Курсы валют ( )
USD: 65.53 р. 100 JPY: 58.43 р.
EUR: 75.92 р. 10 CNY: 94.71 р.
Индексы ( )

|

Finam

Новости finance.comon.ru

LentaInformNews

Кто в строители идет

16 Августа 2016, 17:00 | Приморье

Определяющая развитие экономики Приморья отрасль может остаться без кадров

 

С кадровым голодом особенно остро приморская стройка столкнулась еще в преддверии саммита АТЭС. Тогда, при подготовке к нему, пожалуй, был упущен один очень важный вопрос – о наборе и подготовке специалистов для объектов, которые строились к этому событию. В итоге на строительный рынок края за заработком ринулось множество строительных компаний из других регионов и из-за рубежа. Причем они направляли в край не только уникальных специалистов, которых у нас действительно не было, но и разнорабочих, пишет Деловая газета "Золотой Рог".

Местные компании и рабочих брали «на подхват», то есть использовали на временных и на наиболее дешевых работах. Особой выгоды субподрядчики не получали. Рассчитывались с ними не всегда сразу, да и не всегда честно. Правда, были надежды, что появившийся в ходе этого строительства передовой опыт приморцы в дальнейшем смогут успешно применить на строительстве объектов, которые в соответствии со стратегией развития региона должны были валом начать строиться сразу же после саммита.

Однако после саммита объемы строительства резко упали. Многие приезжие строители после этого разъехались по миру. Но часть осталась, при том что местные строители зачастую сами остаются без работы, а порядка 20% компаний просто-напросто дышат на ладан.

Планы крупных инвесторов, которые собирались заходить в Приморье, либо отодвинулись, либо, опять же, по инерции начали опираться на привозную рабочую силу.

Естественно, привлекательность строительной отрасли у выпускников школ сегодня невысокая. По одному из опросов, в котором участвовали сотни приморских школьников, о своем желании пойти учиться на рабочую строительную профессию высказался единственный ученик. Несколько выше – желание получать среднее специальное и высшее строительное образование. Но и здесь не без проблем. Например, уже пару лет решается вопрос о том, чтобы в крае как-то сохранить при ДВФУ подготовку специалистов по водоснабжению и водоотведению. Платно желающих этому учиться нет, а бесплатно – бюджет не тянет. Не исключено, что в скором времени таких специалистов придется ввозить из западных районов страны.

То есть наша система строительного образования оказывается не заточена под потребности региона – ни под сегодняшние (поскольку на многих стройках сегодня продолжают работать приезжие строители из КНДР, КНР и пр.), ни под завтрашние. Строительные компании и промпредприятия стройиндустрии не могут четко формировать заказы на подготовку специалистов, и те, кто получит диплом о специальном строительном образовании, зачастую не имеют четкого представления, куда они пойдут работать и где смогут применить полученные знания.

Поскольку занятость в строительстве в крае очень нестабильна, а сам по себе труд этот не из легких, отрасль оказалась обречена на кадровые потери. Если четверть века назад в крае к строителям себя причисляли до 120 000 человек, то сегодня их примерно в четыре раза меньше – около 30 000. Хотя кто их считал, тех, кто сегодня работает в сфере теневого строительного бизнеса на рынке малоэтажки, ремонтных, дачных и пр. услуг?

А мы, строя свои планы, надеемся, что наш строительный комплекс каким-то чудом  выдюжит строить больше, чем в еще недалеком прошлом. При том что производительность труда в нашем строительстве по сравнению с другими странами чудовищно отстала. У нас действует краевая государственная программа «Обеспечение доступным жильем и качественными услугами ЖКХ населения Приморского края на 2013-2020 гг.», которая должна быть подкреплена кадрами, а кадры – желают лучшего.

Можно сетовать, что выигрывающие конкурсы пришлые строители берутся строить дешевле, но ведь и строят, оказываясь конкурентоспособнее. И впредь у них также неплохие шансы выигрывать все новые и новые заказы.

