Курсы валют ( )
USD: 75.62 р. 100 JPY: 72.31 р.
EUR: 91.31 р. 10 CNY: 11.51 р.
Индексы ( )

|

Finam

Новости finance.comon.ru

LentaInformNews

Спасти Владивосток могут еще как минимум 700 млрд рублей

05 Сентября 2012, 18:32 | Владивосток

Директор Азиатско-Тихоокеанского института миграционных процессов, ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН, кандидат экономических наук Юрий АВДЕЕВ подверг критике взгляд на вопрос создания на острове Русском особой экономической зоны (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа, «которую подрядились обустраивать москвичи».

Еще в декабре 2011 года на первом форуме в рамках года председательства России в АТЭС в Санкт-Петербурге он изложил свой подход к решению задачи по обустройству острова Русского, который принципиально отличается от концепции, предложенной подрядчиком.

- Я ничего не имею против столицы нашей родины и живущих там деятельных людей, но то пренебрежение, с которым они довольно часто относятся к периферии, а тем более к окраине, какой видится Дальний Восток и Владивосток, задевает до глубины души, - говорит Юрий Авдеев. - В результате многие из нас неоднократно сталкивались с правительственными решениями, которые отражаются и на бизнесе, и на благополучии дальневосточников, окружающей среде и историческом наследии. Не хочу драматизировать ситуацию вокруг очередного проекта, но, похоже, на этот раз от того, как он будет реализован, зависит будущее не только наших внуков…

Еще в январе 2012 года разработчики концепции особой экономической зоны на острове Русский приглашали местных экспертов для обсуждения возможных подходов, но слышали только то, что не противоречило их представлениям о будущем острова.

Путь, который проделали авторы «нового концептуального взгляда» (заказчик ОАО «Особые экономические зоны», гендиректор Олег КОСТИН, подрядчик - IRP Group, гендиректор Булат СТОЛЯРОВ) на развитие территории Владивостока, новизны как таковой имеет немного, а прочерченная ими траектория повторяет то, что в самом Приморье было пройдено как минимум 10 лет назад. Авторы в числе пяти целей проекта называют «закрепление населения», «превращение Владивостока в центр международного сотрудничества», «создание условий для опережающего экономического роста», «стимулирование экономического взаимодействия» и «обеспечение устойчивого развития после саммита», то становится ясно: в такой постановке ожидать каких-либо новаций не приходится.

Практически все, что является предметом разработки в рамках ОЭЗ, было сформулировано ранее, причем тогда, когда еще ничего было нельзя. Никакого АТЭС не было в помине, о миллиардных инвестициях не мечтали, про университет на Русском можно было услышать только от больных на голову местных экспертов и т.д. А сегодня все это уже не только можно, это даже не просто в чертежах, но и в металле, бетоне, вантах и т.п. Разработана, обсуждена и утверждена «Стратегия Владивостока до 2020 года», сформулирован «Стратегический план развития города до 2020 года». И теперь слушать про дорожки для бега трусцой или о яхт-клубах, горнолыжной базе на Русском - это как-то не очень удобно по отношению к авторам предлагаемой к обсуждению разработки.

То, что сегодня происходит по части прироста инфраструктурного потенциала Владивостока, - это запредельно даже для самых неуемных мечтателей. Но давайте посмотрим на это в категориях соотношения между стоимостью человеческого капитала и стоимостью инфраструктуры города. Именно это и является коренной причиной миграционного оттока горожан.

Так вот, для «закрепления» здесь молодежи, а именно они отсюда уезжают, к 600 млрд рублей, которые освоены ко времени проведения саммита, потребуется еще вложить как минимум 700 млрд. И не потому, что мы такие ненасытные. Таков уровень недовложений за многие годы существования «закрытого» города. Это сопоставимо и даже превышает объемы финансирования последних лет, и далеко не совпадает с оценками авторов Концепции, которые считают, что достаточно «обойтись» суммой в $1 млрд.

И отсюда возникает задача, которая и требует решения. Полагаться и на дальнейшее инвестирование за счет федерального бюджета в тех же объемах не приходится, особенно имея в виду, что, чем больше федеральный центр сюда вкладывает, тем больше люди отсюда бегут. Но за счет каких же источников город может получить столь мощное финансовое вливание, где и на чем он сможет заработать сам? И совершенно логично, что единственным направлением экономического развития, которое обеспечит такой финансовый поток, является туризм. Отсюда принципиальный вопрос к авторам концепции: смогут ли предлагаемые меры обеспечить требуемый туристический поток, каков масштаб этого потока, на что должен быть ориентирован город и его власти, что будет в качестве финансового результата?

Авторы, «реалистично» разложив туристический поток, рассчитывают на то, что в основном это будут россияне, тогда как иностранные туристы составят примерно 30%. По этим прогнозам в 2021 году Владивосток сможет принять 2560 тыс. туристов, а в 2027-м - 3630 тыс., из которых иностранцев - не менее 1300 тыс. человек. На первый взгляд, очень хорошая перспектива. Но! Стоит ли рассчитывать на то, что город сам будет зарабатывать достаточно, чтобы вкладывать в инфраструктуру туризма? Сами же авторы отвечают: нет, не сможет. Потому что перспектива до 2037 года 1,2 млн туристов для Владивостока цифра совершенно недостаточна.

С одной стороны, мы знаем, что в нашем ближайшем окружении (северо-восток Китая, две Кореи и Япония) сосредоточено 300 млн человек, и это самый надежный туристический потенциал. С другой стороны, 20 экономик АТЭС - это то, что будет здесь уже в этом году. И какими лютиками-цветочками, экопарками и прочей мишурой мы сможем завлечь сюда жителей этих стран?

