Курсы валют ( )
USD: 75.81 р. 100 JPY: 72.69 р.
EUR: 89.89 р. 10 CNY: 11.53 р.
Индексы ( )

|

Finam

Новости finance.comon.ru

LentaInformNews

«Сахалин - материк»: мост в будущее

05 Сентября 2012, 15:20 | Дальний Восток

Тоннельно-мостовой переход «Сахалин - материк» может стать следующей глобальной стройкой на Дальнем Востоке РФ после объектов саммита АТЭС. Эксперты называют его мостом в будущее: он не только свяжет остров с материковой частью РФ, но и может стать своего рода мостом между ЮВА и Европой. Этот проект даст толчок экономическому развитию всего Дальнего Востока России.

Идея надежного круглогодичного соединения Сахалина с материком существовала достаточно давно, она была неразрывно связана с планами широкого освоения территорий Нижнего Амура. В середине XIX века ее высказали выдающиеся мореплаватели адмиралы Г.И. НЕВЕЛЬСКОЙ и Н. М. ЧИХАЧЕВ, но их предложение не было поддержано правительством России. В 1892 году дамбу через пролив Невельского предложил построить харьковский купец ГУДКОВ. На деньги купцов Приамурья была организована работа по изысканию строительства железной дороги к портам Николаевск-на-Амуре, Де-Кастри, но и в этот раз проект не был воспринят руководством страны. Также не получил развития и проект штурмана Н.ОСТАШЕВСКОГО, который в 1915 году изложил свою идею генерал-губернатору Амурского края Н.ГОНДАТТИ. Кроме экономических выгод от строительства дамбы автор предполагал укрепить обороноспособность устья Амура. Но грянула Гражданская война, затем Великая Отечественная и проект еще на полвека был забыт.

В 1950 году с идеей соединения Сахалина с материком железной дорогой выступил Сталин. Рассматривались варианты с паромной переправой, мостом и тоннелем. Вскоре на официальном уровне (секретное постановление Совета Министров СССР от 5 мая 1950 года) было принято решение о сооружении тоннеля в районе мыса Лазарева - Погиби, по которому должен был пройти участок железной дороги Комсомольск-на-Амуре - о. Сахалин. На материке было построено 120 км железнодорожного полотна по правому берегу Амура от станции Селихино до станции Чёрный мыс (дорога в дальнейшем использовалась для вывоза древесины). На мысе Лазарева, откуда предполагалось прокладывать тоннель, был прорыт ствол шахты, в 1,6 км от берега был насыпан искусственный остров диаметром 90 м. После смерти Сталина и массовой амнистии заключённых работы по проекту были свёрнуты.

Бурное развитие экономики Сахалина потребовало быстрого решения транспортной проблемы, поэтому был реализован паромный вариант. Но в начале XXI века стало очевидно, что паромный комплекс исчерпал себя и не может обеспечить бесперебойную транспортную связь и потребности экономики.

ОАО «РЖД» подготовило несколько лет назад обоснование инвестиций проекта. В разработке этого документа участвовали 14 проектных и научно-изыскательских институтов под руководством генерального подрядчика - государственного научно-исследовательского учреждения «Совет по изучению производительных сил» Минэкономразвития РФ и Российской академии наук. Все они пришли к заключению - проект является стратегическим для страны, в том числе с геополитической точки зрения.

Проект состоит из 4 частей. Первая - строительство железной дороги на территории Хабаровского края (от существующей железнодорожной магистрали до мостового перехода). Вторая - сам переход, каким он будет (мост, тоннель или дамба, которая также может выполнять роль электростанции, с обводным каналом) - решение пока не принято. Третья - «перешивка» узкой колеи железнодорожной магистрали на Сахалине на общесетевой стандарт. Четвертая - строительство железнодорожной «ветки» (43 км) на западном побережье Сахалина Углегорск - Ильинск, чтобы соединить крупнейшие на Сахалине угольные месторождения с морскими незамерзающими портами юга острова.

Ориентировочная стоимость проекта - $13-14 млрд. «Это сопоставимые деньги с саммитом АТЭС, Олимпиадой в Сочи и рядом других проектов. Наш проект имеет право на жизнь, он абсолютно реальный. Создание транспортного коридора «Восток - Запад» даст хороший импульс развитию экономики Дальнего Востока РФ», - считает губернатор Сахалинской области Александр ХОРОШАВИН.

На встрече с жителями Южно-Сахалинска в 2011 году он заявил, что одна из основных задач его губернаторства - добиться реализации данного проекта. «Этот проект не только экономический, он - социальный, политический. Проект, который связывает нашу страну в единое целое», - сказал тогда губернатор. «Оторванность Сахалина от материковой части России отрицательно сказывается не только на экономике региона, но и на менталитете, настроении его населения», - считает глава региона.

Его поддержал полномочный представитель президента РФ в ДФО Виктор ИШАЕВ: «Отсутствие надежного транспортного сообщения Сахалин - материк препятствует развитию интеграционных процессов со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, затрудняет решение вопросов, связанных с развитием Дальнего Востока и обеспечением национальной безопасности России». Оба они считают, что эта масштабная стройка должна вестись одновременно с модернизацией БАМа и использовать кадровый потенциал (а это почти 160 тыс. рабочих рук) и мощности строительной индустрии, которые сейчас высвобождаются в связи с завершением возведения объектов саммита АТЭС во Владивостоке.

Проект даст мультипликативный эффект развития всего Дальнего Востока, а также решит ряд важнейших региональных и общегосударственных задач, заявляют эксперты.