Смысл учебы и приобретения строительного опыта в строительной отрасли края зачастую нивелируется такими вещами, как, например, банкротство ЗАО «ТМК». Коллектив, который после строительства Золотого моста мог бы бросить вызов конкурентам на мировом рынке мостостроения, строить не менее грандиозные сооружения в других местах Дальнего Востока, сегодня оказался невостребован, а люди – нерассчитанными за уже сделанную работу. Если, по сути, наша строительная элита оказывается без дела, то что говорить о компаниях с менее квалифицированным составом?

А ведь и до «ТМК» по тем или иным причинам со строительного рынка края «сходили на нет» бывшие флагманы отрасли, а их коллективы рассеивались по другим компаниям. И при этом часть специалистов вообще уходила из строителей на более легкие хлеба.   

Сегодня трудно найти такую приморскую строительную компанию, которая бы на год вперед была обеспечена строительными заказами. А раз нет гарантированных заказов, объемов работ, то заказа с их стороны на кадровый резерв как не было, так быть и не может. Вся кадровая политика компаний зачастую сводится к тому же, что если повезет и портфель заказов каким-то чудом пополнится, то они уже и сами пробьют себе лимиты и ввезут на какое-то время «иностранную рабочую силу», а когда необходимость в ней отпадет, без проблем от нее избавятся. В крайнем случае, пока рынок труда еще относительно дешев, можно из «деревенских» на время набрать «разнорабочих» под обещания в 15-20 тысяч рублей в месяц. Однако стратегически это, конечно же, проигрышный для региона вариант.

Кадровая проблема приморской стройки серьезно беспокоит и самих строителей, и руководство края. Ей сегодня посвящаются рабочие заседания, круглые столы, о ней вовсю «трубят» специалисты, которые могут готовить строителей, и одновременно не могут, потому что зачастую и учить-то некого.

Кстати, относительно недавно СРО «Альянс строителей Приморья» поднимала вопрос о стимулировании притока кадров в отрасль выделением строителям участков под ИЖС, поскольку не должно быть так, что «сапожник без сапог», а строитель – без своего жилья. Правда, решение по этой инициативе пока так и не принято.

На фото: Еще четверть века назад в крае к строителям себя причисляли до 120 тыс. человек, сегодня таковых примерно в четыре раза меньше.

Виктор КУДИНОВ. Фото автора.

Газета «Золотой Рог», Владивосток.

 
















Комментарии

  • Valeriemae13:44, 19.08.2016#

    Emini S&P Trading Secret and figure out how to trade and after that move to South East Asia and carry on with a life that you never envisioned you could live. That is the thing that I am doing now and extremely cheerful as opposed to being in fear all the time and pushed.

  • Правила пользования функцией «Комментарии» на сайте Zrpress.Ru
  • Запрещается:
    1. Нецензурная брань.
    2. Личные оскорбления в любом виде.
    3. Высказывания расистского толка, призывы к свержению власти насильственным путем, разжигание межнациональной розни.
    4. Проявления религиозной, расовой, половой и прочей нетерпимости или дискриминации.
    5. Публикация сообщений, наносящих моральный или любой другой урон любому лицу (юридическому или физическому).
    6. Использовать в имени (нике) адреса веб-сайтов, грубые и нецензурные выражения.
    7. Совершать любые попытки нарушения нормальной работы функции «Комментарии» и сайта.
    8. Осуществление прямой рекламы в сообщениях.
    9. Помещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, а также нечестные приемы ведения дискуссий.
    10. Мнения авторов комментариев может не совпадать с мнение авторов материалов и администраторов сайта. Администраторы имеют право удалить, отредактировать, перенести или закрыть любое ваше сообщение в любое время по своему усмотрению. Оставляя сообщение в «Комментариях», будьте взаимно вежливы и культурны, старайтесь не нарушать установленный порядок.

 

Авторизация:


Анонимно
Авторизовано
E-mail:
Пароль:
Loading...

MarketGidNews