритетным направлением в своем бизнесе.

Банки стремятся занять пустующую нишу, предлагая клиентам наиболее удобные для них условия. Дифференцированный подход к клиенту - вот ключ к успеху, считают многие эксперты. Так, Промсвязьбанк, изучив рынок перед запуском своей новой программы кредитования малого и среднего бизнеса, выделил три группы предпринимателей и соответственно разработал три группы продуктов, наилучшим образом отвечающих запросам таких клиентов.

В чем особенности предлагаемых банками программ кредитования малого и среднего бизнеса? Решение по кредиту принимается в срок до 7 дней. В этом кредитные программы для малого и среднего бизнеса не отличаются от программ для розничных или крупных корпоративных клиентов. При этом по отдельным кредитным программам Промсвязьбанка кредитную заявку будут рассматривать в течение 1 рабочего дня.

В "Альфа-банке" кредит дадут компаниям, участие нерезидентов РФ и/или государства в капитале которых не превышает 49%. Кроме того, при кредитовании в этом банке опыт ведения бизнеса предпринимателем должен быть не менее 9 месяцев. Аналогичное требование при рассмотрении кредитной заявки учитывает и "МДМ-банк". Каждый банк видит понятие "малый и средний бизнес" по-своему. Соответственно банки по-разному разделяют клиентов. Например, в Промсвязьбанке компании с ежемесячным оборотом до 10 млн руб. попадают в категорию малого бизнеса, а к среднему бизнесу относятся компании с оборотом выше этой суммы. В банке "Уралсиб" к предприятиям малого и среднего бизнеса относят те компании, годовая бухгалтерская выручка которых не превышает $3 млн. Практически в любом банке можно получить кредит, даже если бизнес существует меньше года. Однако ограничения по сроку работы все же есть - предприятие должно быть не моложе 3-6 месяцев.

Кроме того, любой банк потребует предоставить достоверную информацию о своей деятельности, а также предоставить поручительство владельцев бизнеса. Для получения кредита предпринимателю, скорее всего, придется предоставить банку залог. Но и здесь банки не столь категоричны. Например, в Промсвязьбанке по продукту "ПСБ - Первый (залоговый)" до 50% обязательств можно не обеспечивать залогом, "ПСБ - Бизнес" позволяет не обеспечивать до 30% обязательств, "ПСБ - Инвест" - до 15% обязательств, а по продукту "ПСБ - Первый (беззалоговый)" для получения кредита залог и вовсе не нужен. При сроке кредитования до 18 месяцев товары в обороте могут занимать до 100% в структуре залога.

Равнение на лучших

Все банкиры согласны с тем, что кредитные портфели банков по малому и среднему бизнесу за последние три года выросли в разы. И это не предел - рынок далек от насыщения.

"Для предпринимателей получение кредита на развитие малого и среднего бизнеса - шанс не только увеличить оборотные средства и расширить свой бизнес, но и своего рода входной билет в престижный клуб - работа с известными банками не только выгодна, но и служит подтверждением репутации бизнесмена. А уж если речь идет о банке, хорошо известном на рынке корпоративного кредитования, то престиж возрастает в разы", - утверждает управляющий Владивостокским филиалом Промсвязьбанка Игорь БОРЯКОВ. Кредитование банками малого и среднего бизнеса - дорога с двусторонним движением. И успех обеспечен только тогда, когда обе стороны почувствуют вкус к сотрудничеству, поймут его преимущества. Это уже происходит, а в ближайшее время объем кредитов, выданных банками малым и средним предприятиям, будет нарастать как снежный ком. И выиграют те банки и предприниматели, которые не останутся в стороне от этого процесса.

Автор:
Теги:




Новости партнеров





Новости тематики





Новости раздела








Комментарии

  • Правила пользования функцией «Комментарии» на сайте Zrpress.Ru
  • Запрещается:
    1. Нецензурная брань.
    2. Личные оскорбления в любом виде.
    3. Высказывания расистского толка, призывы к свержению власти насильственным путем, разжигание межнациональной розни.
    4. Проявления религиозной, расовой, половой и прочей нетерпимости или дискриминации.
    5. Публикация сообщений, наносящих моральный или любой другой урон любому лицу (юридическому или физическому).
    6. Использовать в имени (нике) адреса веб-сайтов, грубые и нецензурные выражения.
    7. Совершать любые попытки нарушения нормальной работы функции «Комментарии» и сайта.
    8. Осуществление прямой рекламы в сообщениях.
    9. Помещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, а также нечестные приемы ведения дискуссий.
    10. Мнения авторов комментариев может не совпадать с мнение авторов материалов и администраторов сайта. Администраторы имеют право удалить, отредактировать, перенести или закрыть любое ваше сообщение в любое время по своему усмотрению. Оставляя сообщение в «Комментариях», будьте взаимно вежливы и культурны, старайтесь не нарушать установленный порядок.

 

Авторизация:


Анонимно
Авторизовано
E-mail:
Пароль:
Loading...

MarketGidNews