Таким образом, слабость концепции состоит в том, что она не опирается на тот ресурс, который только и будет источником развития Владивостока, Приморского края, Дальнего Востока, и если хотите - России. Не случайно в последние годы все чаще берут на вооружение введенное нами понятие Тихоокеанская Россия. Так вот ресурс, который пока так и остается невостребованным, хотя он уже здесь (почти два десятка иностранных консульств и торговых представительств), заключается в том, что Владивосток - это ближайшая европейская точка к Азиатско-Тихоокеанскому региону. И интерес к этому месту будут проявлять как европейские, так и все азиатские страны. Значит, на этом должна быть построена концепция.

Дальше речь должна идти о том, как концепция может быть связана с повесткой дня саммита. На первый взгляд - не наше дело, но это принципиально неверно, потому что от этого зависит судьба и ДВФУ, и дальневосточной науки, да и Владивостока в целом. Повестка саммита понятна: продовольственная безопасность, транспортная логистика, инноватика, региональное развитие. Но ни в одной из этих областей мы не являемся лидерами, и самое большее - мы можем встраиваться в хвост уже сложившихся процессов.

А вот где мы действительно можем задать тон, да что там - установить свои правила игры, это - культура, - вот где мы могли бы задать мощный импульс интеграционного взаимодействия. ко что сказать, но и как сделать!

И теперь на таком фундаменте можно сформулировать, что должно быть на острове Русском, с чего нужно начинать, и что не противоречит выставленным авторами проекта Концепции критериям. Остров Русский - это российская инициатива по обустройству площадки межкультурного взаимодействия стран АТЭС и России.

Первым фундаментальным проектом такого взаимодействия является университет, который в парадигме Москвы звучит как «ДВФУ». Для кого он ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ? - Для китайцев, корейцев, японцев, или все же для москвичей? Как вы лодку назовете… Поэтому здесь тоже нужно было бы внести поправку, пока еще есть время: Российский Азиатско-Тихоокеанский университет во Владивостоке! Над этим можно еще поработать, но региональная привязка обязательна.

А что еще является содержательным аспектом межкультурного взаимодействия на Русском? Почему бы в рамках данной концепции не положить на стол главе российского государства проект: каждой из экономик АТЭС на Русском отведена территория, скажем, в пределах 10 га, где размещается и официальное представительство, и элементы национальной культуры, науки, традиционной кухни, архитектурные памятники и т.п. Двадцать городов региона вдруг оказались на одной территории.

А по другую сторону транспортной артерии острова расположились 20 российских городов со своими наиболее узнаваемыми архитектурными силуэтами, памятниками культуры: Москва, Санкт-Петербург, Ярославль, Нижний Новгород, Казань и далее по Транссибу. Вот вам два в одном: на Русском острове и «Россия», и «АТЭС». Здесь вам и культурные обмены, и новые побратимские связи, и научное взаимодействие, и спортивные, и торговые и прочие связи.

В любых других сферах правила уже давно установлены, и условия нашей интеграции состоят в том, что мы соглашаемся с этими правилами. А, как известно, кто рамки задает, тот и получает выгоду. Торговля сырьем сама по себе дело не такое уж и плохое, но все зависит от того, по чьим правилам установлена эта игра. Поэтому наш выход хоть на европейский, хоть на азиатские рынки, хоть вступление в ВТО - все это выход на площадки, где границы установлены другими. Активное участие России в АТЭС хорошо именно тем, что здесь еще остаются ниши, в которых мы могли бы задавать свои условия.

Никакая другая сфера экономической деятельности, кроме туризма, не сможет дать такого прироста рабочих мест, простора для развития бизнеса, а главное - быстрой отдачи и притока живых денег. Для этого у Владивостока еще остается очень много: и предпринимательский энтузиазм, и фантазия, и идеи, и желание. К этому бы добавить такой же безоглядности на Москву и инициативы нашим руководителям города и края, которая присуща бизнес-сообществу, думаю, мы могли бы действительно еще при нашей жизни встать вровень с такими городами как Сингапур и Шанхай, Пусан и Далянь, Харбин и Муданьцзян.

Подготовила Ольга ЖУРМАН, «Золотой Рог».

Теги:




Новости партнеров





Новости тематики





Новости раздела








Комментарии

  • Правила пользования функцией «Комментарии» на сайте Zrpress.Ru
  • Запрещается:
    1. Нецензурная брань.
    2. Личные оскорбления в любом виде.
    3. Высказывания расистского толка, призывы к свержению власти насильственным путем, разжигание межнациональной розни.
    4. Проявления религиозной, расовой, половой и прочей нетерпимости или дискриминации.
    5. Публикация сообщений, наносящих моральный или любой другой урон любому лицу (юридическому или физическому).
    6. Использовать в имени (нике) адреса веб-сайтов, грубые и нецензурные выражения.
    7. Совершать любые попытки нарушения нормальной работы функции «Комментарии» и сайта.
    8. Осуществление прямой рекламы в сообщениях.
    9. Помещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, а также нечестные приемы ведения дискуссий.
    10. Мнения авторов комментариев может не совпадать с мнение авторов материалов и администраторов сайта. Администраторы имеют право удалить, отредактировать, перенести или закрыть любое ваше сообщение в любое время по своему усмотрению. Оставляя сообщение в «Комментариях», будьте взаимно вежливы и культурны, старайтесь не нарушать установленный порядок.

 

Авторизация:


Анонимно
Авторизовано
E-mail:
Пароль:

Популярно

Loading...

MarketGidNews