Строительство железнодорожной линии от Комсомольска-на-Амуре до мыса Лазарева (до места перехода) открывает возможность экономического развития значительной территории северо-восточной части Хабаровского края, где запасы ценных пород древесины оцениваются в 7,2 млрд кубометров. Из-за труднодоступности данной территории ежегодно здесь от лесных пожаров гибнет до 80 тыс. га леса.

zrpress.ru, золотой рог, владивосток

Реализация проекта перехода объединит единой транспортной сетью сразу четыре дальневосточных морских порта (Де-Кастри, Холмск, Невельск, Корсаков), что позволит создать новые выходы России в АТР и снизить перевалочные нагрузки других дальневосточных портов, работающих сегодня на пределе своих возможностей.

Северный завоз в Магадан, на Камчатку, Чукотку и в восточной сектор Арктики может быть переключен с портов Приморья на порты Сахалина. Это позволит существенно сократить расходы, расстояние доставки грузов станет максимально коротким.

Существующие транспортные связи Сахалина с материком в настоящее время являются главным сдерживающим фактором всестороннего комплексного развития островного региона, в том числе его нефтегазового комплекса. Проект перехода также обеспечит доступность поездок на материк для каждого сахалинца, создав альтернативу авиационному транспорту. Прямое сообщение с материком повысит качество жизни населения, снизит комплекс «оторванности» от большой земли, улучшит демографическую ситуацию. Кроме того, транспортная доступность острова с его уникальной природой сделает привлекательными туристические поездки.

Большой интерес к этому проекту проявляет японская сторона. В случае его реализации перспективным становится строительство перехода между Сахалином и японским островом Хоккайдо. Таким образом, через Россию пройдет международный транспортный коридор «Восток - Запад», который свяжет Юго-Восточную Азию с Европой. В настоящее время работает паромная переправа Корсаков (Сахалин) - Вакканай (Хоккайдо, Япония), время следования парома в один конец - 5 часов. Возможна организация экспрессной контейнерной линии на данном маршруте с дальнейшей отправкой грузов в Европу через Сахалин и БАМ без промежуточных перевалок по кратчайшему расстоянию и с минимальными сроками доставки. Через Северный Ледовитый океан сегодня доставка грузов занимает 1,5 месяца, через Африку, «где сомалийские пираты и все остальное», - порядка нескольких месяцев.

К проекту проявляют интерес и другие страны, например, Корея. Эти страны сейчас ищут варианты создания крупнейшего международного транспортного коридора, и Россия может опоздать, предупреждают эксперты. Сегодня идет ожесточенная борьба за рынок трансконтинентальных перевозок, и у России есть реальные преимущества, поэтому реализовывать проект «Сахалин - материк» необходимо в самое ближайшее время, считают они. Отказ России от проекта - потеря уникальной возможности направления трансконтинентального транзита через свою территорию. В этом случае грузы из ЮВА в Европу и обратно пойдут по альтернативным трассам, которые могут появиться в ближайшее время, - TRACEKA, Шелковый путь, железнодорожный переход Япония - Корея. Упущенный шанс станет стратегическим проигрышем страны.

«Идея строительства моста между Сахалином и материком имеет право на существование. Она бы самым существенным образом изменила жизнь на Сахалине», - признает и председатель правительства РФ Дмитрий Медведев. Об этом он заявил в ходе своего визита на Сахалин в июле 2012 года. Премьер-министр отметил, что это «очень, очень дорогой проект». «В то же время его экономическая суть и социальные последствия колоссальные, поэтому на будущее, я считаю, нам нужно, как минимум, просчитать все возможные варианты и все возможные способы, каким образом связать материк и Сахалин», - сказал Медведев.

Проект строительства железнодорожного мостового перехода «Сахалин - материк» включен в Стратегию развития железнодорожного транспорта России и стратегию социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года.

Правительство Сахалинской области,

Министерство инвестиций и внешних связей Сахалинской области

Тел.: (4242) 469-392, факс 469-395

E-mail: [email protected]

www.adm.sakhalin.ru

Елена ТРЕТЬЯКОВА, «Дальневосточный капитал».

Теги:




Новости партнеров





Новости тематики





Новости раздела








Комментарии

  • Правила пользования функцией «Комментарии» на сайте Zrpress.Ru
  • Запрещается:
    1. Нецензурная брань.
    2. Личные оскорбления в любом виде.
    3. Высказывания расистского толка, призывы к свержению власти насильственным путем, разжигание межнациональной розни.
    4. Проявления религиозной, расовой, половой и прочей нетерпимости или дискриминации.
    5. Публикация сообщений, наносящих моральный или любой другой урон любому лицу (юридическому или физическому).
    6. Использовать в имени (нике) адреса веб-сайтов, грубые и нецензурные выражения.
    7. Совершать любые попытки нарушения нормальной работы функции «Комментарии» и сайта.
    8. Осуществление прямой рекламы в сообщениях.
    9. Помещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, а также нечестные приемы ведения дискуссий.
    10. Мнения авторов комментариев может не совпадать с мнение авторов материалов и администраторов сайта. Администраторы имеют право удалить, отредактировать, перенести или закрыть любое ваше сообщение в любое время по своему усмотрению. Оставляя сообщение в «Комментариях», будьте взаимно вежливы и культурны, старайтесь не нарушать установленный порядок.

 

Авторизация:


Анонимно
Авторизовано
E-mail:
Пароль:

Популярно

Loading...

MarketGidNews